Мои самые сильные видеоигровые впечатления за 2017 год.
2017 год подходит к концу. Год выдался для видеоигр крайне успешным – свои хиты получили любители каждого жанра и каждой игровой платформы. Но не все же играют только в свежак. Многие игроки, в числе которых и я, любят заглядывать в прошлое, в поисках пропущенных ими бриллиантов. Игровой опыт каждого года, все-таки, не обязательно состоит лишь из проектов, вышедших в течении этого самого года.
Так что, вместо того, чтобы составлять простой топ игр 2017, я решил составить список из проектов, которые были опробованы мной в течении этого года. Игры могут быть любого года выпуска, жанра и платформы, и объединяет их лишь одно – оно подарили мне самые захватывающие часы развлечения в последние 365 дней. (В скобках указан год выпуска и платформа именно той версии, в которую я играл в этом году)
VVVVVV (Nintendo 3DS, 2011)
На бумаге идея VVVVVV выглядит более чем странно – платформер без возможности прыгать. Вместо этого можно лишь менять гравитацию, перескакивая на потолок. Но столь простое изменение в классической механике платформинга ставит всю идею с ног на голову, как буквально, так и фигурально.
Вся прелесть данной идеи состоит в том, что она заставляет смотреть на уровни совершенно по-другому. Каждая пропасть превращается в мини-головоломку, решение которой зависит от происходящего на экране. Менять гравитацию можно лишь стоя на твердой поверхности, что с одной стороны ограничивает возможности, но с другой дарит множество интересных ситуаций, разрешать которые одно удовольствие.
А ведь по ходу игры появляются и новые механики, которые заставляют мышление перестраиваться под новые условия. За счет этого, и того что уровни по сути своей не являются большими, VVVVVV просто не успевает надоесть. Проходится игра за пару часов, но эмоций доставит множество. Особенно когда вы понимаете, что за эти часы умудрились угробить главного персонажа больше полутысячи раз.
Sonic The Hedgehog 2 (Sega Genesis, 1992)
Золотые годы Соника давно позади. Кто-то, конечно, считает и Sonic Adventure достойным продолжателем серии, и я не в праве с этими людьми спорить. Но все, думаю, согласятся, что бедного ежа сейчас бросает из одной клоаки в другую, с редкими проблесками вроде Generations или Mania. Но и эти выпуски не смотрятся сейчас настолько выигрышно, как лучшие части оригинальной тетралогии времен Mega Drive, с которыми я впервые познакомился именно в этом году.
При этом стоит отметить, что первый Sonic The Hedgehog выглядел как проба пера. Концепт, если хотите, с которым даже разработчики не знали, что нужно делать. Игра была достаточно медленной, и ничем особо не выделялась. Но уже последующие три части поставили во главу геймплея скорость, и вариативность путей прохождения, чем и заслужили мировую славу. Но из всех этих представителей золотой эпохи Соника, хочется отметить именно Sonic The Hedgehog 2, и на то есть причины.
И если с первым «Соником» все понятно, то Sonic 3 и Sonic and Knuckles пошли по стандартному пути продолжений успешных игр – дали игрокам то же самое и побольше. И это самое «побольше» не пошло играм на пользу. Некоторые уровни разрослись до совершенно неприличных размеров, в результате чего, на прохождение может не хватать установленных десяти минут. Более того, в каждой из этих частей есть моменты, которые затягивают прохождение искусственно – будь то печально известные «бочки» в Carnival Night Zone, или же возня с призраками в пирамидах.
И на фоне этого Sonic 2 выглядит как что-то идеально сбалансированное и цельное. Игра быстрая, когда нужно, и замедляет лишь тогда, когда этого реально требует процесс. Можно, конечно, пожаловаться на туповатого Тейлза, но зато можно веселиться, наблюдая за тем, как он огребает. И на фоне затянутости Sonic 3 and Knuckles, а так же некоторых странных решений Sonic Mania, именно Sonic the Hedgehog 2 выглядит как идеальный представитель серии. А ведь игре уже 25 лет, между прочим. Заставляет задуматься, не так ли?
Persona 4 Arena Ultimax (Sony PlayStation 3, 2014)
Я уже многое сказал про Persona 4 Arena Ultimax, но как-то пропустил ее некоторые минусы. Да, как игра для одиночного прохождения и посиделок с друзьями Persona 4 Arena Ultimax смотрится как идеальный вариант. Но в онлайне игра еле живая, что очень сильно расстраивает. Новичкам по сути некуда податься, кроме как вновь и вновь запускать Score Attack, для того, чтобы победить наконец чертову Элизабет в конце пути.
