В 1950-ых появились лёгкие ручные камеры, что позволило режиссёрам снимать прямо на улице. В студии режиссёр как диктатор мог полностью контролировать процесс, но подчинить огромный мегаполис невозможно. Поэтому для того, чтобы снимать в городе, требовался новый подход. Мы приводим десять фильмов, в которых можно увидеть, как именно формировалась свободная уличная съёмка, а недавно мы подробно разбирали образ Парижа в фильмах французской новой волны.

На улицах Парижа

Молодые французские режиссеры, не принимавшие диктатуру традиционного кино, были готовы импровизировать и действовали гораздо более свободно. На улицах режиссёры искали новую «киноправду» и формировали новый киноязык, который бы соответствовал быстроизменяющемуся миру. Так они боролись против театральности в кино, позже в конце 60-ых на тех же улицах их зрители будут бороться против «общества спектакля».

1) Париж принадлежит нам, 1958, реж. Жак Риветт

Фильм с которого можно начинать отсчёт французской новой волны, в котором методы итальянского неорелазима перенесены в психологическую реальность героев: город теперь не снаружи, а внутри. Вместо эффектного и острого сюжета традиционных фильмов, медитативные блуждания молодой студентки приехавшей в Париж. Сексуальная распущенность, цинизм, конформизм, неуверенность, паранойя, кризис колониализма и парижская молодежь пока ещё не восстающая, но уже не принимающая окружающую их действительность; желающая чувствовать и думать.

2) Зази в метро, 1960, реж. Луи Маль

Протестующий Париж глазами маленькой девочки из провинции, мечтающей увидеть метро. Чтобы передать этот взгляд, камера постоянно несётся за девочкой. Но все равно не успевает, тогда помогает рванный монтаж. Мы часто видим город вверх ногами, а взрослых куда большими дураками, чем маленькие дети. Зази свободна и не терпит условностей, выстроенных старшими. Поэтому в течение фильма постепенно разрушаются все рамки: от задуманного сценария до четвёртой стены.

3) Надя в Париже, 1964, реж. Эрик Ромер

Это документальный фильм. Так как режиссеры стремились к правде и старались максимально актуализировать свое кино, этот жанр был для них крайне важен. Мы видим будние дни молодой студентки, в дальнейшем это будет один из главных героев не только французской новой волны, но и протестов красного мая. Надя иммигрантка из Югославии. Она мечтала о Париже, а в фильме уже посещает богемные кафе и ведет беседы с художниками. В большом городе можно легко затеряться и остаться наедине с городом, что освобождает от внешнего давления. Мы видим мультикультурный мегаполис, в котором каждый может проявить свою индивидуальность. Париж для Нади – свобода, но как и для студенческих протестов 1968-го, лишь на миг.

4) Милашки, 1960, реж. Клод Шаброль

Этот фильм смело можно назвать феминистским. Главные персонажи – молодые парижанки, которые также по-своему протестуют против современного им уклада. Днем они скучают на работе, ночью веселятся в кабаре, иногда даже меняя внешность. Статичным дневным съемкам и плавному тревеллингу противопоставляется динамичная съемка ручной камерой прямо на улице (сейчас для нас это обыденность, но тогда французские режиссеры впервые на это решились, не боясь плохой картинки).

Сценарий явно не был прописан изначально, так как фильм представляет из себя набор импровизационных сцен, где артистки могли делать что им вздумается. Но в этом фильме мы видим не только радости свободы, но и ее опасности.

5) На последнем дыхании, 1960, реж. Жан-Люк Годар

Один из самый ярких и первый фильм Годара. Сначала может показаться, что главный герой – Мишель Паукар (Жан-Поль Бельмондо) – это простой мошенник, но на самом деле его образ ближе к демоническому. Знающие Париж могут заметить, что Пуакар перемещается по городу как будто бы рывками, не выбрасывая папиросу из рта. Сначала он был в одном месте, после оказывается в совершенно отдаленном, где угоняет очередную машину. Пуакар внезапно появляется в Париже и как будто подрывает его обыденность, поставив на уши весь город.

