Страшно сказать, но в Fallout 4 у меня, как оказалось, было наиграно аж 40 часов, причем я совершенно не помню как это произошло. В свое время я сделал два захода в игру, оба раза бежал по сюжетной линии и дополнительным квестам, и оба раза, в итоге, бросил. Последняя попытка была пару лет назад.
А тут пришла мне в голову идея: что если проигнорировать сюжетную линию полностью и просто пойти куда глаза глядят? Ведь каждая вторая рецензия на продукты Bethesda говорит, что «впрочем, выйдя из первой локации вы всегда можете проигнорировать главный квест и отправиться куда заблагорассудится — за этот виртуальный туризм мы и любим эти игры.» Ну окей. Посмотрим, сработает ли это в Fallout 4.
Здраствуй, дорогой Престон Алексеич!
Потратив двадцать минут жизни на обязательное вступление, в котором красочная идиллия пригородной жизни прерывается ядерным взрывом, а главный герой убивает своих первых тараканов, я вышел на поверхность, решительно отвернулся от Sanctuary Hills и попробовал пойти куда глаза глядят, не открывая даже карты.
Ничего не вышло. Оказывается, геймдизайнеры предусмотрительно запихали нас на старте в самый угол карты, сделав так, что хочешь — не хочешь, а через Sanctuary Hills пройти придется. Ладно, это даже часть ролевого отыгрыша — в конце концов, выживший бы обязательно зашел в этот город. Быстренько пробегаемся по домам соседей, улучшаем на верстаке пистолет и…
…и оказывается, нам и Конкорда не избежать. Игра буквально силой пихает нас в руки Престона Гарви и наркозависимой старушки! Но, здесь уже проявляется та самая «свобода». Престон Гарви со своей шайкой-лейкой засел в здании музея, откуда он бросает нам лазерный мушкет, после чего кричит подниматься к нему и помогать. Спасибо за ружьишко, Престон! Дальше помоги себе сам! Закон пустоши! Уверен, что вернись я сюда через 100 часов, ты все так же будешь сидеть в этом музее и просить помощи.
К слову, на улицах Конкорда я встретил и убил ровно одного рейдера. Считаю, что мы с Престоном в рассчете за лазерный мушкет. Таков мой отыгрыш, мы же в РПГ!
Теперь наконец-то, я уже мог действительно пойти куда глаза глядят! Ну после того как подобрал собаку у закусочной, но это уже мелочи. Тут стоит отметить, что несмотря на проведенные в игре сорок часов я совершенно не помнил где и что в Фаллауте 4 находится. Но одно я знал точно: я не хочу идти в тот город, у ворот которого спорят мэр с журналисткой. В нем, в свое время, я провел достаточно, выполняя дурацкие квесты про драки в баре, изменяющих жен и воодушевление местного радиолюбителя. Как-нибудь потом. Через сто часов и после спасения Престона Гарви. Сейчас же время открывать и исследовать! Ведь почти каждая локация в играх Беседки содержит в себе интересную историю! По крайней мере, так было в серии ТЕС, третьем Фаллауте и не-беседкином Ню-Вегасе.
Разочарованный странник
Пойдя куда глаза глядят я пришел на мраморный карьер. Ого, вот это, наверняка, интересная локация! Там мне встретился одинокий мужичок в ушанке, который отказался со мной разговаривать. Ну, не хочет, так не хочет. Я потыкал какие-то кнопки, попрыгал по мраморным блокам — ничего не нашел, а нырять в зараженную воду не хотелось (ролеплей, господа. Вот вы бы лично полезли нырять в грязную вонючую карьерную воду, фонящую радиацией? Вот и я не полез.)
Короче, я ушел из карьера и набрел на разбитый вертиберд и силовую броню. Выкуси, Престон! Даже броню я смог получить без тебя. Увы, больше там ничего не было. Ни записок, ни документов. Зато рядом нашелся какой-то уголок роботов, но робот в нем был ровно один, военный и тот выключен. Компьютер в бытовке ехидно предлагал его включить, но это еще зачем? Чтобы робот начал стрелять в меня ракетами? Спасибо, не надо.
