"Над обрывом" — шпионские страсти в Харбине

Китайское кино — это как кот в мешке никогда не знаешь что в итоге посмотришь, нет никаких ориентиров: ни известных актёров, ни известных у нас режиссёров. Вот и с «Над Обрывом» также, я совершенно не представлял что это за фильм, зато трейлер был любопытный, как говорится «ни черта не понятно, но очень интересно». Да ещё не было проблем с поиском картины, знаете китайское кино довольно сложно найти само по себе, а с русской озвучкой или хотя бы субтитрами, тем более. А потом я всё-таки решил посмотреть кто же режиссёр…

Примерно середина 30-х годов, четверых китайских агентов, обученных в Советском Союзе, забрасывают самолётом на территорию марионеточного государства Маньчжоу-го близ Харбина для выполнения секретной операции. В это время местная контрразведка узнает о высадке и пытается запутать агентов, чтобы сорвать операцию, попутно решая более важную задачу.

И… фильм хорош. Адекватные актёры, которые действительно выражают эмоции, а не истуканы с каменным лицом. И характеры у них всех разные, поэтому поведение каждого из них отличается. Никто не раздражает. Даже девушка-агент, которая вначале похожа на неопытную школьницу, со временем преображается.

Румяные щёчки на морозе, это так мило.

Сюжет в фильме закручен, обе стороны играют в кошки мышки, пытаясь перехитрить друг друга: здесь и шпионские уловки, интриги, неожиданные повороты при этом напряжение момента передаётся. За действиями героев интересно наблюдать, постоянно им подкидывают новые задачи и проблемы из которых придётся выпутываться.

Ну и куда же в шпионском фильме без погони? Никуда. Тут вам и скрытный уход от слежки, и перестрелки, и гонки на автомобилях. Хотя фильм про шпионов и экшена достаточно, но сравнивать его с Бондом или Борном смысла нет, всё-таки это боевики, а тут у нас триллер. Поэтому здесь вечно падающий снег, тягучая атмосфера и жалобная губная гармонь на фоне.

Не только шпионскими страстями полон фильм, осталось место и для драмы. Четвёрка героев связана не только заданием, но и романтическими чувствами, А сам город Харбин является частью прошлого героев. Но слёз выжимания бояться не стоит, это не выносится не первый план, а идёт где-то фоном и используется скорее для заполнения истории между важными событиями.

Интересно место действия, Харбин — «русский» город в Китае, поэтому в картине можно встретить множество людей европейской внешности. А ещё огромное количество надписей на русском, много вывесок написаны на кириллице. Особенно интересно разглядывать местный кинотеатр и книжный магазин. Правда, кажется не все шрифты существовали в 30-х. Хотя, может я ошибаюсь, не проверял.

Тот самый кинотеатр

Ещё стоит упомянуть одежду, она красивая и стильная в своей строгости, при этом почти вся чёрная, на белом фоне фильма немножко создается впечатление черно-белой картинки в цвете. Правда одежда в фильме выглядит так, как будто вся новая, только что из магазина. Наверное, это можно отметить как минус, просто не верится, что в 30-х у всех в Харбине было столько денег, чтобы всем ходить только в новой одежде.

Если женщина-антагонист, то в кожаном пальто, одобряю.

Снят фильм просто и стильно, постоянно падающий снег придаёт атмосферности и несколько интересных ракурсов камеры не даёт заскучать.

Графика не бросается в глаза, но есть один эпизод в конце, когда машина падает в реку, и это просто плохо. Неужели пожалели какой-то муляж сделать и так кадр испортили? Или это настолько плохо снято, что реальные кадры кажутся графикой? Слава китайским богам, это только один единственный эпизод и то его показывают уже во время титров, когда фильм формально закончился.

Хотя мы смотрим на борьбу идейных коммунистов против марионеток Империалистической Японии, но на это почти не обращаешь внимания. Да, 3 раза это проговаривается, но это совершенно не выбивается, а в одном моменте даже интригует. Фильм не ощущается как пропаганда. На передний план выдвинута игра умов, а ура-патриотизм задвинут куда подальше. Это несомненный плюс для стороннего зрителя.

…И я посмотрел кто же режиссёр Zhang Yimou — обладатель кучи наград, в том числе трёх пальмовых ветвей, известный массовому зрителю по фильмам «Цветы войны» и «Герой». Очевидно, что он давно уже умеет снимать кино и не просто кино, а хорошее. Поэтому неудивительно что «Над обрывом» получился не шедевром, но крепким смотрибельным фильмом с оглядкой на шпионскую классику 40-60 годов, который приятно смотрится холодным зимним вечером за чашкой чего-то горячего.

 

Источник

Читайте также