Индустрия, послужившая прототипом инди-движения.
Журналист Eurogamer Эдвин Эванс-Тёрлвел (Edwin Evans-Thirlwell) написал материал, в котором рассказал историю развития индустрии Flash-игр.
Для многих игроков в наше время Flash — это устаревший плагин для рекламных баннеров и всплывающих окон. Но в свои лучшие годы платформа значила гораздо больше: например, именно на Flash был построен YouTube, и многие популярные игры, вроде FarmVille и Candy Crush Saga, были созданы на ней.
В 2009 году Flash стояла примерно на 99% компьютеров, имевших подключение к интернету. Неудивительно, что в 2000-е годы многие программисты обращались к этой платформе — помимо огромной базы устройств, у Flash-разработчиков была ещё и большая степень свободы, ведь им не нужно было отвечать перед издателями.
Как вспоминает сооснователь студии Nitrome Мэттью Эннэл (Matthew Annal), в то время Flash была единственной платформой, на которой можно было создавать небольшие игры для достаточно широкой аудитории и получать с них прибыль.
Разработчик Canabalt и Overland Адам Солтсман (Adam Saltsman) серьёзно занялся играми на Flash только после выхода ActionScript3.
В ранние годы Flash-индустрии кража игр была обычным явлением, как и вымогательство денег у разработчиков за удаление их игр — некоторые пиратские порталы появлялись выше в поисковой выдаче Google, чем сайты студий.
Появление в 2005-2007 годах профессиональных платформ вроде Mochi Media, Kongregate и Flash Game License помогло стабилизировать рынок, и начался «ренессанс» индустрии. К концу десятилетия популярные Flash-игры были способны зарабатывать на лицензионных сборах более 100 тысяч долларов, и многие разработчики могли позволить себе заниматься только играми.
Среди лучших игр того времени были, например, головоломки — как Crash the Castle, в которой нужно было запускать валуны, чтобы давить дворян, или Ice Breaker от Nitrome, где приходилось разрезать лёд, чтобы освобождать из него викингов.
Были и вирусные сенсации — вроде уморительного симулятора бега QWOP или отличного платформера Robot Unicorn Attack от Adult Swim. Встречались и проекты серьёзнее — например, квест Samorost или философский платформер Coma. Выходили и игры с социальным подтекстом — Oil God, The Best Amendment, Raid Gaza.
Разработчики Flash-игр не боялись экспериментровать и делиться друг с другом интересными находками.
Многие из современных инди-разработчиков начинали с Flash. Эд Макмиллен (Ed McMillen) создал десятки Flash-игр, прежде чем достиг успеха с Super Meatboy и Binding of Isaac. Можно также вспомнить текстовую Don’t Shit Your Pants от будущих создателей Rogue Legacy или Don’t Look Back от Терри Кавана (Terry Cavanagh).
Некоторые Flash-игры, например, Alien Hominid и Flow, были портированы на другие платформы, какие-то были адаптированы к HTML5. Но большая часть из этих проектов, к сожалению, может быть потеряна навсегда: в прошлом году Apple, Google, Microsoft и Firefox объявили о намерении заблокировать Flash в своих браузерах.
Большинство разработчиков согласятся, что Flash никогда не была идеальной с технической точки зрения.
Эти недостатки не кажутся такими уж серьёзными по сравнению с духом творчества, свободы и дружбы, витавшего во Flash-сообществе. К этим ценностям стоит стремиться, даже если сама платформа уходит в прошлое.
Источник: DTF