Об отношении к фильму Ридли Скотта и видеоиграм.
Энди Вейер известен в первую очередь как автор научно-фантастического романа «Марсианин» об американском астронавте, застрявшем на Марсе и вынужденном выживать на неприветливой планете. Книга была опубликована в 2011 году, а в 2015 году Ридли Скотт снял по ней фильм с Мэттом Деймоном в главной роли. В конце 2017 года Вейер выпустил свой второй роман — «Артемида», действие которого происходит в первом лунном городе, построенном человеком. Тем не менее, автор книги — не только писатель. Он успел поработать и над веб-комиксами, и в игровой индустрии.
В конце декабря мы предложили читателям задать Энди Вейеру интересующие их вопросы, выбрали из них самые интересные и побеседовали с писателем о его работе и видении будущего.
У «Марсианина» довольно интересная история написания. Не могли бы вы рассказать её в общих чертах нашим читателям, которые с ней не знакомы?
Изначально это был просто сериал. Я размещал главы на своём сайте. Как только книга была закончена, люди стали просить меня сделать электронную версию всего текста, чтобы им не приходилось читать «Марсианина» через браузер. Я так и поступил.
Другие люди присылали мне письма, в которых они рассказывали, что хотели бы прочитать книгу, но не были достаточно технически подкованными и не знали, как скачать файл из интернета и закинуть его на свою «читалку». Они просили сделать версию для Kindle, чтобы её можно было скачать через магазин Amazon. Я сделал и это. Установил минимально возможную цену на книгу — 0,99 доллара. И её покупали чаще, чем скачивали бесплатную версию с моего сайта. Amazon воистину занимает потрясающую позицию на книжном рынке.
Книга хорошо продавалась и поднималась всё выше в разных списках бестселлеров на Amazon. Успех привлёк внимание Джулиана Павия из издательской группы Crown. Он рассказал о «Марсианине» своему коллеге, литературному агенту Дэвиду Фугэту. Последний стал мои агентом, а Джулиан предложил мне контракт. Всё это произошло очень быстро, потому что на той же неделе 20th Century Fox выразила свою заинтересованность в покупке прав на экранизацию.
Как вам фильм по вашей книге?
Мне он очень понравился. Да, его создатели немного изменили изначальную историю. Им пришлось кое-что выкинуть, чтобы картина не шла пять часов. Тем не менее, это достаточно точная адаптация книги, и я рад тому, какой она вышла.
Приходилось ли лично общаться с создателями картины, как-то участвовать в съёмках?
В основном моя работа заключалась в том, чтобы подписывать банковские чеки. Однако создатели фильма присылали мне сценарий, чтобы узнать моё мнение. Вообще, им не требовалось слушать, что я скажу, они просто держали меня в курсе производственного процесса потому что они классные. В конце концов, фильм остался верен книге, чему я и рад.
Марк Уотни, главный герой «Марсианина», ненавидит диско. Так вы проецировали свою нелюбовь к этому жанру или добавили просто для комического эффекта? С какой музыкой вам было бы «комфортно» на Марсе?
Это просто элемент комедии. На самом деле, я люблю диско.
Что касается музыки, которую я бы взял с собой, то это была бы подборка из самых разных жанров: поп-музыка восьмидесятых, диско, классический и современный транс.
Будучи русским изданием, мы не можем обойти стороной эту тему: почему вы не считаете, что Россия может стать серьёзным конкурентом Китаю или США в освоении космоса?
Я никогда такого не говорил! Я просто решил, что ситуация, в которой Китай помогает США, интереснее. Соединённые Штаты постоянно сотрудничают с Россией в космической отрасли. Это происходит буквально каждый день на борту МКС. Но вот чтобы США сотрудничали с Китаем — такого не было. Это просто более интересное направление для развития сюжета книги.
Вы слышали что-то о том, что российский режиссёр Михаил Расходников обвинял вас в плагиате после выхода «Марсианина»? Он говорил, что написал синопсис, аналогичный «Марсианину», ещё в 2007 году, отправил его FOX, но не получил ответа. В 2012 году он увидел вашу книгу и решил судиться. Суд подтвердил ваше авторство. Отразилась ли эта история на вас каким-то образом? Не пытались ли вы или ваши агенты связаться с Расходниковым?
