Ради чего стоит смотреть «Шазама»?
Ради примера отличной экранизации
Так уж получилось, что действительно достойных внимания историй про Билли Бэтсона немного. Персонаж раньше регулярно появлялся в кроссоверах и глобальных событиях DC, но лучшие истории про него — максимально обособленные.
В 2013 году в рамках New 52 вышел комикс от Джеффа Джонса и Гэри Фрэнка, где издательство перезапустило персонажа. От прозвища «Капитан Марвел» отказались, и он стал известен как «Шазам». Комикс был доброй историей о становлении героя и о важности семьи. Титульный супергерой столкнулся с зеркальной версией себя — чемпионом волшебника, который не смог не поддаться темной стороне. Речь, конечно, о Черном Адаме.
Фильм о Шазаме основан на этом комиксе. В картину были буквально перенесены некоторые сцены из первоисточника, что, безусловно, очень круто. Предыдущие ленты киновселенной DC адаптировали определенные линии из комиксов, а не конкретные истории. «Шазам» доказывает, что при должном внимании к первоисточнику студия способна сделать хорошую экранизацию, которая передаст дух первоисточника, ничего не растеряв на экране.
Ради юмора
«Шазам» очень смешной, но не как фильмы Marvel Studios, у которых шутки четко расставлены по хронометражу и происходят после каждой важной сцены. В «Шазаме» много искренне смешных и изобретательных моментов. Многие гэги повторяются, и к ним добавляются новые уровни.
Так, например, одним из лейтмотивов стал тест способностей, дарованных Билли Бэтсону (Эшер Энджел). Вместе со своим другом Фредди Фриманом (звезда «Оно» Джек Дилан Грейзер) подростки тестируют способности Шазама (Закари Ливай), и местами шутки получаются весьма удачные.
Многие шутки ситуативные и построены на том, как окружающие реагируют на нового супергероя, и как они оценивают его действия. Такое нечасто можно встретить в фильмах Marvel, а для фильмов DC это вообще в диковинку.
Ради сатиры на жанр
Еще до выхода «Шазама» было понятно, что фильм станет своего рода сатирой на супергероику. Как «Дэдпул» в свое время изрядно поиздевался над фрашизой «Люди Икс», так и «Шазам» очень много времени уделяет супергеройским клише и персонажам DC.
Правда, внимание уделили исключительно тем, кто уже появлялся в киновселенной. Впрочем, и этого хватит, чтобы передать отношение Билли, Фредди и других персонажей к супергероям, которые в «Шазаме» уже порядком утомили общество, и оно не воспринимает их так, как в других фильмах DC.
А чего стоят финальные титры, стилизованные под рисунки в школьной тетрадке! На них Шазам встречается с различными персонажами DC, и лично для меня это лучшая часть фильма.
Ради лора
«Шазам» — это не просто опыт DC в создании фильма про подростка-супергероя, это совершенно новый магический уголок вселенной, в котором свои правила. Здесь другая магия, заметно отличающаяся от того, что было, например, в «Чудо-женщине», и потому за ней интересно наблюдать.
Не стоит, конечно, ждать, что в фильме настолько сильно углубятся в лор, что расскажут о происхождении самого титула чемпиона Шазама и о Скале Вечности — все это приберегли на будущие сиквелы, но в первом фильме множество мостиков к будущему развитию персонажа в рамках киновселенной.
В конце концов, где-то в будущем зрителям предстоит еще увидеть схватку нового чемпиона с тем, кто предал идеалы волшебника, но сохранил силу. Дуэйн «Скала» Джонсон еще появится в одном из будущих продолжений «Шазама», и там наверняка покажут больше магии, чем подростковой драмы из первого, вводного фильма.
Ради эмоций
«Шазам» — не блокбастер, это семейное кино, которое можно смотреть как в компании детей, так и с родителями. И в то же время это довольно показательная картина о жизни современных подростков, где помешанные на поп-культуре гики сталкиваются с людьми, которым это не интересно.
И в одном фильме режиссеру Дэвиду Сандбергу удалось совместить сразу несколько жанров, что дает настоящий микс эмоций. Конечно, не всем темам уделяется равноценное количество времени, но того, что есть достаточно, чтобы смело сказать, что каждый зритель сможет найти в «Шазаме» что-то для себя.
Лично для меня лучшей линией стала зависимость от гик-культуры, так как в силу работы я регулярно общаюсь с людьми, которые буквально живут этим — от коллекционирования всего подряд, связанного с супергероями, до непринятия простыми людьми этого хобби. В фильме есть несколько очень показательных моментов.
Ради чего НЕ стоит смотреть «Шазама»
Не ради Черного Адама
В комиксе Джеффа Джонса, на котором основан «Шазам», Черный Адам играл важную роль. Он был зеркальным отражением Билли Бэтсона, и потому их способности были практически идентичны. Победить его Шазам мог лишь хитростью, а не физической силой или магией.
