Фото Mitchel Jones / CC
В прошлом месяце Митчелл Колвер (Mitchell Colver), аспирант Университета Юты, написал для журнала The Conversation любопытный материал о том, откуда же появляются знаменитые «мурашки» во время прослушивания музыки. Мы изучили его и решили разобраться в том, что же это за явление и почему оно возникает.
То, что мы называем мурашками, можно именовать по-разному: кто-то чувствует «холодок по спине», у кого то появляется «гусиная кожа» и волоски на руках встают дыбом. Обычно мы связываем эти ощущения со страхом или сильным неприятным волнением, но в случае с музыкой эти ощущения сравнивают, скорее, с «эмоциональным ознобом». Ему даже дали специальное название – фриссон (frisson), что в переводе с французского означает «дрожь», «содрогание».
Фриссон – чувство приятное, и музыка – одна из главных причин его возникновения. Однако не единственная – помимо музыки мурашки могут быть вызваны произведением искусства, трогательной сценой в фильме и даже явлением природы (нет, речь не идет о ситуации, когда вам просто холодно на пронизывающем ветру).
Исследования показали, что около двух третей населения время от времени испытывают приятную дрожь – если точнее, такому эффекту подвержены от 55 до 86 процентов населения.
А пользователи Reddit даже создали на сайте страницу, на которой делятся триггерами, вызывающими «мурашки». Среди наиболее душещипательных роликов там отмечены, в частности, исполнение национального гимна США певицей Lady Gaga на открытии Супер Кубка-2016 и фанатский трейлер оригинальной трилогии Звездных войн.
Так что же такое мурашки?
Ученые исследуют этот эффект уже без малого полвека, однако он до сих пор вызывает больше вопросов, чем ответов. Исследователям до сих пор не удалось разгадать феномен мурашек до конца, но многочисленные эксперименты показали, что фриссон, как правило, является ответной реакцией организма на резкое изменение в окружающей среде, особенно в музыке, которую мы слушаем.
То есть дело даже не столько в красоте музыки, сколько в ее контрастности – как будто наша кожа и мозг одинаково реагируют на разные по своей природе перемены, будь то «холодно-горячо», «спокойствие-опасность» (от них ощущения, правда, неприятные) и на контраст в музыке.
Однако науке до сих пор подлинно неизвестно, почему в результате этого «озноба», наша кожа покрывается «мурашками». Некоторые ученые предполагают, что «гусиная кожа» — эволюционный рудимент, оставшийся от наших далёких (и более волосатых) предков.
Виниловый проигрыватель Onkyo CP-1050
Таким образом они согревали организм, создавая эндотермический слой тёплого воздуха вокруг кожи непосредственно под волосяным покровом. При резкой смене температуры (например, при дуновении прохладного ветра в жаркий день) сокращение мышц в волосяных фолликулах временно приподнимает, а затем опускает волоски на коже, обеспечивая этот защитный теплый слой. С изобретением одежды и уменьшением волосяного покрова необходимость такой терморегуляции отпала, но рефлекс остался.
У кого и когда от музыки «бегут мурашки»?
Ответ на этот вопрос решил найти профессор социальной психологии университета Восточного Вашингтона Амани Эль-Алайли (Amani El-Alayli). Он и группа исследователей, включая автора статьи Митчелла Колвера, предположили, что человек, глубоко погруженный мыслями в музыкальное произведение, с большей вероятностью испытает фриссон, так как триггер оказывает на него более сильное влияние. Кроме того, ученые высказали предположение, что чаще всего такой эффект проявляется у людей с определенным типом личности.
В рамках эксперимента участников подключили их к специальному прибору, регистрирующему кожно-гальванический рефлекс, а именно изменение электрического сопротивления кожи человека при физиологическом возбуждении, и предложили прослушивали фрагменты различных музыкальных произведений.