Я слышал об этой истории, хотя имя вижу впервые. Что касается самой ситуации, то она просто прошла, никак не повлияв на меня или мою работу.
Ваш первый роман «Марсианин» был такой твёрдой научной фантастикой. Я нередко слышал мнение, что история Марка Уотни вполне могла бы произойти в реальности (с некоторыми оговорками, конечно). «Артемида», пусть и опирается на физику, всё же дальше от реальности. Почему вы не стали продолжать фантазировать на тему ближайшего будущего?
Я хотел написать историю о первом внеземном городе человечества. А ещё мне хотелось поговорить о коммерческих космических перелётах, а не государственных программах.
Вы лично верите в появление лунных городов? Как скоро это, по-вашему, может произойти? Будут ли они выглядеть так же, как Артемида?
Конечно верю! Всё зависит от того, как скоро мы сможем разработать дешёвые ускорители для выхода на околоземную орбиту. Если люди из среднего класса смогут позволить себе провести выходные в космосе, нас ждёт настоящий бум индустрии.
В Артемиде много туристов. Но вот, что меня смущает: насладиться лунными видами они могут только в специально отведённых для этого местах, а большую часть времени приходится проводить под куполом, наполненным размельчёнными камнями. Так же ничего не видно. Вы думаете, что кто-то при таких вот ограничениях будет действительно летать на Луну?
Разумеется. По какой-то причине люди отправляются на Карибы, даже при том, что большинство из них не могут видеть пляж из окна своего гостиничного номера. Вам нужно приложить немного усилий, чтобы взглянуть на что-то крутое. Несколько минут пути с лихвой окупаются впечатлениями.
Как происходила работа над «Артемидой»? У многих писателей есть какой-то график, который они сами себе составляют. Как у вас с этим?
Обычно я делаю всё, что не связанно с писательством, утром: отвечаю на письма, беру интервью и так далее. А пишу, как правило, после обеда. Ставлю себе норму по словам и пытаюсь её достичь. Иногда получается, иногда — нет.
Киноадаптацей «Артемиды» займутся Фил Лорд и Кристофер Миллер. А кто, по-вашему, лучше всего справился бы с этой задачей и почему?
Я думаю, что они отлично подходят для этой работы. Мы встречались всего один раз, но их идеи того, как воплотить всё происходящее в книге на экране, звучали по-настоящему круто.
Не хотели бы сами заняться съёмками фильма? Может быть, адаптировать какое-то научно-фантастическое произведение?
Я бы никогда не стал адаптировать чужое произведение. Мне слишком нравится писать собственные истории. А ещё я не слишком опытный сценарист, поэтому пока буду заниматься созданием романов.
Герои ваших книг уже жили на Марсе и Луне. Какие ещё из небесных тел Солнечной Системы могут стать местом действия следующих романов?
Ну, мне хотелось бы пока задержаться в Артемиде. Я бы хотел сделать её антуражем для многих историй. Этакой личной песочницей.
Вы же работали над культовой Warcraft 2. Следите за игровой индустрией сейчас? Какие игры нравятся?
Ух ты, это было очень давно. По правде говоря, я вообще не играю в игры. Это одно из тех немногих «нердовских» увлечений, которое меня совсем не привлекает. Если честно, я больше люблю настольные игры.
Вы занимались созданием веб-комиксов. Не было желания вернуться к этому медиа?
Нет. Я ужасный художник и всегда был таким, а рисунок в комиксе должен рассказывать историю. Как только я осознал, что мне намного интереснее писать истории, я сразу бросил рисование. Более того, мне никогда не нравился сам процесс. Это просто не моя страсть.
А ещё вы писали небольшой рассказ, связанный с романом «Первому игроку приготовиться». Вам так понравилась эта книга? И если да, то чем? Ждёте что-то от грядущей экранизации Стивена Спилберга?
Я фанат этой книги. В силу своего возраста я идеально улавливаю все ностальгические нотки, присутствующие в ней. Кроме того, это просто хорошая приключенческая история.
Я с нетерпением жду фильма. Я дружу с Эрни (Эрнест Кляйн, автор оригинального произведения — DTF), поэтому, возможно, смогу даже попасть на ранние показы.
Источник: DTF