Я пошел гулять дальше и набрел на какое-то брошенное село. По селу летал одинокий Мистер Хэнди, но он отказался со мной разговаривать. Слушайте, а кроме Престона Гарви в этой игре вообще хоть кто-то разговаривает? В домиках спали гули, которых всех пришлось перебить.
Какая же интересная история кроется в этом селе? Что оно нам расскажет об этом мире? Ну, компьютер говорит, что какие-то люди привели туда робота, якобы спасая его от рабства и проч. На этом все. Сногсшибательно! 10 из 10 историй года. Мы узнали, что в этом мире, где на каждом шагу тебя поджидает смерть, живут люди, борящиеся за права роботов и развешивающие на домах баннеры «Свободу роботам!». Реализм!
Затем я вышел на еще одно село. Ну как село: будка на столбе и кукурузное поле с двумя крестьянами. Но на карте гордо отмечено как село. Видимо, вымирающее. Или наоборот, зарождающее. Так или иначе, крестьяне со мной тоже не стали говорить.
Дальше я набрел на мужика, который мирно сидел на скамейке, но увидев меня, почему-то открыл огонь. Пришлось мужика убить. Оказалось, что сидел не просто на скамейке, а в лифте, который поднимает тебя наверх, в лагерь каких-то бандитов, которых было аж две штуки, и жили они на мосту среди сгоревших машин. Кого они там грабили? Или прятались от кого-то? Бог им судья.
В лагере не было ничего, кроме барахла и роскошного вида на еще один бандитский лагерь, где я тоже всех перебил и забрал у них батарейку для силовой брони. Уже в этот момент я начал понимать, что часть локаций существует ровно для того, чтобы выдавать игроку эти самые батарейки.
Но вот дальше, дальше, ребята, я нашел Радар! Огроменнейшую антенну! Наверное мне дадут ее покрутить и настроить! Сколько же всего интересного будет на этой локации!
Например, бандиты! И очередной компьютер, где расскажут, что эти бандиты воюют с другим бандитами — пивными! И те похитили сестру атаманши радарных бандитов и вымогают еду! Драма! (надеюсь, я не перепутал и это действительно было на радаре, а не где-то еще.)
До пивзавода, кстати, я тоже потом дошел. Сестра атаманши, к тому времени, уже благополучно плескалась в одном из пивных резервуаров, а местный компьютер, в котором бандитский главарь вел подробный и эмоциональный дневник сообщил, что пивные бандиты узнали о смерти радарных. Вот это погружение — игра реагирует на мои действия! В мире Фаллаут 4, кстати, все ведут дневники. Вот вы ведете дневник? Нет? А зря. Не забудьте записать туда пин-код от своей карты и пароль ко всем аккаунтам, а так же крайне подробно перечислить, что хранится у вас на балконе. Знаете, у меня есть некоторые сомнения по поводу качества этого нарративного приема: заставлять игрока узнавать историю локаций и мира, путем прочтения ядовито-зеленых букв на черном фоне из расставленных по миру компьютеров, часть из которых еще и надо взламывать в убогой мини-игре. При этом, 70% информации еще и окажется откровенным мусором для пущей «иммерсивности»: это всякие накладные, офисные сообщения, базы данных и прочая чепуха.
В общем, я решил, что можно компьютеры игнорировать, и читать только те сообщения, где в заголовке хоть что-то намекает на открытие дверей или пароли и прочее.
