Печальный, красивый и умный фильм, который в конце обманывает сам себя.
«Что-то не очень много ты сделал за два с половиной года» — недовольно заявляет начальница Джорджу (Тео Джеймс), талантливому робототехнику, который получил в распоряжение целую научную базу, но изготовил на ней только одного неуклюжего и глупого робота. На самом же деле он тайно собрал ещё двух: один хоть и не выглядит как человек, но мыслит уже на уровне подростков (со всеми присущими этому возрасту проблемами), а второй, ещё недоделанный, подозрительно напоминает погибшую жену Джорджа.
Сознание девушки, впрочем, удалось загрузить на жёсткий диск — а скоро, как надеется герой, можно будет перенести и в андроида. Однако руководство всё жёстче требует от механика результатов, за базой кто-то явно следит, а роботы соглашаются не со всеми решениями своего создателя.
«Архив», который отечественный прокатчик выпустил под названием «Мой создатель», снял Гэвин Ротери — дебютант в режиссуре, но очень опытный дизайнер. Изначально он вообще не собирался снимать кино, зато два десятка лет занимался видеоиграми — работал над окружением в первой Fable, транспортом в GTA III, Vice City и San Andreas, поставил кинематографическое вступление для Titanfall (и на своём сайте упомянул об этом, прикрепив российскую обложку игры — наш человек, в общем).
Однако для того, чтобы понять авторский почерк Ротери, куда важнее другая строчка из его резюме — и нет, это не работа над концепт-артами злосчастной Star Citizen. Ротери плотно участвовал в создании фантастического фильма «Луна 2112», в котором он продумывал дизайн всего, от шрифтов до локаций.
И в «Моём создателе» об этой картине напоминает многое: сюжет об одиноком человеке, неожиданный поворот, который история обязательно примет, красивая тоска, нагоняемая автором. Научная база в японской глуши, в которой происходит действие, и её электромеханические обитатели сделаны с блеском продукции какой-нибудь Apple — каждая деталь, каждый механизм выглядит просто, убедительно и в то же время стильно.
Фетишистов порадует и актриса Стейси Мартин («Нимфоманка», «Детство лидера»), которая умеет притвориться сексуальным объектом и потому завораживающе смотрится в образе андроида. Мартин вдобавок сыграла погибшую жену и озвучила робота попроще — и именно последний внезапно оказался самым живым, самым трогательным персонажем «Моего создателя», его сердцем.
Робот этот, как уже упоминалось, обладает интеллектом девочки-подростка и ведёт себя так же, как она — из-за угла подглядывает за понравившимся парнем, ревнует его к другой, пытается стать лучше неё, а когда не получается — идёт на радикальные меры. И вот где чувствуется сила кино — если в жизни всё это вызвало бы раздражение или даже злорадство, то здесь возникает только сочувствие.
Но Гэвин Ротери явно хотел сделать фильм не только с сердцем, но и с мозгом, с идеями. И с одной стороны, ему удалось — «Мой создатель» требует внимания и вознаграждает его, объясняет в конце всё, даже выбор саунд-дизайна и мультфильмов, которые Джордж показывает роботам.
С другой стороны, развязка, о которой вежливость велит молчать, в сравнении с остальной историей кажется одноклеточной. Ротери (надо заметить, без претензии) говорил, что больше его вдохновлял Кубрик. Нет, конечно — «Мой создатель» не достигает уровня «Сияния» и «Космической одиссеи», концовка превращает его скорее в разросшийся эпизод «Чёрного зеркала».
Но пусть так — даже если отдельные элементы мы уже где-нибудь видели, «Мой создатель» всё равно смотрится увлекательно, свежо и красиво, его образы запоминаются в отрыве от истории; кто не всхлипнет на сценах с грустным роботом у водопада и на краю озера, у того вместо сердца микросхема.