На грани вселенных и хэппи-энда с горьким привкусом

Обозреваю «Человека-Паука: Нет пути домой» и затрагиваю «Доктора Стренджа: В мультивселенной безумия».

На грани вселенных и хэппи-энда с горьким привкусом

Я высказывался о большей части проектов 4-й фазы КВМ в ныне запрещённой сети РФ. Дублировать в ДТФ посчитал не актуальным, поэтому держите весьма условные оценки обозрённых мною тайтлов:

ВандаВижн 6,5/10,
Черная Вдова 6/10,
Вечные 4/10,
Шан Чи 6,5/10,
Соколиный Глаз 6/10.
(Сокол и Зимний солдат и Лунный рыцарь смотрел, но не обозревал, скучные…)

Теперь с чистой совестью могу приступить и к «Паучку»! И да…

СПОЙЛЕРЫ!

По всей статье!

Вкратце о субъективном отношении к блокбастерам и новому «Пауку»

Несмотря на то, что «Нет пути домой» является одним из ярчайших моментов стоковой супергероики, я не смог разделить восторженные крики зрителей в зале при появлении любимых старичков. Виной тому три причины.

Первая — я никогда не был фанатом Человека-Паука.

Вторая — я застрял в детстве, где моими любимыми приключениями были «Властелин Колец» и «Пираты Карибского моря» (чуть погодя списочек пополнили трилогия Нолана о Бэтмене и ричевский «Шерлок Холмс»). Ни одному современному блокбастеру больше не удалось покорить моё сердечко. Всё сейчас кажется не таким впечатляющим.

И третья — я вдоволь насытился супергероикой, хотя ранее никогда ею не увлекался. Но моя душа требует развлечения, а Марвел уделывает попытки конкурентов в способности постоянным потоком выдавать в меру качественные проекты.

Но я всё ещё могу представить радость преданных фанатов Паука, представляя себя в альтернативной вселенной за просмотром условной хайпующей франшизы про пиратов или детективов. На крайний случай, могу вспомнить, какое же воздействие на меня оказал «Финал» Мстителей. Шутка ли, но смерть Железного Человека довела меня буквально до слёз в кинотеатре. Тогда неожиданно пришло откровение о том, что команда супергероев за те 10 лет стала для меня по-настоящему родной. И какое мне дело до отсутствия логики в перемещениях во времени, когда как сценарий под покрывалом добротного фансервиса идеально завершал историю Мстюнов.

По сути, тоже самое проворачивает и «Нет пути домой» — это Endgame в мире Пауков, раз, и попросту качественный супергеройский блокбастер, два.

Под качественным блокбастером сложно подразумевать что-то одно, поэтому приведу список моих личных условных критериев.

— баланс юмора, драмы, экшена, выдержанный в нужной динамике (Здесь «Война бесконечности» топ, но и «Нет пути домой» недалеко ушёл),

— серьезное отношение создателей (подход с душой и любовью) к своему детищу.

— хорошая драматургия, благодаря которой можно прослеживать путь героев, верить им и сопереживать,

— пафос, подчёркнутый душевными сценами и патетичным запоминающимся звукорядом, дабы зритель мог всплакнуть (кстати, сейчас дефицит хорошей музыки в блокбастерах).

Ахиллесовы пяты «Нет пути домой»

Но если в «Мстителях: Финале» все мои претензии к логике происходящего перекрывали эмоции и слёзы, то «Нет пути домой» не смог скрыть свою наготу, сценарно оказавшись самым слабым фильмом трилогии с Холландом. У фильма две ахиллесовы пяты…

1. Детсадовская завязка.

Чтобы сюжет случился, сценарий решил на минуточку лишить разума доктора Стренджа, оправдывая это легкомысленно-дружелюбным отношением к Питеру и комедийным настроем сцены. В свою же очередь, какой бы богатый опыт, побуждающий взвешивать все за и против, не получал Питер, он всё ещё подросток, правда.

Поэтому, когда происходит слом реальностей, Стрендж неожиданно возвращается в своё истинное амплуа, (в котором бы никогда не допустил то, что допустил), отчитывает и выгоняет гостя. Попробуйте закрыть на это допущение со сменой характера волшебника свои очи — у вас не получится! Благо, что это было по-настоящему смешно.

2. Роль старых злодеев.

Злодеев Паука силком вырывают из других фильмов во время кульминаций личных арок. Другими словами, в угоду сюжета и фансервиса, переписывают уже законченные истории (канон, если хотите!). И вряд ли в лучшую сторону, поскольку в мультивселенной бреда и белых пятен не меньше, чем во временной петле.