Еще один замечательный беседкин прием — это когда вы приходите на локацию, например, АркДжет. А вам там перекрывают проход «квестовыми руинами», которые магическим образом исчезнут, когда вы возьмете соответствующий квест. Очень интересно! Могли бы хотя бы закрытую дверь для приличия сделать. Или я должен поверить в то, что паладин Дэнс прибежал в АркДжет и лично разобрал горы строительного мусора? Кстати, это чуть ли не единственный квест, который я помнил. А знаете почему? Потому что он чудовищно абсурден. Потому что мы с паладином Дэнсом расстреливаем в АркДжете 500 миллионов синтов и собираем с них миллиард институтских пистолей и ружей. Палец уставал кликать. Всем Сириуса Сэма в Фаллауте, господа!
Часу на пятом моих скитаний я наконец дошел до Бункерного Деда, то есть, простите, Холма. Это такой город вокруг обелиска. Как ни странно, в прошлые мои прохождения я в нем то ли не был, то ли не запомнил. Но, короче, там делать-то все равно нечего. Я поговорил с парой горожан, не впечатлился и ушел. Дальше мне встретились еще какие-то города, деревни, затопленные города, затопленные деревни — но все это выглядело очень однотипно и нигде ничего интересного не происходило и не было. Где-то не было даже врагов кроме пары тараканов.
Я уже подумывал бросить, но набрел на еще одну фантастическую вещь: посреди города обнаружился аж целый пиратский корабль, населенный роботами-пиратами! О, вау. Постапокалипсис, который мы заслужили. Роботы мне понравились. Они хотя бы со мной говорили и даже дали всякие квесты. Например, поручили забрать какую-то железку у местных мародеров. Я пошел к мародерам, встретил там чумазую женщину и афроамериканца, которые принялись меня убеждать в том, что роботы плохие, а мародеры хорошие. И если корабль раздербанить на части, то можно все это выгодно продать. Но я, видите ли, сторонник прогресса и противник луддитов. В Деус Экс, например, я всегда выбирал слиться с ИИ.
Поэтому я сказал, что выбираю роботов, на что чумазая женщина очень обиделась. Дальше я прошел в их мародерское жилище и забрал оттуда нужную железку. Меня вяло пытались остановить, но я просто всех убил. Персонаж Фаллаута по ходу прохождения вообще-то убивает сотни людей и живых существ. Так что не знаю чего вы там морально страдаете из-за пары чумазых женщин, которые не хотели добром отдавать нужный вам предмет. Если вы не отыгрываете скрытного пацифиста, то скорее всего ваш персонаж в Фаллауте 4 — массовый убийца, военный преступник, геноцидник, экоцидник и мародер. Робот в пиратской шляпе, впрочем, немножко меня пожурил за чумазую женщину. Видимо местный Джон Коннор успел ему прокапать мозги гуманизмом. Они в тебя стреляли вообще-то, Айронсайд. И хотели сдать на металлолом, а ты их оплакиваешь.
Где-то через час беготни по разным локациям квест роботов был выполнен. Увы, ничего хорошего о нем я сказать не могу. Это классическое «подай-принеси». Сходи на такой-то завод, забери там такую-то штуку и принеси нам. Попутно убей всех на своем пути. Ну да ладно. Зато в итоге роботы полетели! И это, видимо, должно быть очень смешно — ну то, как далеко они пролетели. Но как по мне, так это очень тупо. Помните, как мы в Ню-Вегасе запускали гулей на Луну? Это было интересно подано. В этом квесте, при всей его глупости и наивности, был некий романтизм. Была высокая идея. И гули-таки улетали, если вы им помогли. А с роботами на корабле сплошное разочарование. То есть, они тоже улетели, но…. А, не стоит и буквы тратить.
Ну и напоследок я залез в дом какого-то чувачка, который садистски убивал рейдеров и совал им в карманы свои визитки. Дом его немнооооожечко напоминал особняк Андрея из ВТМ Бладлайнс — на стенах развешаны мрачные оккультные картины, кругом изобретальски развешенные и разложенные мертвецы. Но и здесь хорошей истории не получилось. Я перебил всех бандитов, освободил чувачка, и он сказал мне спасибо и дал ключ к своему чувачковому ножу. Так это чего получается — чувачок-маньячок на самом деле хороший что ли? Потому что он режет и пытает только рейдеров? Ой-вей.
