Мультфильм «Вперёд»: мечты о Золотом Веке или страдания ролевиков в офисе?

И почему переносить фэнтезийное Средневековье в наше «сейчас» — не самая лучшая идея.

Мультфильм «Вперёд»: мечты о Золотом Веке или страдания ролевиков в офисе?

Современная массовая культура создаётся не столько гиками, сколько «задротами» в широком смысле — людьми, которые в детстве были замкнуты, мало общались со сверстниками, но чем-то сильно интересовались и уделяли этому много времени. Некоторые из этих детей вырастают и становятся «нормальными» («скучными») взрослыми с интересным бэкгранудом. Некоторые — нет. Но и те и другие порой оказываются творцами энтертеймента, через который транслируют свой взгляд на мир.

Вот шоураннеры «Очень странных дел» — задроты. Их сериал — ода любви масспопу 80-ых. В центре истории — дети, которые играют в D&D. На периферии — «нормальные» подростки, которые побунтовав станут сантехниками, официантками и клерками. Шоураннеры буквально ставят сериал о своём детстве, но не о реальном детстве, а о вымышленном — том, как тогда чувствовали / как сейчас помнят.

Или сериал «Мужчина ищет женщину», авторы которого точно так же выросли на масспопе 80-90-х. Однако их фокус — проблемы тридцатилетнего парня по имени Джош, который так и не смог стать «взрослым». Сериал — сборник гиперболизированных ситуаций, в которые попадает задрот с кучей тянущихся из детства комплексов.

Оба продукта исходят из одного основания (гикование в детстве), но «Странные дела» оказываются чистой сублимацией и эскапизмом в творчестве, а «Мужчина ищет женщину» — терапевтическим сеансом в яркой упаковке. Мультфильм «Вперёд» тоже пытается быть терапевтической историей про взросление без отца, но из сеттинга слишком явно торчат уши сублимации.

Мир «Вперёд» — это пропущенный через жернова модернизации мир D&D. Все фэнтезийные существа на месте, просто вместо маханий палкой и сложно выговариваемых заклятий автомобили, смартфоны и дедлайны. «Раньше этот мир был полон магии, а потом она исчезла», — звучит уже в трейлере.

На место приключений в данжах (в первую очередь весёлых, а не опасных) пришли автомобильные пробки, массовое образование и налоги. На первый взгляд, это проявляется руссианская идея о Золотом Веке и счастливом доисторическом существовании: раньше было лучше, а цивилизация и прогресс всё испортили. Это будет истинной трактовкой, если оставить за скобками бэкграунд авторов.

С другой стороны, нытьё о том, что «раньше было лучше» — это проявление синдрома утёнка. Тогда можно было вечерами напролёт рубиться в настолки, а сейчас надо ходить на работу, стоять в пробках и воспитывать детей. Конечно, как не взвыть: «Магия исчезла!»

«Раньше кентавры бегали со скоростью 70 км/ч, а теперь они ездят на машинах и ходят-то с трудом», — саркастично подмечает мультфильм. Это лишь одна из многих шуток, построенных по принципу «а вот раньше-то!», но она ориентирует эклектично собранный мир «Вперёд» вполне определённым образом — в сторону дроча на Великое Тогда.

Чем дальше заходит история, тем этих ссылок на Великое Тогда становится больше: вот и занятия фитнесом помогают остановить злого дракона. Как будто о собственном теле надо заботиться не из-за того, что это может продлить сознательную жизнь, а только из-за страха ужасной угрозы, которая потребует физической активности.

К центральному сюжету мультфильма нареканий нет — это неплохая история о «семейных ценностях». Но вот с миром, его лором и самообъяснением этого лора внутри мультфильма есть проблемы. Отсылочки на D&D понятны и легко считываются, но ими одними сыт не будешь.

 

Источник

Читайте также