Но из-за данных минусов, связанных со старостью игры, ее плюсы не стали менее значимыми. Как минимум, именно эта игра сместила Street Fighter 4 с поста моего любимого файтинга. И это все благодаря хорошей истории, широченному ростеру, и адски быстрому геймплею, полному миниатюрных механик и деталей. Arc System Works раскрылись для меня как мастера жанра, и теперь я с трепетом жду их новый кроссовер под маркой BlazBlue. Персонажи из этой игры там тоже, кстати, будут.
Earthworm Jim 2 (Super Nintendo Entertainment System, 1995)
В Earthworm Jim 2 есть множество вещей, которые можно хвалить. Великолепную графику и анимации, музыку от Томми Талларико, и общую атмосферу безумия. Но самое важное в этой игре – это геймплейное разнообразие, которое удивляет на протяжении всего прохождения.
И если первый уровень еще играется достаточно стандартно для экшн-платформера, то на втором вам уже придется прокапывать себе путь к финишу. А на следующем ловить щенков. А на следующем в изометрии толкать бомбу на своем пепелаце. И так почти каждый уровень. Правила игры меняются постоянно, как и механики управления. И так игра продолжает до самого конца, не ограничиваясь в фантазии даже на финальном уровне.
И, что крайне важно, вышеупомянутые графика, анимация и музыка также выполнены с использованием безграничной фантазии. Окружение на уровнях поражает разнообразием, и ты никогда не знаешь, где можешь оказаться в следующий раз. За счет всех этих элементов, соединенных месте, получается игра настолько безумная, и настолько разносторонняя, что сам факт того, что все эти игровые и стилистические элементы держатся вместе, начинает поражать. И этого эффекта хватает на то, чтобы пройти игру еще пару раз. Как раз самое оно, если вы играли только в версию для Sega Genesis, ибо имеет смысл оценить улучшенную музыку и графику в версиях для SNES и PS1. Поверьте, одна только тема Lorenzo’s Soil в PS1 версии того стоит.
Enter the Gungeon (PC, 2016)
В Enter the Gungeon у меня наиграно три десятка часов, но добрался я лишь до третьего уровня, и то с большим трудом. Каждая попытка вызывает желания удариться головой об стол, но я все равно жму на пробел и пробую еще раз. Эта игра фрустрирует до ужаса, но при этом все еще затягивает так, как ни одна подобная.
Enter the Gungeon, не смотря на свои рандомно генерируемые уровни умудряется создавать по несколько напряженных ситуаций за одно прохождение, и не факт что из этих ситуаций вы всегда выбираетесь живыми. Но в отличии от большинства roguelike данные ситуации генерируются не только противниками и комнатами, но и оружием – главным элементом игры.
Именно из-за оружия в Оружелье хочется возвращаться снова и снова. Никогда не знаешь какая вундервафля тебе выпадет на очередном прохождении, и насколько далеко она поможет продвинуться. Всегда возникает ощущение, что именно эта винтовка станет твоим гарантом успеха. А когда ты умираешь, то успокаиваешь себя мыслями о том, что следующая пушка то точно будет лучше.
Самое главное, что все оружие действительно разное. От типичных пистолетов от BFG, от арбалетов до ракетниц, от натурального горохострела до пистолета червяка Джима. И каждое оружие, это маленькая механика, к которой нужно приноровиться. Именно этот процесс и держит у экрана до последнего.
Mario Kart 8 (Nintendo WiiU, 2014)
Не то чтобы сейчас наблюдается недостаток мультиплеерных игр. Но самым веселым и в то же время глубоким мультиплеерным опытом за последнее время для меня стала именно Mario Kart.
Геймплей Mario Kart 8 прост в плане понимания основ, но мелочи необходимо практиковать и обтачивать в процессе многочисленных гонок в одиночном режиме. Научиться ездить и использовать предметы сможет любой, благо применение предметов понятно буквально по их внешнему виду. Чем дальше в процесс, тем больше мелочей механики раскрывается. Понемногу приходится учиться продрифтовывать повороты, прыгать в нужные моменты, и правильно стартовать. А в тот момент, когда вы считаете, что знаете все что нужно и выходите в онлайн, приходит понимание, что гонки с людьми в Mario Kart, это одно из самых жестоких развлечений, созданных человечеством.