Доктор Таддеус Сивана (Марк Стронг) тоже был в комиксе, но там его линия была гораздо лучше (об этом чуть позже), в фильме сценаристы просто отдали способности Черного Адама Сиване. Возникает вопрос — что в таком случае нового будет в поединке Шазама и Адама в будущих фильмах? Если Билли уже один раз победил «себя», то что помешает ему сделать это снова?
Здесь видно вмешательство студии, не готовой повышать бюджет «Шазама» на гонорар Дуйну Джонсону за роль в первом фильме о Билли Бэтсоне. Для них это новая франшиза, с которой пока нет четкой картины сборов — окупит ли себя история о подростке с волшебными суперсилами? Бросать миллионы долларов на Джонсона в проекте, который может не окупиться — непростительная роскошь. Но это, увы, сильно бьет по истории.
Не ради злодея
Доктор Таддеус Сивана в комиксах — наиболее классический и карикатурный враг Шазама. Это самый типичный безумный ученый — лысый, в белом халате, с огромными очками и суперинтеллектом, с помощью которого он конструирует различные причудливые устройства, используя их против Шазама.
Джефф Джонс изменил концепцию Сиваны в своем комиксе, и он стал менее карикатурным. Его Таддеус одержим магией и хочет ей обладать. Но когда он получает отметину магией, то узнает, что не каждый способен ее выдержать. Магия в буквальном смысле пожирала Сивану изнутри на страницах комикса 2013 года, и потому в истории был новый контекст.
Сивана завидовал не только Шазаму, но и Черному Адаму — он хотел бы обладать этой силой, но был ее лишен даже тогда, когда сам ее нашел. Она была для него недоступна, из-за чего его ненависть к Билли Бэтсону была понятнее. В фильме из-за слияния его линии с Черным Адамом персонаж получился плоским и неинтересным — его годами считали никчемным, и он решил получить силу во что бы то ни стало.
Не ради экшена
К сожалению, «Шазам» совершенно ничего предложить не может. Все дело в том, что сам супергерой, подобно Супермену, лишен баланса. Он может пробить собой бетонную стену, а в следующей сцене влететь в автомобиль, практически его не повредив.
Экшен появляется лишь в третьем акте, когда происходит несколько сражений между Сиваной и Шазамом, и весь он скучный. Они летают на огромных скоростях, обмениваются ударами, не получая практически никакого физического урона, с легкостью пробивают друг другом различные объекты. Но в этом экшене нет динамики.
Когда Супермен дрался с генералом Зодом в «Человеке из Стали», там чувствовался баланс героев. Два сверхсильных (по земным меркам) существа сражались в атмосфере, в которой они — боги. И там экшен был гораздо ярче и разнообразнее, чем в «Шазаме». Можно, конечно, списать все на то, что Билли — подросток, а Сивана — ученый, и оба не обладают выдающимися навыками боя, но, на мой взгляд, это попытка оправдать постановщика.
Не ради пасхалок и отсылок
Обычно в текстах этого формата я выделяю всевозможные пасхалки и отсылки в плюс, а ранее я упоминал, что в фильме затронута тема гик-зависимости, но вот проблема в том, что она безумно утомляет.
Все эти бесконечные споры о супергероях, их способностях, упоминания Бэтмена, Супермена и других героев. Все это хорошо работает в нескольких ситуативных эпизодах, но в общей массе быстро надоедает. Складывается впечатление, что создатели «Шазама» хотели забить ими буквально все, что можно. И это порой работает против фильма.
На этом поле «Дэдпул» смотрится гораздо аккуратнее. Его создатели понимали, что их задача — поиздеваться над франшизами, жанром, персонажами, но они не хотели утомить своего зрителя. Потому в обеих частях весь этот гик-треп подавался дозированно. В «Шазаме» на зрителя вываливают слишком много. Даже мне, человеку, который регулярно работает с комиксами и пишет о них, местами было тяжело слушать эти бесконечные разговоры. Впрочем, возможно, это профдеформация!
Не ради атмосферы
В комиксах про Шазама всегда чувствовалась пародийная атмосфера. Сам персонаж изначально был создан как аналог Супермена и потому в комиксах так много параллелей между этими героями. Это касается и их врагов. Например, ранние образы Таддеуса Сиваны и Лекса Лютора очень похожи.
И со временем стиль прижился у персонажа, все новые истории про Шазама стали писаться с такой атмосферой, словно комикс максимально несерьезный и дистанцированный от основной вселенной. Среди союзников супергероя появлялись антропоморфные животные, а в списке его врагов были магические существа, словно пришедшие во вселенную DC из мультфильмов Looney Tunes (один из таких и в фильме есть в камео!).
Но не все то, что хорошо работает на страницах комиксов, также успешно выглядит на больших экранах. В «Шазаме» много элементов, из-за которых погружение в фильм рушится, атмосфера кинокомикса пропадает, и он кажется ненастоящим, искусственным, словно все эти пародийные моменты насильно пытаются сыграть так, как в оригинале. Но вот работают они при этом через раз.