Новости о самоубийствах музыкантов всегда печалят фанатов. Мы и сами их тех, кто до сих пор грустит по Честеру. В какой-то момент мы с нашими аналитиками задумались, а отличаются ли тексты песен музыкантов, покончивших жизнь самоубийством, от тех, кто живёт долго и счастливо? Можно ли заметить склонность к суициду в творчестве?
Мы решили изучить этот вопрос математически и сравнить семантику песен разных исполнителей.
Для тех, кто хочет узнать ответ на вопрос из заголовка быстро: наше исследование показало, что исполнители, покончившие жизнь самоубийством, чаще использовали слова с негативным оттенком в своих текстах, чем музыканты, которые прожили долгую жизнь. Но выборка слишком мала, поэтому делать выводы из дашборда нельзя.
А теперь подробно.
Мы взяли 18 музыкантов: 9 тех, кто покончил жизнь самоубийством, и 9 тех, кто дожил до преклонного возраста. В последней группе в основном персоны старше 70 лет, разве что совсем молодая Мадонна — ей 62, а Дэвид Боуи из этой группы умер в 69. Эту группу исполнителей будем условно называть «долгожителями» ради удобства.
Мы не брали тех музыкантов, которых входят в «сомнительную» группу. Например, если у них была попытка суицида, но сейчас они живы-здоровы, как Sia, или если они страдали депрессией, но умерли всё-таки не по своей воле, как Эми Уайнхауз.
Для анализа мы взяли 167 песен. По возможности находили те, которые написаны единолично выбранными музыкантами. Однако такие были не у всех, поэтому песни, написанные в соавторстве, тоже считались. Итого получилась 81 песня на музыкантов, покончивших жизнь самоубийством, и 86 песен музыкантов-долгожителей.
В каждой группе мы проанализировали тексты: собрали все использованные в них слова, выкинули те, которые не несут смысловой нагрузки: междометия, предлоги, артикли; а остальным словам проставили оттенок: положительный, отрицательный, нейтральный. Дальше посчитали долю слов с разными оттенками в двух группах музыкантов.
Получили, что музыканты, покончившие жизнь самоубийством, в среднем чаще употребляют негативные слова, чем те, которым уже много лет: 8,5% против 5,7%.
Различия достоверны:
При этом процент употребления позитивных слов в двух группах достоверно не отличается:
Получается, что в нашей выборке музыканты, покончившие жизнь самоубийством, чаще употребляли в песнях слова с негативным оттенком, чем музыканты-долгожители.
Интерактивный дашборд можно открыть тут.
Это всё выглядит интересно, однако мы не делаем однозначных выводов и не хотим никого вводить в заблуждение. Мы поговорили с психотерапевтом Сергеем Озолем, ведущим канала «Заметки доктора Оз», и теперь публикуем недостатки исследования, на которые он нам указал:
- Маленькая выборка.
- Нет сравнения групп: релевантны ли они по полу, возрасту, длительности творческого периода.
- Долгожители в своей жизни написали больше песен. Как это учесть?
- А может, негативные слова — это не так уж и плохо? В идеале было бы посчитать их у исполнителей, у которых негативных слов много, но они тоже в группе «долгожителей». Возможно, через песни такие музыканты сублимируют свои страдания и до суицида дело не доходит.
- Интересно было бы посчитать количество негативных слов у музыкантов с высоким уровнем аутоагрессии: наркотической зависимостью, попытками суицида, проблемами с законом.
В общем, если значительно расширить исследование, получится целая кандидатская диссертация по психиатрии.
А пока мы выяснили, что самый жизнерадостный исполнитель — Мадонна: она чаще остальных употребляет слова с позитивным оттенком, на втором месте Пол Маккартни, на третьем — Дэвид Боуи. Что тоже любопытно.