В онлайне Mario Kart 8 раскрывается на полную катушку. Противники не собираются никого жалеть, и будут пользоваться любыми методами для победы. В гонках вы никогда не будете уверены в своей позиции, а каждое полученное очко на свой счет будет поводом для радости. Вы будете гореть от того, что вас подбили красным панцирем на финише, проклинать себя за затянутый поворот, вы будете оттачивать свои движения до миллиметра, и когда победа наконец будет достигнута – вы поймете лишь одно. Что это вообще не доказательство вашего скилла, и в следующей гонке все может измениться.
Mario Kart 8 в онлайне дарит совершенно неповторимые ощущения. Каждая гонка бросает вызов вашим навыкам, и каждая победа ощущается как действительно заслуженная. Так что если вам не во что поиграть на недавно приобретенной Nintendo Switch, а Mario Kart 8 Deluxe вы еще не купили – то я советую задуматься. Тем более что тамошний онлайн еще более жесткий.
The Legend of Zelda: Twilight Princess HD (Nintendo WiiU, 2016)
Свежую Breath of the Wild есть за что хвалить. Мне нравится, как игра обращается с физикой, как побуждает к исследованиям, и как создает множество оригинальных ситуаций своим вниманием к мелочам. Breath of the Wild это великолепный полигон для исследований и поиска мелочей, но именно как игра у которой есть начало и конец, меня больше привлекла классическая Twilight Princess.
Дело в том, что классическая механика The Legend of Zelda, связанная с прохождением данженов и получением в них новых предметов до сих пор прекрасно работает. Особенно если учесть, что в Twilight Princess все подземелья здорово отличаются друг от друга, и в каждом придется не раз поломать мозг. Предметы встречаются как классические, типа лука и бумеранга, так и более оригинальные, вроде крюка на цепи и огромного моргенштерна, что так же дарит достаточное количество впечатлений. Да и за пределами данженов есть чем заняться – пусть это не 100% открытый мир, но в поисках секретов на уже открытых локациях можно потратить не два и не три часа. Плюс к этому, добрую треть игры придется провести в обличии волка, что так же дарит новые геймплейные ощущения.
Но главное, за что хочется хвалить Twilight Princess, это за неожиданную химию между Линком, и его соратницей Мидной. Сама по себе Мидна, конечно, заслуживает максимум похвалы за ее наглую натуру, постоянные комментарии и дикую харизму даже при отсутствии полноценного озвучания. Но, боже, ее взаимодействие с молчаливым Линком выглядит просто великолепно. Вечные подколки, перемежающиеся комплиментами, похлопывания Линка-волка по спине, и различные восклицания в особо интенсивные моменты настолько цепляют, что в результате сам игрок, а не только Линк, привязывается к этой таинственной девочке из тени. И такой персонаж, вкупе с типично затягивающим классическим Zelda-геймплеем создает смесь, от которой крайне трудно оторваться.
Tokyo Mirage Sessions #FE (Nintendo WiiU, 2016)
Сказать честно, несмотря на то, что я в свое время расхвалил Tokyo Mirage Sessions, меня не покидало ощущение, что это игра на один раз. Что я пройду ее, и все ее плюсы сразу выветрятся у меня из головы. И боже, как же я рад, что ошибался.
Tokyo Mirage Sessions #FE это по своему уникальный опыт. Путешествие в мир японской поп-культуры, смешанное с данжен-кроулингом и великолепной боевой системой. Да, она наивная и временами глупая; да, задумка зайдет не всем; да, это не настоящий кроссовер между Shin Megami Tensei и Fire Emblem. Но сказать честно, после прохождения меня не волновала ни одна из этих вещей. Ведь Tokyo Mirage Session подарила не один десяток часов светлых, положительных эмоций, которых временами так не хватает. Ведь вместо кроссовера между двумя мрачными вселенными мы получили что-то уникальное. Я очень надеюсь, что Atlus и Nintendo продолжат это сотрудничество и на Switch, и новые приключения в мире Айдолосферы все-таки появятся на свет. Тем более нельзя же оставить такой топовый саундтрек без последователя, ну в самом деле?