Весь день (именно столько занимает действие фильма) его ищет полиция за совершенно необъяснимое убийство, к концу он будет во всех газетах, а его имя будет транслироваться на огромном табло. Все это передается смелым даже для наших дней рванным и алогичным монтажом, часто слова произносимые героями совсем не совпадают с кадром. Причем треть фильма снята в маленькой комнатушке с длиннейшем диалогом ни о чем. Но благодаря съемке этот диалог намного динамичнее многих боевиков (позже такие же диалоги будет писать Тарантино).

Главный герой совершенно нереалистичный и соткан из кино-клише. Так он представляется самим кино, которое, как Пуакар врывается в повседневный Париж, врывается и в нашу повседневную жизнь. С его появления фильм начинается, на его смерти он и заканчивается.

6) 400 ударов, 1959, реж. Франсуа Трюффо

Дебют Трюффо, не менее важный и культовый для французов фильм (их «Над пропастью во Ржи»). Главный герой – мальчик Антуан, который для всех одна большая неприятность. У него проблемы в школе и семье, он ненавидит родителей, которые считают его лишним расходом денег. Антуан не может найти себе место, бегая по Парижу, даже камера за ним не успевает и мальчик постоянно выбегает из кадра.

Один из первых полноценно авторских фильмов. Его история биографична и в этом фильме режиссер сформулировал всю свою личную боль и радость. Также стоит отметить поразительное сходство главного актера и режиссера. В конце загнанный Антуан смотрит прямо в камеру и сливается с кино, где и находит себе место. Также и для Трюффо кинематограф был его убежищем.

7) Лифт на эшафот, 1957, реж. Луи Маль

Этот фильм обычно не относят к новой волне: он снят на тот момент уже состоявшимся режиссером со знаменитыми актерами, в нем вы не найдете каких-то смелых монтажных или операторских решений. Но именно в нем впервые сформулированы главные мотивы французской новой волны: молодые люди бунтующие и нарушающие закон и женщина бродящая по городу в поисках себя. Маль также уделял большое значение уличной съемке, в которой Париж преломляется через призму главных героев.

8) Знак льва, 1962, реж. Эрик Ромер

Полнометражный дебют Ромера, в котором Париж предстает совсем другим, чем в предыдущих фильмах. Здесь город не пространство свободы, а скорее поглощающая система. Втянутый в долги Пьер блуждает по городу, который постепенно отбирает у него все. Ромер самый теоретизирующий режиссер новой волны, в этом фильме он предстает исследователем, который следует за главным героем и холодно наблюдает. В дальнейшем, эта направленность режиссера проявится в его документальных фильмах (о «Наде в Париже» мы писали выше).

9) Взлетная полоса, 1962, реж. Крис Маркер

Экспериментальный короткометражный фильм представляющий из себя последовательность фотографий Парижа. В нем мы можем увидеть, какую важную роль играет монтаж для кино, иногда большую чем сам процесс съемок. Из фотографий 1960-ых режиссер собирает историю о постапокалиптичном будущем, в котором город провялит свои наихудшие стороны.

10) Клео от 5 до 7, 1962, реж. Аньес Варда

Фильм, время действия которого полностью совпадает с хронометражем. Варда всюду следует за блуждающей по городу молодой певицей Клео. Она в течение двух часов должна узнать результаты медицинских обследований, которые могут подтвердить смертельный диагноз. Режиссерка не упускает из виду даже самые интимные переживания героини и мельчайшие детали улиц. Камера детально вглядывается в каждую мелочь, являющиеся для Клео знаками.

Фильм наполнен стеклами зеркалами, в которых Клео отражается на фоне вечно движущегося города. Иногда она видит себя в них красивой, а иногда ужасной. Некоторые из них бьются, что дает Клео страшные предчувствия. Мы видим хаотичный и наполненный неопределённостями город. Ты никогда не знаешь, кого ты можешь встретить, и какие тебе придут новости. Клео окончательно теряется в городе, но внезапная встреча делит ее жизнь на до и после.

Наш телеграм-канал: t.me/zerkaltce

#лонг #подборка #кинематограф #париж.

 

Источник

Читайте также