На последнем дыхании (1960)

На последнем дыхании (1960)

Если вы не любите море, если вы не любите горы, если вы не любите город, катитесь к чертям. С этих фраз, если не считать сцену угона, начинается “На последнем дыхании”. В этом году он отпраздновал свое 61-летие и недавно прошли его повторные показы в кинотеатрах. Картина безусловно культовая, по этой же причине уже успело выйти исчерпывающее количество разнообразных рецензий, анализов и разборов. Поэтому в статье я не буду вдаваться в технические или исторические подробности фильма, а упомяну только то, что мне показалось важным донести до зрителя.

“На последнем дыхании” ощущается очень свежо. Рваный монтаж, одновременно раздражающий глаз и притягивающий, когда закадровый голос врезается в твою голову, порционно доносит что-то не очень важное, но делает это запоминающимся. Он не стал первым новой волны, до него уже успел выйти “Четыреста ударов” Франсуа Трюффо. Обе картины отображают бунт человека против мира, собственно как и все фильмы новой французской волны были вызовом отполированным до блеска и ужасно типичным фильмам того времени.

Герой Бельмондо Мишель Пуакар абсолютно аморальный тип и одновременно не лишенный шарма. Он угоняет машины, причем показательно только американские, что можно рассматривать как реверанс в сторону заокеанской культуры. Он обкрадывает как знакомых, так и перых встречных, не дает прикурить солдатику и убивает полицейского. Но Пуакар ни грамма не сожалеет о своих действиях, он не чувствует страха, и хотя все полицейские парижа идут по его следу, он поглащен чувством к Патрисии.

Отношения главных героев также неоднозначные. С одной стороны Мишель, уже не юнец, а опытный мужчина, влюбленный в Патрисию, желающий поскорее уехать с нею в Рим. Она американка, не такая как француженки, самодостаточная молодая девушка, учится в Сорбонне, уже работает — у нее есть будущее, есть что терять и к чему стремиться. Но в ней нет свободы, которой дышит Пуакар, хотя безусловно именно эта его черта Патрисию и привлекает. Весь фильм она присматривается к герою и в конце, поняв, что все-таки не любит, предает его.

Почему же Мишель не бежит от закона? Потому, что жизнь без любви печальна, а если выбирать между печалью и небытием, он не идет на компромисс.

 

Источник

Читайте также