Истории, которые мы уже не увидим.
Перед выходом «Тёмных судеб» режиссёр картины Тим Миллер делился планами на целую трилогию. Но это было до того, как фильм провалился в прокате — теперь «Тёмные судьбы», скорее всего, присоединятся к «Спасителю» и «Генезису» в списке картин, которые должны были запустить новую серию, но так и остались сами по себе.
А ведь если бы судебные иски и перекупленные права не подкосили создателей «Спасителя», или если бы авторы «Генезиса» получили второй шанс, то франшиза сейчас могла бы выглядеть совсем иначе. Кроме того, «Восстание машин» и «Да придёт спаситель» подверглись существенной переработке перед съёмками — изначально это были совсем другие фильмы.
Рассказываем, какой могла бы стать вселенная «Терминатора», если бы третью и четвертую часть снимали по оригинальному сценарию, а создатели «Спасителя» и «Генезиса» получили шанс рассказать свою историю до конца.
Мне нужны твои одежда, очки и… вертолёт
Разговоры о съёмках третьей части «Терминатора» велись едва ли не с премьеры «Судного дня». А когда в начале двухтысячных годов процесс двинулся с мёртвой точки, рабочей версией сценария был вариант, написанный малоизвестным сценаристом Теди Сарафьяном.
Однако когда в режиссёрское кресло «Восстания машин» уселся Джонатан Мостоу, первым делом он выкинул сценарий Сарафьяна в мусорную корзину и заказал новую версию своим университетским приятелям и давним соратникам — Джону Бранкато и Майклу Феррису. Те работали над новой историей целый год, и когда они закончили, единственным напоминанием о варианте Сарафьяна была разве что терминатрикс женского пола.
Но неужели сценарий Сарафьяна был настолько плох? В целом, да. В первую очередь он был куда более весёлым и оптимистичным. И пусть в его версии Т-800 попадал не в гей-клуб, а на пьяную вечеринку безымянного рэпера на яхте вдали от побережья, в истории хватало юмора. Причём за веселье по большей части отвечал как раз Т-800, обзавёдшийся крайне скверным характером — всё из-за того, что его перепрограммировал Джон Коннор.
Но хватало и других важных отличий. В версии Сарафьяна Сара Коннор была всё ещё жива. Она не болела лейкемией и день и ночь тренировалась в пустыне, готовясь к наступлению Судного дня. Причём в её распоряжении оказался целый отряд наёмников, а саму женщину разыскивали ФБР, ЦРУ, АНБ и все остальные правительственные организации. Терроризм, похищения людей, покушения на убийство — список её грехов тянет на полудюжину пожизненных сроков.
Самому же Джону надоело тратить всю свою жизнь в ожидании будущего, которое ещё не факт, что наступит. Он оставил мать, сменил имя, основал собственную успешную компьютерную фирму и собрался жениться.
Однако затем из будущего вновь прилетели два терминатора, и Джон умудрился прибиться к той, что прислали его убить. Однако эта модель Терминатрикс смогла проявить несвойственную для машин выдержку и хитрость — она коварно заманила Джона в его собственный офис и обманом заставила… запустить Скайнет. Пока Коннор думал, что он пытается задушить Скайнет в зародыше, он на самом деле убеждал новорожденный искусственный интеллект в опасности человечества.
После того, как надобность в Джоне отпала, Терминатрикс попыталась убить его, но вовремя появившиеся Сара, наёмники и Т-800 спасли незадачливого будущего лидера Сопротивления. Терминатор рассказал, что именно Джон послал его в прошлое, чтобы помешать ему же сотворить страшную ошибку. После этого Коннор устроил истерику, а Т-800 привёл его в чувство, приставив к виску пистолет и посоветовав перестать валять дурака.
Терминатор объяснил, что сам Джон велел так поступать в тех случаях, если он начнёт вести себя как ребёнок.
После всего этого произошло два события: герои попали в плен к американской армии, а Скайнет проник на секретный правительственный комплекс. Там ИИ начал клепать первых терминаторов, а чтобы людям не было скучно — взял под свой контроль весь ядерный арсенал США и нанёс удар по Сан-Франциско.
После гибели города военные согласились помочь Джону и остальным одолеть Скайнет, и все дружно отправились в секретный правительственный комплекс, где окопался злобный ИИ.
