История, в которой замешаны большие студии и большие деньги.
Во вторник 14 апреля стало известно, что стриминговый сервис Netflix и издательство Boom! Studios подписали контракт, в рамках которого обе компании обязуются совместно работать над грядущими киноадаптациями историй, выпущенных издательством. Среди потенциальных претендентов на экранизацию: «Дровосечки», «Что-то убивает детей» и легендарная «Мышиная гвардия» Дэвида Питерсена.
Прошлая попытка экранизации «Мышиной Гвардии» была предпринята в 2019 году и окончилась плачено: проект закрыли, деньги забрали, а всех причастных распустили. Ниже — полная история отмененной киноленты, у которой теперь есть все шансы восстать из пепла.
Комикс
В феврале 2006 года издательство Archaia Studios Press (импринт Boom!Studios) выпустило первую мини-серию «Мышиной гвардии» под названием «Осень 1152», которая и стала отправной точкой в истории мышиной вселенной Дэвида Питерсена. Тогда «Осень» с трудом пробивала себе дорогу среди более известных тайтлов, а сейчас многие называют ее не иначе как «Игра Престолов» с мышами».
«Осень 1152» рассказывала о вселенной антропоморфных мышей, живущих в Средневековье: тут вам и братства странствующих рыцарей, и сражения на клинках, и осады, и масштабные битвы, и множество мелких королевств, которые грызутся между собой за власть. А Мышиная гвардия – аналог то ли рыцарей-крестоносцев, то ли королевских отрядов спецназначения – защищает простых гражданских мышек от различных хищников на дорогах и на границах родных земель.
За «Осенью» последовали сверхуспешные «Зима 1152», «Весна 1153», «Черная секира», спин-офф «Легенды Гвардии», которые включали в себя истории других авторов в том же сеттинге, а также «Weasel War of 1149». Название последнего комикса является труднопереводимой игрой слов: weasel с английского переводится как «ласка», поэтому Weasel War можно трактовать и как «Ласковую войну» и как «Войну с ласками». Но поскольку в книге Питерсена описывается масштабная война между мышами и ласками, то можно предположить, что второй вариант перевода все же ближе по смыслу к оригиналу.
Экранизация
Первые слухи об экранизации «Мышиной гвардии» появились еще летом 2016 года, когда награжденная двумя премиями Айснера серия отметила десятилетний юбилей: по всему миру на тот момент было продано свыше миллиона копий, переведенных на 10 языков.
18 июля The Hollywood Reporter писали, что режиссер Мэтт Ривз («Планета обезьян: Революция», «Война планеты обезьян») и сценарист Гари Уитта («Книга Илая», «После нашей эры») объединяются под крылом 20th Century Fox, чтобы адаптировать для киноэкранов знаменитую серию. Variety вторили своим коллегам из The Hollywood Reporter и утверждали, что Fox всерьез намеревается создать «живой фильм» с использованием технологии motion capture (или performance capture, как теперь принято говорить), которая уже была успешно обкатана при создании «Книги джунглей» и трилогии «Планета обезьян».
В сентябре 2017 года появилась информация, что студийные боссы Fox заменили Мэтта Ривза на другого постановщика – Уэса Болла, ответственного за трилогию «Бегущий в лабиринте»: Уэс тогда как раз завершал съемки третьей части под заголовком «Лекарство от смерти». Ривза же оставили в качестве одного из продюсеров грядущей киноленты: после завершения трилогии «Планета обезьян» за ним была закреплена очередная инкарнация Бэтмена, и постановщик не хотел распылять свои силы на другие проекты.
Зимой 2017-2018 гг. началась стадия активного предпродакшена: Уитта, Болл и Питерсен сели за написание сценария, а иллюстратор Дарек Заброцки и его команда дизайнеров начали работу над ранними концепт-артами. По уверениям ComicBook, адаптация задумывалась создателями масштабной, мрачной и высокобюджетной.
Спустя почти полтора года, в марте 2019 года, стало известны первые подробности относительно каста «Мышиной Гвардии»: к проекту присоединились Энди Серкис, звезда трилогии «Планета обезьян», Томас Сэнгстер, знакомый зрителям по франшизе «Бегущий в лабиринте», и Идрис Эльба, известный по телесериалу «Лютер».
Согласно данным The Hollywood Reporter Серкис должен был сыграть роль кузнеца Миднайта, предавшего родную гвардию, Сэнгстеру отдали роль Лиама, самого молодого члена Гвардии, а Эльба вел переговоры о роли Челанве – наставника Лиама. Актеры должны были не только озвучить своих персонажей, но и принять участие в захвате движений для них. Съемки были назначены на май 2019 года, и ничто не предвещало беды.
Сделка
20 марта 2019 гигант Disney закрыл сделку по покупке части активов медиахолдинга 21st Century Fox, которая длилась почти два года – даже вмешательство Comcast не помешало «мышиному дому» заполучить желанную киностудию, а вместе с ней и права на десяток прибыльных франшиз. По условиям сделки, Disney за $71 млрд. приобретала киностудию 20th Century Fox, ответственную за съемки «Мышиной гвардии», а также права на «Людей Икс», «Аватар», «Симпсонов», «Чужого» и контрольный пакет стримингового сервиса Hulu.