Тут я уж я не выдержал и вышел из игры.
Итого, я провел в Фаллауте 4 около восьми часов. Что мне бросилось в глаза:
- Невероятная блеклость бытия. Я понимаю, что игра про постапокалипсис и трудно ждать от нее красивых пейзажей в духе Скайрима, но ведь Ф4 попросту уныл! Ты ходишь среди голых деревьев, встречаешь разрушенные города, которые все одинаковые, с заколоченными домами и кладбищем с гулями. Ничего не цепляет глаз. Игра, уж простите, некрасивая. И не в плане графики, а в плане декораций. Например, Сталкер или Ню-Вегас, Метро, Ф3 — там тоже постапокалипсис, но почему там-то была атмосфера, были какие-то величественные руины, какие-то интересные локации и персонажи. Города на корабле, парки аттракционов, всякая прикольная жд или портовая инфраструктура. Не, я помню, что можно в четверке дойти до моря, до дирижаблей, но, блин — восемь часов я провел в игре. Восемь. За это время можно пройти отличный шутер Трепанг2. А можно гулять по тоскливым и не атмосферным локациям Ф4. Скукота скукот.
- Почти ни одна из встреченных мною локаций не содержала никакой интересной истории. Вообще. Ни легендарных монстров. Ни чего-то красивого. Ни чего-то загадочного. Это просто череда арен для зачистки от монстров и сбора вентиляторов ради шурупов. Крафт, пожалуй, единственное, что мне понравилось. И то разработчики навставляли палок в колеса, превратив игрока в мусорщика и ограничив крафт уровнями так, что можно по максимуму прокачать пистолет до первого потолка спустя часа три игры, а дальше надо качаться еще часов восемь, чтобы получить возможность продолжить.
- Очень пусто. Ну оно же и называется пустошь — правильно? Я ходил-ходил, и никого не встречал, кроме двухголовых оленей. Игра-ходильня. На локациях зачастую не было вообще ни одной живой души. Правда, это лучше чем кретинский Вашингтон из Ф3, кишащий супермутантами, но в других играх мир как будто был поживее.
- Обычно я против всех этих рассуждений о деградации современных игр. Хотя какая там современность, Ф4 — старьё семилетней давности. Но в случае с Ф4, пожалуй, я бы сказал, что по сравнению со Скайримом деградация налицо. Во-первых, в Скайриме было красиво. Во-вторых, там как-то еще старались в каждую пещеру и руины хоть что-то любопытное да засунуть. Босса какого-нибудь прикольного вставить. Или записок накидать. В Ф4 по моим ощущениям все сильно хуже. И читать записки из Скайрима как-то приятнее, чем взламывать очередной компьютер и ломать глаза об два параграфа текста.
Короче, стоит ли в Fallout 4 отыгрывать виртуального туриста? На мой взгляд, нет. Наверное, там лучше все же идти по сюжету, слушать всю эту невыносимую болтологию от всяких мэров, Валентайнов и Престонов Гарви, служить им мальчиком на побегушках, ну и периодически отвлекаться на побочки и трепетать от пролетающих над головой вертибердов (ну первые два раза трепетать, потом это уже превращается в театр абсурда, когда они летают каждые пять минут, а голожопые рейдеры сбивают их из ружей).
Если же на все это забить, то игра разваливается и превращается в некрасивую бродильню-стреляльню и ядовито-зеленые записки. И в этом я, в итоге, провел 50 часов! Что я вообще помню из Фаллаута 4? Паладина Дэнса-Фараденса, морской берег с акулами, заунывную зачистку небоскреба, чтобы спасти какого-то старикашку и получить в напарники супермутанта, нелепых гангстеров в квесте Валентайна и город-стадион с мэром, который говорит, что очень занят, а в итоге просто ходит по комнате или сидит на стуле.
Знаете что.
Играть в это совершенно точно не надо.
Лучше играть в Трепанг2.