К тому же, злодеи возвращаются как полноценные ПРЯМ ЗЛОДЕИ истории, когда куда более оригинально смотрелся бы полноценный конфликт Паука и Стренджа, где Октавиусы и Гоблины являлись бы не более чем потенциальными жертвами. Вместо этого приходится снова наблюдать за кривляниями Дефо, которые вполне сочетаются с пластмассовыми спецэффектами, наивностью и ламповостью фильма 2002 года, но никак не в новомодном блокбастере.

Пока я это писал, внутри меня возник маленький спор с самим собой:

— Так он же из другого мира! Ясен пень, что Дефо смотрится слегка чужеродно в КВМ.

— Даже если в этом идея, то так или иначе я уже это видел.

— Так в этом и смысл фансервиса. В смаковании того, что мы уже видели и любим.

— Но я же не люблю… Гоблин никогда не привлекал меня своей харизмой.

— Это твоя субьективщина, а ты пойми фанатов!

— Окей, молчу 😅

Первая задача Паука Тома Холланда была стать частью киновселенной. Впервые появившись в «Гражданке», удостаивается сольника в атмосфере молодежной комедии. Здесь его заботят сугубо подростковые проблемы — в свете историй других Пауков они кажутся совсем уж безобидными. Как супергерой же, он обделён вниманием и не так уж необходим Тони Старку, в тени которого находится.

Казалось бы, персонаж получает своё пресловутое развитие, когда, не напортачив, побеждает Стервятника в самодельном костюме. Неужто он снова будет проходить взросление, и по второму, и третьему кругу? Ну, во-первых, повторение пройденной арки — это нормально в рамках Марвел, ведь отсылки здесь ценятся выше драматургии, во-вторых, у взросления тоже есть этапы.

В «Возвращении домой» он соглашается с ролью всего лишь дружелюбного соседа, не пытается прыгнуть выше головы и принимает себя тем, кем и является.

Во «Вдали от дома» Питер, несмотря на приключения в космосе и доверие Тони Старка, бежит от ответственности супергероя, дабы словить кайф от нормальной жизни подростка, мило пускающего слюни по Зендае. Но впоследствии он раскрывает свой потенциал, видит себя кем-то больше, чем дружелюбным соседом, принимает наследство от Железного Человека, и… Всё равно остаётся подростком, которому важны близость друзей и поддержка супергероев, на этот раз Стивена Стренджа.

Пауки Тоби и Эндрю приходят в критический момент к Пауку Холланда, оказывая помощь как морально, так и физически. В каждом диалоге, в каждом слове — и химия, и отсылка, и любовь творивших фильм. Рефлексия о совместной боли органично граничит с шутками про подвиги. Одна из самых запоминающихся и важных шуток оказывается про работу в команде, с которой Магуайр и Гарфилд не были знакомы, будучи единственными супергероями в своей вселенной.

Красочное устройство разных миров, яркий визуал и магия Стренджа — всё это необходимый минимум, который позволит развлечься, даже если сценарий будет прихрамывать на обе ноги.

К тому же, режиссура Сэма Рейми с хоррор-моментами и фирменными операторскими приёмами украшает вылизанную студийную картинку. Хотя моментами куцый монтаж сцен и семейно-сказочная музыка, которая навязчиво пиликает даже там, где не требуется, уничтожают саспенс и сопереживание. Редко, но метко саундтрек срабатывает, как, например, в этой сцене (но это не специально написанная композитором композиция, а уже существующая):

Стрендж и Алая Ведьма же вывозят исключительно засчёт своего наполнения в предыдущих фильмах. У обоих не случилось счастья в семейной жизни. Но если Стрендж ничего с этим не делает, то Ванда проворачивает твист.

Ведь логичный и поистине драматичный путь принятия реальности без детей она прошла в сериале «ВандаВижн». Но внезапно некая магическая книга искусственно навязывает Ванде уже пройденную арку, превращая антигероиню (которой можно было сопереживать) в однозначное карикатурное зло. Не обидно ли, когда некогда важный персонаж состава «Мстителей» слетает с катушек, чтобы подохнуть как очередной несчастный филлерный злодей?

«Паук» выбивается из 4-фазы красивым завершением истории супергероя-подростка и впервые в истории кинематографа сталкивает знакомые версии культового героя в одном фильме. Хотя обидно спотыкается по ходу сценария и не избавляется от проклятия современных блокбастеров (вроде непримечательного экшена). Пусть Пауку будет весьма условные 7,5/10.

«Доктор Стрендж» — яркий мультик! Жаль бедную Ванду, конечно, но аттракцион развлекает, дарит буйство красок и волшебства. И на том спасибо!
Пусть Стренджу будут весьма условные 6/10.

 

Источник

Читайте также