«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды… в Голливуде»

Интересные детали о съёмках одного из лучших фильмов 2019 года.

«Однажды… в Голливуде» — любовное послание от Квентина Тарантино старому Голливуду, фильм, воссоздающий эпоху буйных 60-х с поражающей детальностью и скрупулёзностью. В плане съёмок это, вероятно, один из самых сложных фильмов режиссёра.

В преддверии «Оскара» Sony Pictures выложила на свой YouTube-канал «фильм о фильме», посвящённый съёмкам «Однажды… в Голливуде». Мы выбрали оттуда главное.

Это фильм о его [Квентина Тарантино] любви к индустрии и о тех её работниках, кто не получает внимания, хотя заслуживает.

Леонардо ДиКаприо
актёр

«Однажды… в Голливуде» часто называют самым личным фильмом Тарантино, и это, конечно же, правда. Он не просто так помещает действие именно в 1969 год — это время, когда старый Голливуд, так любимый режиссёром, окончательно перестал существовать.

К тому же, это время, которое сам Тарантино застал, будучи ребёнком. Так как самые яркие воспоминания и впечатления часто формируются именно в детстве, понятно, почему режиссёру важно было вернуть эстетику неоновых вывесок, drive-in кинотеатров, дешёвых вестернов и ТВ-шоу. Мир, в котором он жил сам.

Тарантино вспоминает, как к нему пришла идея фильма. По его словам, это случилось где-то в момент съёмок «Доказательства смерти» — однажды он вдруг заметил, как актёр и его дублёр сидят вместе и разговаривают.

И я тогда подумал: «чёрт, это же… чёрт, это действительно впечатляющие отношения. Примерно как у Стива МакКуина с его дублёром или у Бёрта Рейнольдса. Если я когда-нибудь сделаю кино о том, как делают кино, это может стать уникальным способом подойти к истории».

Квентин Тарантино
режиссёр

Тарантино также очень важно было взять в фильм человека, который застал то время уже в качестве актёра. Кто жил и работал в «том самом» Голливуде.

Он сразу же подумал о трёх людях: Курте Расселе, Бёрте Рейнольдсе и Брюсе Дерне. Первый в итоге сыграл в фильме координатора трюков Рэнди, второй был утверждён на роль Джорджа Спана, но не успел её сыграть, так как скончался 6 сентября 2018 года. В итоге Спана сыграл Брюс Дерн.

Мне хватило всего пары страниц сценария, чтобы понять — этот фильм затрагивает буквально всё, вокруг чего крутилась моя жизнь в те годы. Всю мою жизнь.

Курт Расселл
актёр

Очень важным элементом фильма стало радио — оно постоянно играет в машинах и домах героев, отражая настроение отдельных сцен и дух времени в общем. Тарантино вспоминает, что радио действительно имело большое значение в те годы — особенно в Лос-Анджелесе, центре музыкальной индустрии.

Радио, можно сказать, определило это время.

Квентин Тарантино
режиссёр

Леонардо ДиКаприо вспоминает о прошлом режиссёра — о том, как тот в молодости работал продавцом в видеомагазине, смотрел примерно всё, что попадётся под руку, и выступал этаким «гуру», помогавшим людям с выбором фильмов.

Этот багаж знаний помог ему детально воссоздать стиль и образ Голливуда конца 60-х.

Причём Квентин Тарантино помещал в локации столько различных примет той эпохи, что большинство из них почти невозможно увидеть. Ему была важна сама атмосфера времени, даже если не все её элементы в итоге попадут на камеру.

В фильме много отсылок, которые мало кто поймёт и увидит. Но главное, Квентин знает, что они есть.

Брэд Питт
актёр

По этой же причине все локации в фильме — практические. Никакого хромакея.

Даже музыку во время съёмок включали исключительно из шестидесятых. Чтобы все члены команды почувствовали себя внутри другой эпохи.

Не думаю, что я когда-либо чувствовала себя настолько перенесённой в другое время, как на площадке у Квентина. Потому что здесь всё настоящее. Везде вокруг тебя — 1969-й.

