В продолжение темы древних игр (Во что поиграть, если шахматы ещё не придумали, а ты фараон/викинг/вождь майя), я решила узнать, во что играли в Древней Руси.
Под катом фотки, правила и ссылочки на браузерные версии «монополий» и «три в ряд» времен средневековой Руси.
Я веду канал в Telegram GameDEVils и блог на Substack . Подписывайтесь, я делюсь там материалами про геймдизайн, разработку и историю игр.
Игры в кости
Бояре Владимира Святославича мечут жребий для определения жертвы языческим богам. Миниатюра радзивилловской летописи, кон. XV в.:
Да, самые древние игры были не супер-интеллектуальными. Сначала для игры в кости использовали кости животных. Не в смысле как материал для вытачивания кубика, а прям кость (игры в «лодыжки», «костыги», «козули»).
После принятия христианства на Руси Церковь объявила игры занятием не богоугодным. Запрет на игры — вообще мировой тренд средневековья. И не безосновательно, так как игры в основном были азартными, их сопровождали жульничество и пьянство.
Но российских крестьян это не остановило. Записи обличительных речей проповедников это подтверждают.
И о турех, и о лодыгах, и о колядницех, и про беззаконный быт вы, попове, уимайте детей своих «Поучение св. Ильи», 12 в.).
Зернь костарная
Мангазея (Западная Сибирь), XVII в.
Это самый популярный вариант игры в кости 16-17 вв…
Вот типичная жалоба от местного воеводы «на самый верх»: служилые люди «проигрываются зернью, оружье и платье с себя проигрався, с Красного Яру бегают», что они «от тое зерни обнищали, стали наги и босы и на … государевы службы подниматься нечем….и что… государево хлебное жалованье давано, и то на зерни испродавали».
Свода правил археологи пока не нашли, но некоторые предполагают, что правила зерни должны быть похожи на арабскую средневековыую игру «Азар», (правила).
Известное название игральной кости – зарик или зар, также связано с арабским «аль-захр» (игральная кость).
Известно как минимум две похожие игры в кости, которые были раньше зерни – это «Быки» и «Лодыги».
Быки
Сам процесс называли «Катать быков». Каждый игрок выкидывал 4 лодыжки. Если лодыжка падала вогнутым боком вверх, это называлось «упасть быком», это давала одного быка, одно игровое очко. Падение лодыжки выпуклой поверхностью — «маслом» вверх засчитывалось как два быка. Если косточка падала ровным боком вверх, то приносила половину быка. Бок лодыжки с самой глубокой ямкой назывался «горе», т. к. он не давал очков.
Игроки считали количество выкинутых быков. Тот, у кого было больше всего быков, забирал себе все выброшенные кости. Затем косточки можно было обменять на деньги. Пара лодыжек стоила от 0,5 до 1 копейки.
Лодыги
Каждый игрок начинал игру с одинаковым количеством лодыжек. Обычно общее количество лодыжек не превышало 40-50 штук. Лодыжки каждого игрока были окрашены в свой цвет.
Один из игроков, по договорённости или по жребию, бросал все кости на стол и забирал себе те лодыжки, что упали выигрышной стороной вверх. После этого ход переходил к следующему игроку, он бросал оставшиеся лодыжки, забирал себе те, что упали выигрышной стороной и так по кругу. Разыграв все лодыжки, игроки могли снова выставить их в игру. Те, у кого лодыжки кончались, выходили из игры.
В конце игры лодыжки или возвращали их владельцам, или победители хранили их в качестве выигрыша до следующей игры.
Есть еще несколько вариаций названий игры: лодыжки, альчики, асычки, бабки, стрекачи, жёжки. Похожая игра у бурятских народов называется «Шагай наадан».
Я нашла на ЖЖ описание игры Лодыжки , в ней вместо просто бросков всех лодыжек на поле, игроки стараются выбить косточки, лежащие одинаковой стороной вверх.
Русские крестьяне с помощью игры в кости бросали жребий для решения споров, к примеру, при разделе земли.
Новгородские доски или славянская Дальдоза
Археолог Андрей Гринев описывает несколько таких досок как игровые.
