Шестой фрагмент серии «Моя игра» — о первом левекапе и релизе дополнения Wrath of the Lich King.
Первый левелкап
Долгожданный 70-ый уровень мой охотник получил в Пустоверти. Случилось это в начале ноября за две недели до выхода WotLK. Первое, что я сделал после этого — купил летающего маунта. Белый грифон продавался в Цитадели Громового Молота, что размещался в Долине Призрачной Луны. Да, это был еще тот “небесный тихоход” — всего 60% прибавки к базовой скорости — но тем не менее это мой летающий маунт. Лечу откуда хочу и куда хочу.
После того, как вожделенный левелкап был достигнут, я начал собирать обвес для похода в Каражан. Стартовый рейд ТВС оставался актуальным на протяжении всего дополнения, группы в него собирали даже на излете TBC. По совету согильдийцев я направился на остров Кель’талаc, первую в игре зону с дейликами. Вторым источником обвеса стали нападения зомби. Там фармились баджи за которые тоже можно было купить низкоуровневые эпики. Конечно, был еще и крафт и тут со мной приключилась смешная история.
Как-то в Стальгорне я увидел персонажа с ружьем, дизайн которого был очень оригинален. Гиробалансированный кориевый разрушитель был похож на космическую вундервафлю, от одного вида которой демоны Легиона должны были в ужасе разбежаться. Конечно же, я захотел эту пушку и начал фармить на нее материалы загодя. Хорошо помню, как боролся с элементами огня в Награде — этот спот, кстати, актуален и до сегодняшнего дня, лучшего места для фарма огненных прималов не найти. С корием дела обстояли так себе, стоили слитки дорого, но я был горняком и не упускал корневых жил. К 70-му уровню у меня было все, что надо.
Само ружье мне сделала в Стальгорне гномиха, но не из моей гильдии. Ружье было сделано, вечер удался, я теперь бегал с настоящей фиолетовой пушкой, а не каким-нибудь синим Gunblade.
Тонкий момент состоял в том, что статы на ружье были не совсем хантовскими. Да, конечно, там была ловкость, но выносливости намного больше. Хорошая пушка для того ханта, который занимается PvP или … для танка. Я тогда в таких тонкостях не разбирался и даже вставил в сокет желтый камень на интеллект, что было еще тем нубством. Но у хантов ресурсом тогда была мана и поэтому прибавка к ее количеству вроде бы выглядела неплохо.
“Дети гнева”
Где-то в январе уже 2009 на одном из англоязычных блогов по World of Warcraft опубликовали любопытный материал о нескольких поколениях игроков. Вкратце суть сводилась к следующему. В четырехлетней — на тот момент — истории игры четко выделяется три периода: винила, The Burning Crusade и только-только стартовавший Wrath of the Lich King.
За этот период игра уже значительно изменилась: механика игровых классов, появились две новые расы, новые территории масштаба материков (Запределье и Нордскол) и несколько относительно небольших островов, новые подземелья, маунты, новые герои и многое другое. Два раза был поднят левелкап персонажа. Blizzard устраивала world events, приуроченные к сезонным праздникам и эпическим событиям наподобие открытия Темного Портала и отбытия Орды и Альянса в Нордскол.
В вышеупомянутой статье автор говориk о том, что поколение игроков, начинающих свой путь в Азероте сейчас, будут играть в другую игру, нежели те, кто начинал 3-4 года назад. Скорее всего они не попадут в легендарные рейдовые инстансы Molten Core или Black Wing Lair. Собрать компанию в него сейчас уже очень трудно. Разве что сходят в фан-рейд со стариками. Они пролетят мимо подземелий на пять человек, которые уже в эпоху ТВС пустовали. Половину зон Запределья они не увидят, потому что для того, чтобы набрать 68 уровень и попасть в Нордскол, где сейчас кипит жизнь, им хватит половины контента TBC. Они не знают о том, что когда-то на грифоне можно было долететь только до одного пункта, потом пересесть и полететь дальше. Они не знают, что раньше в Стратхольм можно было ходить группой в десять человек. Они может быть даже совсем не знают, что есть такой инстанс, потому как после 58-го сразу идут к Темному Порталу.