В ходе штурма погибли все военные, Терминатрикс свернула шею голову Саре Коннор, Т-800 пожертвовал собой, а Джон взорвал Скайнет, уничтожил Терминатрикс и встретил будущее совсем другим, более решительным и взрослым человеком, куда лучше готовым выполнить своё предназначение и возглавить Сопротивление.
Кто из вас Спаситель?
Пока Теди Сарафьян корпел над сценарием к «Восстанию машин», другой малоизвестный сценарист Дэвид К. Уилсон работал над синопсисом к «Терминатору 4».
Изначально четвёртую часть планировали снимать сразу же после третьей, а её действие должно было начаться сразу же после завершения «Восстания машин» и показать первые этапы войны человечества со Скайнет.
Планировалось, что в режиссёрское кресло вернётся Джонатан Мостоу, поэтому и первую версию сценария на основе работы Уилсона написали сценаристы «Восстания машин» Джон Бранкато и Майкл Феррис. Когда права на «Терминатора» перешли к Halcyon Company, новые владельцы франшизы получили и готовый сценарий четвёртой части.
Главное отличие первой версии сценария от того, что мы увидели в итоге, заключается в роли Маркуса Райта. В сценарии Бранкато и Ферриса Маркус — стопроцентный главный герой фильма, а Джон Коннор, который в этой версии уже стал лидером Сопротивления, появляется только в середине второго акта.
Этот Маркус Райт абсолютно свободен, у Скайнета нет никаких извращённых планов на него. Всё дело в том, что герой фильма — всего лишь прототип, один из первых экспериментов по созданию гибридов человека и машины, позабытый после Судного дня.
Выбравшись наружу и попав в совершенно иной мир, Маркус бесцельно бродит по улицам разрушенного, опустошённого Лос-Анджелеса, заводит знакомство с Кайлом и Звёздочкой и обретает хоть какой-то смысл в жизни только после того, как «жнецы» забирают обоих детей в центр кибернизации Скайнета.
Маркус отправляется в погоню за «жнецом» и по пути знакомится с пилотом штурмовика Блэр Уилсон, узнает, что он теперь — киборг, попадает в плен к Сопротивлению, сбегает из плена Сопротивления при помощи Блэр и отправляется в одиночку вытаскивать Кайла и Звёздочку из заточения.
Утопия для киборгов
А вот дальше следует самый безумный эпизод этой версии сценария. Добравшись до самого сердца контролируемой Скайнетом территории, Маркус попадает в утопию — тихий и мирный городок, где живут такие же гибриды как он. Они играют в гольф, смотрят телевизор, загорают на пляже и живут счастливо. Здесь Маркуса находит Серена — та самая женщина, которая уговорила его пожертвовать тело науке в начале фильма.
Серена говорит ему, что Скайнет — всего лишь инструмент в руках проекта «Ангел», цель которого — добиться выживания человечества. Старая цивилизация изжила себя, и её нужно было уничтожить, и гибриды — единственный шанс людей на выживание, потому что, по расчётам Скайнет, в противном случае люди бы уничтожили сами себя в течение ближайших ста лет.
Серена предлагает Маркусу стать частью этого сообщества и впервые в жизни почувствовать что-то ещё кроме злости, но он отказывается, когда узнает, что Скайнет счёл Звёздочку неподходящим материалом для гибрида и избавился от девочки. Маркус сбегает и пользуется первыми прототипами машины времени, способными отправлять гибридов в прошлое всего на несколько часов. Так он освобождает Звёздочку и Кайла.
В этот момент на городок нападают силы Сопротивления — Джон Коннор узнал, кого именно отправился спасать Маркус и примчался на выручку Кайлу, своему будущему отцу. Однако Серена проникает на подлодку Сопротивления вместе с обычными пленниками Скайнета.
Оказавшись на борту, она серьёзно ранит Коннора. Перед смертью Джон просит Маркуса занять его место. Мало кто знает лидера Сопротивления в лицо, а инженеры могут поколдовать с внешностью Маркуса, сделав его похожим на Джона. Тот соглашается и впервые обретает смысл жизни.
Чехарда спасителей
Когда Кристиан Бейл после трёх отказов всё же согласился сниматься в «Терминаторе», ему предложили выбор между ролями Маркуса Райта и Джона Коннора. Бейл выбрал Коннора и потребовал, чтобы он стал главным героем фильма.
