Музыка пустыни: как Ханс Циммер писал саундтрек для «Дюны»

О создании горлового пения сардаукаров, звуков волынки Атрейдесов и других интересных деталях придуманных им композиций.

Музыка пустыни: как Ханс Циммер писал саундтрек для «Дюны»

18 марта издание Vanity Fair выпустило видеоинтервью с Хансом Циммером, оскароносным композитором «Короля льва», «Гладиатора» и «Интерстеллара». Циммер рассказал, как создавал саундтрек для «Дюны» Дени Вильнёва и чем вдохновлялся, когда сочинял для неё музыку. Выбрали главное из материала.

Циммер рассказал, что впервые прочёл «Дюну» Фрэнка Герберта, когда ему было 14 лет. С тех пор он считал её своей любимой книгой и всю жизнь мечтал написать музыку для её киноадаптации.

Я ни разу не смотрел ни экранизацию Дэвида Линча, ни телевизионный сериал по «Дюне». И я никогда не слушал музыку к ним. У меня было своё видение того, как должен был звучать этот мир. Поэтому я должен был писать саундтрек к «Дюне» не как состоявшийся композитор, а как безрассудный 13-летний подросток.

Ханс Циммер

композитор

В молодости Ханс Циммер удивлялся, что почти во всех фантастических фильмах звучал оркестр, напоминавший музыку классических европейских композиторов. Подобные композиции можно было услышать в «Звёздных войнах», «2001: Космической одиссее», «Стартреке» и «Планете обезьян». Из-за этого он решил, что его музыка для «Дюны» точно будет звучать по-другому.

Зритель должен чувствовать, что он на другой планете с другой культурой. Он должен понимать, что действие происходит в будущем.

Ханс Циммер

композитор

Полный саундтрек к «Дюне»

Композитор вспоминает, что работал над саундтреком к «Дюне» в разгар пандемии. Из-за этого многие музыканты под его руководством не могли присутствовать в студии, поэтому часть звуков записывали отдельно в Лондоне и Вене.

Для «Дюны» Циммер использовал разные синтезаторы, виолончели и подручные инструменты. Виолончелисту Тине Гуо он поручил играть так, словно она исполняет музыку на тибетском боевом роге.

Не имею понятия, существует ли вообще в природе тибетский боевой рог, но Тина поняла задачу.

Ханс Циммер

композитор

Отлёт Атрейдесов из Каладана

Циммер рассказал, что в центре своего саундтрека поставил человеческий голос. По его мнению, это единственная часть человеческой музыки, которая никогда не потеряет актуальности. Поэтому во многих композициях так или иначе звучит хор, а сам фильм начинается с горлового пения сардаукара. Этот голос принадлежит всего одному человеку, а не хору, как показалось многим зрителям.

Басистого звучания сардаукара Циммер добился благодаря компрессору аудиосигнала — программы, уменьшающей звуковой диапазон между самым тихим и громким звуком.

Если вы переборщите с компрессором, вы будете слышать голос так, словно бьётесь головой об дверь. Затем вы растягиваете каждый слог в его словах и оставляете между ними длинные паузы. Так вы берёте каждый слог и заставляете его звучать очень грозно и жёстко. После обработки я превратил этот голос в подобие пушечного ядра, летящего прямиком в вашу голову.

[…]

В начало фильма мы поставили не красивую оркестровую музыку, а именно этот голос, чтобы зрители сразу поняли, что им покажут мрачную и таинственную историю. Нельзя сразу понять, принадлежит ли это пение человеку или инопланетному существу.

Ханс Циммер

композитор

Композитор ещё в 1994 году понял, что тон всем фильмам задаёт именно открывающая композиция. «Король лев» начинается с пения африканского хора, чтобы зрители сразу погрузились в атмосферу другого континента. Нечто подобное Циммер захотел реализовать и для «Дюны».

В фильме также есть женское горловое пение — оно звучит в нескольких центральных композициях. Песни для саундтрека исполнила ритм-вокалистка Луара Котлер, сотрудничавшая с Циммером для музыки к фильмам «Люди Икс: Тёмный феникс» и «Элегия Хиллбилли».

Я говорил, что у «Дюны» должен быть собственный ритм. Так что очевидно, что мне нужно было найти женщину, которая бы одновременно чувствовала ритм и смогла кричать как банши. В её голосе есть сила, настоящая магия, которая воздействует на зрителя и без всяких компрессоров и программ обработок звука.

Ханс Циммер

композитор

Hans Zimmer — Paul’s Dream

Особое значение в «Дюне» играет и волынка — традиционный музыкальный инструмент Шотландии. Но Циммер понял, что в фильме она должна звучать по-другому, поэтому использовал в качестве основы волынки из Каледонии, Испании и ближневосточных стран.

Мой музыкант Гутри Гован имитировал звучание волынки на гитаре. Затем на запись наложили звук ещё примерно тридцати настоящих волынок

Ханс Циммер

композитор

Прибытие Атрейдесов на Арракис

Но чаще всего Циммер использовал в саундтреке звук флейты. Композитор поручил своему флейтисту Педро Эсташу играть на инструменте так, словно он исполняет музыку ветра в пустыне.

Для фильма Эсташ использовал не обычную флейту, а армянский дудук — духовой язычковый инструмент, сделанный из абрикосового дерева. Кроме него флейтист использовал флейту-пикколо и другие разновидности инструмента. Всего для фильма он исполнил 89 треков, сыгранных только на дудуке.

Никто не делал подобного до нас. Мы привыкли,что для фильмов используют по 32 скрипки, 14 виолончелей и 6 контрабасов — это обычный набор для концерта в стиле Бетховена. Но представьте, что музыку для фильма вы записывали почти целиком из флейт.

Ханс Циммер

композитор

По мнению Циммера, в будущем музыка может сильно измениться: привычные звуки могут превратиться в нечто более продвинутое. Но композитор никогда не откажется от своих любимых барабанов.

Мне нравится создавать музыку на барабанах.

Ханс Циммер

композитор

#дюна #истории #хансциммер #музыка

 

Источник

Читайте также