Правил для новгородских досок не нашли. Визуально доски больше всего напоминают доски для дальдозы, археологи считают, что это славянская адаптация или саамской игры сахкку или скандинавской игры дальдоз (далдос).
Реконструкция правил
Фишки выставляют в два ряда друг напротив друга, (неясно, на пересечении линий или между линиями). Затем, игроки бросают кости и активируют фишки, если выпадает «А»: поворачивают фишку плоской стороной вдоль ряда и перемещают на одно отверстие вперёд.
Игроки перемещают активированные фишки на выпавшее количество шагов, по своему ряду в сторону «кормы» (не закруглённого края доски), затем по среднему ряду в сторону «носа», затем по ряду соперника в сторону «кормы». Далее игрок может по кругу перемещать фишки по среднему ряду и ряду противника, пока фишку не срубит соперник или пока игра не кончится. В свой ряд фишка не возвращается.
Если фишка наступает на ячейку, где стоит фишка противника, то фишка противника снимается с поля и больше не возвращается в игру. Переместить фишку в ячейку, которая уже занята другое своей фишкой игрок не может. Побеждает тот, кто первый срубит все фишки соперника.
Вот ссылка, чтобы поиграть онлайн в Датскую дальдозу на 16 фишек.
Тавлеи
Самое ранее упоминание слова «тавлеи» это сборник XI «Пчела»:
«тавлеи и шахы въ многихъ насъ ωбртаѣми сѹть, а книги ни въ кого же»
Вот тавлеи и шахматы у многих из вас можно найти, а книг ни у кого.
«Пчела» — сборник изречений IX века византийского происхождения. В оригинале вместо «тавлеи» использовано слово πεττείαις или «петтейя». А это древнегреческая игра, о которой кое-что известно. Есть предположение, что тавлеи — это аналог позднеримской табулы.
В разных регионах Древней Руси значение слова «тавлеи» отличалось. Очень вероятно тавлеями называли просто игровые доски.
«Тавлеи золоченые» упоминаются в былинах новгородского цикла. Например, богатырь Михайло Потык хвастается, что выиграл золотую казну у поганого царя Вахрамея Вахрамеевича.
Как играли в «тавлеи золоченые» установить сложно, но в большинство реконструкций археологи сводят к хнефатафлу, а хнефтафл реконструируют по таблуту.
Хнефатафл
Доска для хнефатафла XII в. с фигурами XIII в. Тронхейм, Норвегия:
Похожие игровые доски находили в Шестовицах, Гнездово, Чернигове и Старой Ладоге. Игральная доска. Старая ладога, IX–X вв.:
Из-за похожих досок и фигур тавлеи многие археологи считают славянской версией тафла.
Цель белых во всех играх семейства тафл — доставить короля на периферию или углы доски, а целью черных — поймать его. Размер доски и количество фигур отличается, но во всех играх используют соотношение фигур 2: 1, причем меньшее количество фигур сражаются на стороне короля, и начинают в центре. Правила одной из игр семейства тафл «Таблут, записал в 1732 году Карл Линней, путешествуя по Лапландии.
Рисунок поля для таблута и правила игры. Рукопись Лапландского дневника Карла Линнея, 1732 г.:
Таблут, вероятно, произошел от хнефатафла, в который играли на досках с нечетным количеством клеток (размером от 7х7 до 19х19) в эпоху викингов (850–1050). Первые следы игры хнефатафл пришли из Дании 4 века, откуда он распространился в Англию с викингами и в Россию и Украину с варягами.
Другие варианты, такие, как tawl-brrd и alea evangelii, описаны лишь в нескольких документах и их реконструкции могут иметь исторические неточности.
Правила игры. Поиграть в webTablut или в Hnefatafl онлайн.
Если кому интересно подробнее, вот лекция «Настольные игры в Скандинавии и Древней Руси» Дмитрия Пашкова. Он руководит издательством исторических настолок «Ethnic Board Games».
Таврели ?