Как сказали старики в моей гильдии, после того как я поделился соображениями по поводу статьи — игра стала другой. Некоторые сказали— совсем другой.
После этой статьи я задумался к какому поколению принадлежу? Начинал играть до выхода WotLK, когда слово «семидесятник» еще чего-то значило, первый ездовой маунт получил на 40-ом уровне и до патча 2.4.3 это стоило дороже, системы «достижений» не было в помине и никто особо от этого не страдал. Сам я стал семидесятником за две недели до релиза WotLK. Так что формально я числился в «поколении TBC». С другой стороны — до рейдов Запределья я так и не дотянулся в актуальное время, так что полноценным «дитем TBC» считать себя не могу.
Так что принадлежу я к “детям Гнева” — Children of Wrath.
Корабль на север
Предзаказ на игру я оформил в одном из киевских интернет-магазинов. Тогда еще не было такой приятной опции как покупка электронной версии с последующей предварительной закачкой через лаунчер. Тогда все было немного не так. Нужно было заказать диск, его привозили в день релиза, потом надо было это поставить на компьютер и только потом играть. Поэтому в ночь с 13 на 14 ноября 2008 года мы стояли в гавани Штормграда и наблюдали как в Нордскол отправлялся корабль. В чате что-то болтали о тех, кто уже оказался на севере, о появившиеся полоске опыта и том, что кто-то уже качается в Ревущем Фьорде и Борейской тундре.
Диск мне привезли на работу на следующий день, 14-го. Конечно же, на работе я WoW не запускал — с некоторых пор я вообще перестал ставить какие-либо игры на рабочие машины — дождался вечера и после ужина поставил WotLK на домашний компьютер. Первой локацией Нордскола, в которую я попал, была Борейская тундра. Сервер Moonglade в те времена не мог похвастать большой популяцией, но тем не менее в Борейке порядком лагало, хотя был на исходе первый день дополнения и то, что Blizzard сделали по сути четыре входа на новый континент. При запуске The Burning Crusade Темный Портал стал “бутылочным горлышком”, через которое ломились игроки обеих фракций на Полуостров Адского пламени, ставший форменным лагодромом.
В WotLK высадка в Нордсколе происходила раздельно для Альянса и Орды в Борейской Тундре и Ревущем Фьорде. Корабль до Тундры ходил из штормградского порта, а в Фьорд — из пока еще не затопленной гавани Менетила.
Говоря о стартовых локациях — Фьорд мне всегда нравился больше. Леса, высокие скалы, поселения врайкулов вокруг огромного замка. У Тундры было свое очарование, но она проигрывала Фьорду по всем параметрам — плоская, едва поросшая растительностью пустошь. Хотя, она выглядела намного естественней, нежели локации Запределья.
Вообще стоит отметить, что дизайнеры Blizzard постарались на славу. На мой взгляд, этот аспект игры провисал только в TBC, потому как в Старом Мире хватало красивых локаций, а WotLK стал еще одним шагом вперед. Возможно это произошло в силу того, что при создании дополнения они опирались на скандинавскую тематику, а не пытались с нуля сваять фантастический антураж.
Прокачка стала интереснее и в первую очередь за счет того, что квесты стали лучше вести по сюжету. Да, в чем-то разработчики вели нас за руку, но по крайней мере было понятно, что происходит. При этом одно из новшеств, связанных с подачей сюжета — фазирование — срабатывало не так как надо, причем продолжалось это довольно долго. Во времена ЦЛК, уже во второй половине дополнения, у камня призыва игроки в разных фазах не могли видеть друг друга. Тем не менее, был сделан довольно серьезный шаг в крестовом контенте. Интересным было введение так называемых наследственных вещей, которые можно было пересылать своим персонажам. Их характеристики привязывались к уровню персонажа, а некоторые еще и давали бонусы к опыту. Очень хорошее решение для тех, кто любил качать твинков и альтов.
Формат инстансов на пять персон продолжил традицию ТВС — короткие, линейные с 3-4, максимум пятью боссами, объединенные в хабы. Разве что Старое Королевство имело какую-то нелинейность и масштабность. В общем-то нормально, на прохождение такого инстанса для 80-ка в патче 3.0.х требовалось в среднем час, а то и меньше. Еще один шаг навстречу казуалам.