Марго Робби
актриса

Для того, чтобы воссоздать Голливуд 60-х, художник-постановщик Барбара Линг отсматривала сотни фотографий тех лет. Затем вместе с командой она воссоздавала все вывески и витрины магазинов — так они вернули целых шесть кварталов Голливудского бульвара в шестидесятые.

Отдельное внимание Тарантино уделил, разумеется, кинотеатрам, которых в шестидесятые на бульваре было очень много. Сейчас все они перестали быть кинотеатрами, но, с позволения владельцев, съёмочная группа на время переделала фасады, вернула неоновые вывески и таблички, на которых раньше писали репертуар фильмов.

При этом Барбара Линг отмечает, что они с режиссёром не обязательно гнались за полной правдоподобностью. Мир Голливуда в фильме немного приукрашен, потому что он отражает не столько объективную реальность, сколько детские впечатления самого Тарантино.

Фрагменты с Bounty Law, сериалом с Риком Далтоном в главной роли, снимали на студии Melody Ranch — там стоят декорации, мелькавшие во многих классических вестернах.

Но, чтобы они лучше выглядели в чёрном-белом, создатели фильма перекрасили все фасады — с учётом того, в какие оттенки серого превратятся цвета на плёнке.

По словам продюсера Дэвида Хеймана, Тарантино изначально рассматривал только одного актёра на роль Рика Далтона — его обязан был сыграть Леонардо ДиКаприо.

Актёр рассказывает, что самое сложно в работе над этим персонажем — понять, какой же Рик Далтон актёр. И каков его потенциал.

Для меня история Рика — это история человека, который борется с собственной смертностью. В сцене с Аль Пачино, в самом начале фильма, он понимает это. Понимает, что он на поворотном моменте своей жизни и, возможно, он не уделял своей карьере и своей игре столько внимания, сколько стоило.

Леонардо ДиКаприо
актёр

Именно ДиКаприо предложил Тарантино, чтобы Рик во время съёмок забыл свою реплику — ему нужно было показать, как герой борется сам с собой и затем пытается восстановиться.

Они сняли две версии этой сцены: в одной Рик запинался, а во второй нет. И тогда Тарантино понял, что ДиКаприо был прав — с его идеей момент выглядел гораздо мощнее.

Но тогда им нужно было что-то ещё — некий переходный пункт между тем, как Рик чуть ли не проваливает роль и как он затем победоносно возвращается на площадку.

Для этого Тарантино и ДиКаприо вместе придумали сцену в трейлере, где Рик Далтон орёт сам на себя и крушит всё вокруг. Она вдохновлена моментом из «Таксиста», где герой Роберта ДеНиро общается с собой в зеркале.

Большое внимание кинематографисты уделили тому, чтобы передать суть Рика Далтона через его внешние атрибуты — то, как выглядит его дом и то, как он одевается.

В доме Рика можно заметить, например, седло — очевидно указывающее на его увлечение лошадьми. При этом везде по квартире стоит реквизит из сериалов, в которых он снимался, и различный мерчендайз. А на стенах вместо картин висят постеры его фильмов.

Так мы понимаем, что Рик — человек, неотделимый от его работы. Именно в этом заключается главный конфликт героя.

При этом мы часто видим его в яркой, вызывающей одежде. Всё говорит о Рике Далтоне как о человеке, ревностно ищущем внимания.

Я заворожён костюмами в этом фильме. Мне пришлось носить много дурацкой одежды.

Леонардо ДиКаприо
актёр

Совсем другое дело — Клифф Бут. Интерьер его трейлера и одежда не указывают ни на какие конкретные характеристики героя — он остаётся загадкой и для зрителя, и для других персонажей.

Я весь фильм ношу примерно одну и ту же одежду — майку с надписью Champion.

Брэд Питт
актёр

Единственное, что мы можем узнать о Клиффе из убранства его трейлера — он очень любит мотоциклы и машины. И он большой фанат актрисы Энн Фрэнсис — её портрет висит прямо за телевизором.