Нет, не тавлеи. Таврели (от «тавро» — клеймо, изображение), они же «русские шахматы». В интернетах на разных маргинальных сайтах пишут, что на Черниговщине археологи нашли множество изделий для игры в таврели, датированных IX — X в., а упоминание об этой игре встречаются в былинах о Владимире Красном Солнышке и Садко. Только вот я не нашла ни одного фото с археологических раскопок. Либо такие фото лежат на еще более маргинальных сайтах, либо я не знаю. Но механика забавная, так что расскажу.
Игра в таврели ведется на обычной шахматной доске, фигуры имеют следующие названия:
- король – волхв;
- ферзь – князь;
- ладья – ратоборец;
- слон – лучник;
- конь – всадник;
- пешка – ратник;
- хелги — дополнительная фигура.
Хелги — самая сильная фигура, обладающая свойствами князя и всадника (ферзя и коня). В хелги превращается ратник (пешка), стоящая перед волхвом и дошедшая до последней горизонтали. Фигуры ходят также, как и в классических шахматах. Основное отличие в том, что фигуры не убирают с доски, как в классических шахматах, а «берут в плен», ставя свою фигуру сверху.
Подробнее про правила можно почитать тут или тут.
Из онлайн вариантов я нашла только эту программку (автор: Сергей Нестеров — aka Astrolf, 2008), и этот сервис для игры по сети с реальными людьми, но там требуют регистрироваться.
Мельница
Три в ряд древнего и средневекового мира. Мельница упоминается в Китае за 500 лет д. н. э. Поле для игры в мельницу было вырезана в храме в Курне (Египет) 1400 лет д. н. э. и на корабле викингов X в. Доски для этой игры нашли на Цейлоне (9- гг. н.э.), в греческих Афинах, в захоронениях бронзового века в Исландии. Поле для игры было вырезано на корабле викингов X в. Gokstad’е.
Игра была популярна как в Средневековой Европе, так и на Руси. С IX—X вв. она была распространена в Старой Ладоге, Новгороде, Пскове, Старой Рязани. Другое название игры «Девять пляшущих мужчин».
Много клёвых фоток в этой статье я взяла с сайта проекта «Зело». К примеру, вот их публикация про игру Мельница.
Доски для игры в мельницу. Новгородский музей-заповедник.
1. XI в.
2. XII в.:
3. XIII в.:
4. втор. пол. XIII –пер. пол. XIVв.:
В классическом варианте игры у каждого игрока есть по 9 фишек. Игра начинается с установки их на поле. Игроки по очереди ставят по одной фишке на любую не занятую точку. Если в процессе выставления фишек один из игроков встраивает три фишки в ряд, он «построил мельницу» и может убрать одну фишку противника, кроме тех, которые входят в мельницы противника. После выставления фишек, игроки по очереди двигают фишки. Передвигать фишки можно на любую свободную соседнюю точку. Игрок, который не может сделать ход – проигрывает.
Есть два варианта правил:
- стандартный – строишь ряд, «ешь фишку противника», убираешь из своего ряда одну фишку, возвращаешь ее обратно и опять «ешь» фишку противника; повторять можно до бесконечности.
- построив один ряд и «съев» с его помощью фишку противника, больше «есть» им нельзя; нужно строить другой ряд, по другим точкам. Этот вариант используют, когда играют на доске с диагональными рядами.
Игрок проигрывает, если у него остается 2 фишки и он не может построить «мельницу». Игрок может проиграть на этапе расстановки фишек, если соперник заблокирует все его фишки.
Можно поиграть онлайн
тут, стандартный вариант правил, когда можно строить мельницу на одном и том же месте несколько раз и снимать за это фишки.
Еще про игры:
- 10 принципов хорошего левел дизайна
- Во что поиграть, если шахматы ещё не придумали, а ты фараон / викинг / вождь майя
- 15 игр, которые прокачивают логику, алгоритмы, ассемблер и силу земли
- Ещё 20+ игр, которые прокачивают логику, алгоритмы и радуют умный мозг
- Играйте в хакера безопасно: 20+ игр, чтобы почувствовать себя хацкером и не призвать ФСБ
- 20 игр, чтобы видеть детали, чувствовать нюансы и уловить смысл дизайна
Если было интересно, подписывайтесь на мой канал в Telegram с находками про разработку игр, историю игр и геймдизайн: GameDevils (на русском) и блог на Substack (на английском).