Новый хозяин тут же принялся наводить в «лисьей» норе свои порядки: под нож пошли десятки проектов, бывших на разной стадии готовности. Причина проста – большинство кинолент, разрабатываемых Fox, были потенциально нерентабельными.
Эта гипотеза, высказанная финансовыми аналитиками, подтвердилась летом 2019 года, когда Disney выпустила четыре картины Fox, из которых окупилась всего лишь одна (драма «Прорыв»), да и то превысив производственный бюджет всего на $36 млн., что при астрономических заработках «Истории игрушек», «Мстителей» или «Аладдина», смотрелось как статистическая погрешность, а не реальный заработок. Три других фильма от Fox «Али, рули!», «Люди икс: Темный Феникс» и «Невероятный мир глазами Энцо» оказались полным кассовым провалом и заработали низкие оценки как от критиков, так и от зрителей.
Таким образом, на фоне неуспехов фильмов от Fox, были отменены сольный проект про доктора Дума, вторая часть «Кредо убийцы» с Майклом Фассбендером, фильм по мотивам веб-комикса «Дровосечки» от Ноэлль Стивенсон, вторая часть экранизации Hitman и еще полтора десятка других проектов. Во время «мышиной резни» не пощадили никого.
Отмена
Под горячую руку боссов из Disney попала и «Мышиная гвардия», на которую к тому моменту (17 апреля 2019) было потрачено около $20 млн.: съемки должны были начаться уже через две недели ее бюджет по разным оценкам составлял астрономические $170 млн, что для малоизвестного тайтла – огромный риск оказаться убыточным в мировом прокате. В правлении Disney решили, что лучше потерять сейчас $20 млн., чем в вероятном будущем — $170 млн.
После объявления новости режиссер Уэс Болл и продюсер Мэтт Ривз бросились на поиски нового спонсора для завершения проекта: каст был утвержден, легендарная студия WETA уже занималась предварительной записью актерской мимики, а художники завершали финальные приготовления декораций. Но все попытки были безуспешны. В июле 2019 года стало известно, что проект полностью закрыт, контракты с актерами и студиями расторгнуты, а наработки художников идут в архив. Тогда же участники съемочной команды поделились материалами, которые были созданы на протяжении последнего года разработки.
Дэвиед Питерсен в своем инстаграм-аккаунте опубликовал видео, в котором он прошелся по студии Уэса Болла и показал зрителям, что уже было сделано для фильма: стены были увешаны артами по мотивам «Мышиной гвардии», по телевизору крутили анимированные ролики, на полках стояли фигурки героев, модели локаций, а на специальных манекенах красовались заготовки костюмов для главных героев.
Уэс Болл в свою очередь выложил в YouTube тестовый футаж, который даёт понять, как мог бы выглядеть будущий фильм. Футаж был разработан на движке Unreal Engine примерно за 12 недель, выглядел сыровато, но всё равно очень атмосферно: несмотря на простенькие модели персонажей, все окружение, тени и освещение было проработано с вниманием к мельчайшим деталям.
Свои работы в инстаграм выложил и художник Дарек Заброцки, который написал, что трудился над проектом более 12 месяцев.
Умельцы спустя несколько дней после новости об окончательной отмене проекта даже сотворили свой собственный «Финальный трейлер» к «Мышиной гвардии».
Свои работы в инстаграм выложил и художник Дарек Заброцки, который написал, что трудился над проектом более 12 месяцев.
Пользователи Twitter подняли шумиху вокруг этого проекта, требуя возобновить работу над ним и даже запустили хештег #SaveMouseGuard , призывающий Disney вернуть проект в разработку. Они взывали к Netflix («Ну же, Netflix, это именно тот проект, который ты должен спасти!»), сравнивали «Мышиную гвардию» и «Дэдпула» («Дедпул был спасен после демонстрации тестового ролика. Мышиная Гвардия определенная должна стать следующей!») и писали обращения к CDProjekt RED, призывая польского разработчика заняться выпуском мультсериала.
Весь фанатский мир недоумевал: почему? Впрочем, точные причины отмены сказать, наверное, никто не в силах, кроме самих студийных боссов Disney.
Один из источников The Hollywood Reporter утверждал, что стоимость CGI для «Гвардии», оказалась катастрофически близко к стоимости графики для «Короля льва» и «Книги Джунглей», создаваемых внутренними студиями Disney. Неопределенность с возрастным рейтингом лишь добавила масла в огонь: для мрачного фильма по вселенной детских комиксов просто не находилось целевой аудитории
Другой источник говорил, что Disney не хочет видеть Fox в качестве крупнобюджетного конкурента для внутренних проектов «мышиного дома», а хочет, чтобы подразделение сосредоточилось на более недорогих тайтлах с рейтингом PG-13 и R. Единственным исключением из правила станет «Аватар» Джеймса Кэмерона.
Но, как водится, истина находится где-то посередине. Скорее всего, в Disney просто избавлялись от рисковых активов после столь масштабной сделки: они не имели права терять деньги. А поскольку съемки «Мышиной гвардии» еще не стартовали, проще было отказаться от киноленты сейчас, чем разрывать контракты посреди производственного процесса.
Впрочем, у этой истории еще может быть хороший конец: и если руководство Netflix даст проекту зеленый свет, то мы, возможно, увидим на экранах одно из самых незабываемых мультприключений.
Пишу о кино и играх в телеграм-канале «RJ»: @rjfilm