Впрочем, далеко не все решения разработчиков вызывали восторг.
“Ваш контент — шутка”
Одним из самых противоречивых решений Blizzard стало “переформатирование” Наксрамаса. Напомню, бывший нерубский некрополь захваченный Плетью, был самым сложным рейдов ванилы, который смогло освоить мизерное количество игроков. По иронии судьбы ему предстояло стать самым простым рейдовым инстансом WotLK.
Через трое суток после выхода дополнения гильдия TwentyFifthofNovember, образованная слиянием SK-Gaming и Nihilum, зачистила весь стартовый рейдовый контент WotLK. На момент релиза WotLK был один длинный Наксрамас и три коротких рейда — Склеп Аркавона, Око Вечности и Обсидиановое Святилище. Разработчики и не скрывали того, что первый тир рейдов WotLK будет простым, но вряд ли хардкорные рейдеры ожидали такого упрощения. Ведь в свое время только Четырёх Всадниках в оригинальном Наксрамасе заваливали несколько недель. А тут трое суток, причем еще надо было прокачать персонажей до максимального уровня.
Безусловно, такому темпу освоения есть свое объяснение. Ребята из TwentyFifthofNovember были одеты в топовый рейдовый обвес и знали Наксрамас, как свои пять пальцев. Что до прокачки, то первый 80-к появился в Нордсколе на исходе первых суток. Хардкорщики были на бета-тесте и, конечно, знали о том, как быстро качнуться до левелкапа максимально быстро.
Существует мнение, что в WotLK Blizzard взяла курс на казуализацию и упрощение игры, что сказалось не лучшим образом. Я думаю, что это не так. Во-первых, речь идет не упрощении, а о растягивании сложности. Во-вторых, это началось еще в ваниле, когда Blizzard ввели Зул’гуруб и Руины Ан’Киража, рассчитанные не на сорок, а на двадцать человек. В ТВС они продолжили начатое. Переход от рейдов на сорок и двадцать человек к рейдам на двадцать пять и десять, урезание в размерах 5ppl, возможность приобретать эпики за баджи. В WotLK темпы растягивания сложности стали более явными и заметными.
Да, хардкорные прогрессоры закрыли Накрамас на третьи сутки, но для очень многих Накрамас стал той песочницей, где они учились рейдить. Возможно, слишком простой для закаленных бойцов в Т6, но как раз такой как надо для большинства игроков. Ведь довольно много казуальных гильдий в ТВС не заходили дальше Каражана. Помню, как Vindicators бурно обсуждали походов в Зул’Аман в конце августа 2008 (!), а в личном разговоре один из гильдейцев сказал, что для покорения “двадцаток” эта гильдии совсем не то и что вообще рейдовых гильдий на сервере мало.
Впрочем, до Накрамаса я добрался только в середине апреля. Я тогда был мало озабочен рейдовым прогрессом и в меру своих возможностей прокачивал мейна. В среднем, на получение уровня у меня уходила неделя. Борейская Тундра, Ревущий Фьорд, Драконий Погост, Седые Холмы, Низина Шолазар, немного Гундрака. Из всех локаций, что были пройдены до левекапа, пожалуй, больше всего мне понравились Седые Холмы. На втором месте — Гундрак. Прокачка шла неспешно еще и потому, что полеты в Нордсколе тогда были доступны только с 76-го уровня. Да и летал я на бюджетном тихоходе, белом грифоне, дававшем прибавку к скорости 60% от базовой.
Весьма радовали инстансы на пять лиц. В первый из них, Крепость Утгард я попал во второй вечер после релиза. Как я уже говорил, скандинавская тематика мне очень нравилась и здесь дизайнеры реализовали ее по полной. Отлично получились и подземелья Крепость Драк’тарон с Гундраком. Отдельно стоит упомянуть Очищение Стратхольма, вход в который размещался в Пещерах Времени. Мы могли принять участие в одной из самых черных глав в истории Лордерона, с которой по сути началось падение Артаса и превращение его в Короля-Лича.
Продолжение следует