Для исследования были выбраны следующие композиции:
- Первые две минуты и 11 секунд произведения Баха «Страсти по Иоанну: Часть 1 (Herr, unser Herrscher)», момент вступления хора
- Первые две минуты и 18 секунд «Концерта для фортепиано с оркестром №1:II» Шопена
- Первые 53 секунлы песни английского дуэта Air Supply «Making Love Out of Nothing At All»
- Первые три минуты и 21 секунды произведения Вангелиса «Mythodea: Movement 6»
- Первые две минуты произведения Ханса Циммера «Oogway Ascends»
Эти композиции были подобраны не случайно (некоторые из них, кстати, использовались в предыдущих исследованиях) – во всех отрывках присутствовал «кульминационный момент»: напряжение росло, а затем сменялся характер мелодии или ритмический рисунок, появлялись новые инструменты.
Во время прослушивания указанных произведений участники нажимали на небольшую кнопку каждый раз, когда ощущали на коже «мурашки». Анализируя результаты, исследователи пришли к двум выводам:
1. Фриссон действительно может быть вызван музыкой. Кульминационные моменты композиций соответствуют состояниям, когда участник сообщал о появлении «мурашек» нажатием кнопки.
2. Наибольшую вероятность почувствовать фриссон имеют люди, открытые новому опыту. Это помогли зафиксировать специальные тесты, которые испытуемые проходили до эксперимента. Каждый из участников проходил несколько тестов, фиксирующих различные черты характера, однако исследование выявило наибольшую связь мурашек именно с открытостью новому.
Фото Ninac26 / CC
Эта характеристика исследуется учеными уже достаточно давно. Например, исследования подтверждают, что люди с подобной способностью обладают необычайно богатым воображением, ценят красоту и природу, ищут новые впечатления, часто погружаются в свои чувства и любят разнообразие в жизни. Результаты более ранних исследований также подтверждают зависимость появления фриссона от «открытости к опыту».
Тем не менее, просто «открытости» для появления мурашек мало. Исследование, в котором принимал участие автор материала Митчелл Колвер (его результаты опубликованы в журнале «Психология музыки» 27 апреля 2016 года), показало, что важно не просто воспринимать новое и бездумно слушать – люди, которые интеллектуально погружаются в музыку, ощущают «мурашки» чаще и сильнее.
При этом под «интеллектуальным погружением» понимаются когнитивные компоненты «открытости к опыту» – такие, как предсказывание того, как мелодия будет развиваться, или представление образов.
Малый шоурум Аудиомании на м. Электрозаводская
От себя коротко добавим: по нашему собственному (ненаучному, но достаточно обширному) опыту, мурашки очень сильно зависят и от того, как и на чем музыка прослушивается. Вспомните свои эмоции на симфоническом концерте или на выступлении любимой рок-группы – ощущения, испытанные там, вряд ли сравнятся с ситуацией, когда вы слышите любимую мелодию по телевизору или на радио – даже если стараетесь слушать вдумчиво и внимательно.
К сожалению, мы не знаем, на чем и в каком качестве прослушивали музыку участники эксперимента. Однако уверены – чем лучше было качество звука, тем больше была и вероятность испытать удовольствие от прослушивания – вне зависимости от эмоционального настроя или когнитивных способностей испытуемых.
Именно поэтому тем, кто хочет ощутить мурашки, стоит, в первую очередь, задуматься о поиске любимых композиций в хорошем качестве (о том, почему это важно, мы говорили в нескольких выпусках подкаста «Звук» – 1, 2).
А также не забывать и про оборудование – чтобы ощутить новые грани звучания, необязательно покупать флагманскую стереосистему: достаточно выбрать подходящий плеер, качественные наушники и, при необходимости, усилитель и/или ЦАП (о том, как это сделать и какие можно подобрать комбинации, мы рассказывали здесь – 1, 2).
Если же вы живете в Москве или Санкт-Петербурге, просто приходите со своими записями в наши шоурумы, и мы постараемся доказать, что мурашки можно испытать и от нового и непривычного, и от прослушивания знакомых композиций, которые вы, казалось бы, знаете наизусть.