Сценарий по очереди переписывали Пол Хаггис, Джонатан Нолан, Шон Райан и Энтони Зуикер, причём их общий вклад был настолько невелик, что по правилам Гильдии сценаристов США Бранкато и Феррис были названы единственными сценаристами фильма. Это значит, что общими усилиями Хаггис, Нолан, Райан и Зуикер переписали меньше половины.
По сути, их единственным существенным изменением было введение линии Джона Коннора. Причём, чтобы хоть как-то оправдать то, что Коннор стал главным героем, его понизили с лидера Сопротивления до простого полевого командира и попытались показать процесс его становления.
Правда, различия между сценариями всё-таки были, причём настолько большие, что работавший над новеллизацией картины Алан Дин Фостер, получив на руки более свежий вариант, решил заново переписать уже готовый текст. Правда, сам Фостер признаётся, что никто не просил его переделывать всю книгу, а лишь четыре ключевые сцены, всё остальное он сделал по собственной воле.
Понятно, почему Макджи так пытался преувеличить роль Джонатана Нолана — он хотел выехать на волне успеха «Бэтмена» и откреститься от дуэта сценаристов, отвечавших за не слишком удачное «Вторжение машин».
Кристиан Бейл вёл себя так же. В одном из интервью исполнитель роли Джона Коннора признался, что именно сценарий Нолана стал одной из причин, по которым он наконец-то согласился сниматься в «Терминаторе». Однако затем якобы случилась забастовка сценаристов, и Нолан отошёл от работы над «Спасителем» из-за обязательств перед другим проектом. И уже после его ухода последующие переделки испортили сценарий.
Несмотря на все изменения, концовка картины, в которой на Маркуса Райта натягивают лицо Джона Коннора, почти попала в финальный монтаж. Но после того, как слухи о ней утекли в интернет, продюсеры решили переснять эту частьь, что и случилось в январе 2009 года. Именно тогда появился вариант, в котором Маркус жертвует своё сердце Коннору.
Война за будущее
Запуская в производство «Спасителя», тогдашние владельцы франшизы держали в уме целую трилогию, на что намекало даже первоначальное название фильма — «Терминатор: Да придёт спаситель: Будущее начинается».
Если бы компанию Halcyon не свалил судебный процесс и продажа прав на франшизу, то эти планы, скорее всего, бы были реализованы. Не так давно сценарист Уильям Вишер, который в 2009 году работал над синопсисами пятой и шестой частей, рассказал, в каком направлении двинулась бы история.
В декабре 2013 году стартовала серия комиксов «Терминатор: Последняя битва» от Dark Horse за авторством известного сценариста Дж. Майкла Стражински, в которой он представил свою версию победы над Скайнетом, равно как и зарождения злобного ИИ в далёком 1997 году.
И хотя хронологически события серии разворачиваются спустя 10 лет после «Спасителя» и сюжетно никак не противоречат четвёртой части, комикс озвучивает точку зрения именно Стражински, а не Макджи или Вишера. Впрочем, за неимением другой альтернативы этот комикс можно считать завершением сюжетной линии «Спасителя».
Развивая Генезис
Пять лет назад сценаристы «Генезиса» позиционировали свой фильм как первую часть новой трилогии, и именно этим обстоятельством объясняются некоторые сюжетные ляпы картины. Авторы просто оставляли задел на продолжение, планируя раскрыть оставшиеся неразгаданными тайны в следующих частях.
Так, к примеру, в следующих частях важную роль сыграли сын Майлза Доусона Дэнни и детектив О’Брайен в исполнении Дж. К. Симмонса, а мы бы узнали, кто всё-таки отправил в прошлое Папса и что произошло с Джоном Коннором, после того как он превратился в Терминатора.
Но самое главное — в третьей части трилогии сценаристы Патрик Люссье и Лаэта Калогридис хотели более подробно раскрыть тему того, что превративший Джона Коннора в терминатора Т-5000 в исполнении Одиннадцатого доктора Мэтта Смита прибыл не из другого времени, а из альтернативной реальности.
Не факт, что неснятые продолжения и альтернативные варианты «Спасителя» и «Генезиса» были бы лучше «Тёмных судеб», но после их неудачи франшиза зашла в тупик. Теперь тем, кто решит возродить «Терминатора», понадобится действительно свежая и оригинальная идея, чтобы поставить франшизу обратно на рельсы. Хотя, быть может, лучше её и вовсе больше не трогать?