Герой Брэда Питта, Клифф Бут, вдохновлён сразу несколькими каскадёрами-дублёрами, которые работали в то время с ведущими звёздами Голливуда. И часто становились их близкими друзьями.

Курт Расселл знал много таких дублёров и, по его словам, был поражён игрой Брэда Питта. Тем, насколько реально он выглядел в роли Клиффа Бута и насколько он похож на каскадёров тех лет, которых Курт видел в реальности.

Вместе Рик, Клифф и Шэрон Тейт в фильме отражают три условных ступени популярности актёра в Голливуде. Шэрон — успешная и молодая. Рик — на закате своей карьеры. А Клифф, несмотря на то, что проработал в Голливуде всю жизнь, живёт в маленьком трейлере за городом.

Роль Шэрон, к слову, была особенно сложной для создателей фильма. Реального человека всегда непросто воплощать на экране — а уж тем более с настолько трагичной историей. Им нужна была актриса, которая смогла бы сыграть её очень тонко и чутко — такой оказалась Марго Робби.

По мнению Тарантино, Робби обладает многими чертами самой Тейт. Она также ослепительно красива, но при этом за её яркой внешностью несложно разглядеть сильную личность.

Для меня цель Шэрон в фильме — показать всё самое лучшее, что было в Голливуде 60-х. Она олицетворяет свободную любовь, политику «открытых дверей», которая процветала тогда в Голливуде. Вечеринки, веселье, сообщество с распростёртыми руками. Её ужасная смерть стала концом этой эры: двери закрылись, Голливуд навсегда изменился.

Марго Робби
актриса

Я впервые встретил Марго на прослушиваниях к «Волку с Уолл-стрит» — я сразу заметил в ней какой-то внутренний огонь. И когда я узнал, что мне повезёт работать с ней ещё и над этим фильмом, я был очень рад. Со времён Волка с Уолл-стрит» она сыграла столько замечательных ролей.

Леонардо ДиКаприо
актёр

Также кинематографистам помогала с советами сестра погибшей Шэрон Тейт, Дебра. Она одобрила сценарий и, по словам продюсеров, близко подружилась с Тарантино. И даже приходила на съёмочную площадку, чтобы посмотреть, как играет Марго Робби.

Много внимания в «фильме о фильме» уделено Роберту Ричардсону — именитому оператору, обладателю трёх премий «Оскар», постоянному коллаборатору Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино (со времён «Убить Билла» он снимает все фильмы режиссёра).

По словам актёров, работать с Ричардсоном — одно удовольствие. Он настолько профессионально и незаметно делает свою работу, что съёмочной группе почти не надо обращать внимания на камеру — они и так точно знают, что она окажется там, где надо.

Ричардсон рассказывает, что Квентин Тарантино, большой любитель аналоговой съёмки, долго не мог решить, на что снимать фильм — на 35-миллиметровую плёнку или на 70мм, как «Омерзительную восьмёрку». Выбор пал в сторону 35 миллиметров, но только по одной причине — с 70мм невозможно снимать с зумом.

Впрочем, отдельные кадры, имитирующие записи со съёмок или телевизионные шоу, сняты в других форматах. В фильме есть эпизоды, записанные на любительскую плёнку Super 8 и чёрно-белую 16-миллиметровую плёнку (на неё сняты трейлеры Bounty Law).

В конце актёры и члены съёмочной группы ещё раз говорят о том, что «Однажды… в Голливуде» — самый личный фильм Квентина Тарантино. Это картина, которая перенесла не только зрителей, но и самих кинематографистов в совершенно другую эпоху: в светлый и радостный Лос-Анджелес шестидесятых.

Это и правда настоящее любовное послание старому кино и кинематографу как искусству в целом. В наше время мало кто из режиссёров готов настолько глубоко детально погружаться в выбранный сеттинг, подолгу и тщательно работать над каждой декорацией, когда другой мог бы просто нарисовать её на компьютере.

Мы просто любим делать кино.

Квентин Тарантино
режиссёр

Усилия Тарантино нерациональны, но только так и рождается настоящее искусство. Движимое лишь одной, единственной возможной мотивацией.

 

Источник

Читайте также