Phoenix Wright: Ace Attorney (Nintendo 3DS, 2014, в составе Phoenix Wright: Ace Attorney Trilogy)
Если мне кто-то скажет, что нельзя выпустить квест не в формате интерактивного кино так, чтобы он вышел выгодным и популярным, я ему отвечу, что в мире существует серия Ace Attorney. Серия, которая шлифует и облегчает механику квестовых игр смешивая ее с визуальной новеллой и симулятором зала суда. И эта серия сейчас популярна так же, как и 10 лет назад, и позиции свои сдавать не собирается.
Тем интереснее тот факт, что даже первая часть 2003-го года выпуска до сих пор ни капли не устарела геймплейно, и играется на ура даже в 2017. Ведь механики в игре достаточно просты – есть дело, есть подозреваемый. Вы – адвокат по имени Феникс Райт, которому нужно искать улики на месте преступления, а после этого защищать своего клиента в суде. Поиск улик – это упрощенная вариация квеста, в которой остались лишь пиксельхантинг и общение с персонажами. Не самая интересная часть игры, но в Ace Attorney играют не для этого.
Лучшая часть игры — это зал суда. Вам придется допрашивать подозреваемых, находить в их показаниях противоречия, жонглировать уликами, пререкаться с прокурором, получать штрафы и выслушивать речи о своей некомпетентности. И все это в окружении самых разнообразных фриков, которые по какой-то причине встают за скамью свидетелей. Половина реплик персонажей смешны до безобразия, и временами забываешь, что перед тобой игра про убийства и предательства. Благо каждое дело достаточно интересно само по себе, а последнее и вовсе берет неожиданный поворот сводя все найденные зацепки в единую картину.
К сожалению, вторая часть серии далека от планки, которую поставил дебют. Но говорят, что третья часть эту планку держит, а в плане общего сюжета даже и поднимает. Так что я продолжу погружаться в серию Ace Attorney, благо с некоторых пор всю ее основную линейку можно опробовать на 3DS. А если вы не любите большую N – то Capcom выпустила все части и на iOS с Android. Достойный повод приобщиться, не так ли?
Persona 4 Golden (Sony PlayStation Vita, 2013) и Persona 5 (Sony PlayStation 3 и PlayStation 4, 2017)
Игры серии Persona я должен отметить по нескольким причинам. Как минимум именно они открыли для меня мир глубоко японской игровой индустрии, и чисто японских жанров, вроде JRPG и визуальных новелл, за что я им глубоко благодарен. Но на этом заслуги «Персон» не заканчиваются.
Вот возьмем, например, Persona 4 Golden– главное оправдание любого владельца PSVita. В ее активе присутствует достаточно интересный детективно-мистический сюжет, необычная атмосфера японской глубинки, вопросы о понимании самого себя, харизматичный злодей, и классически затягивающая боевая система Shin Megami Tensei с поиском уязвимостей и смешиванием сверхъестественных существ между собой. Но самым главным элементом Persona 4 являются ее персонажи, а в особенности соратники главного героя.
Взаимоотношения персонажей между собой и с главным героем прописаны на высшем уровне. Их дружбе веришь, так как ситуации, которые происходят в игре просто не могут произойти, если их участники не являются друзьями. И это просто сюжетные сцены, в которых герои дурачатся и пытаются весело провести время. Если же углубиться в их Social Link-и, то персонажи начнут еще и раскрываться в совершенно других плоскостях, за счет чего их связь с главным героем и, что немаловажно, с игроком, крепнет еще сильнее. И когда на экране уже идут титры, понемногу ощущается грусть, от того, что твои приключения с этими персонажами все-таки закончились. В этот момент думаешь, что эти эмоции не переплюнуть ни одной игре.
А потом на арену выходит Persona 5.
И эта игра просто берет все что было в Persona 4, и поднимает это на несколько уровней выше. Сюжет масштабнее, главный герой круче, атмосфера гуще, и разбавленная невероятного стиля интерфейсом и эффектами. Бои – эффектнее и масштабнее, с новыми фишками и вариантами атак. Подземелья – оригинальные и вылепленные вручную, в отличии от генерируемых коридоров Persona 4. Персонажей больше, и проблемы у них куда более серьезные, за счет чего и Конфиданты (местное название Social Links) ощущаются куда сильнее. Даже саундтрек – и тот прибавил в размахе и стиле. Единственное чем проигрывает Persona 5, это некоторой затянутостью, и чуть более слабыми сценами взаимодействия главных героев между собой.
И все равно, даже с учетом всего этого, можно пройти Persona 4 после пятой и получить море удовольствия и эмоций. Так что я не могу разделить эти две игры друг от друга, и ставлю их вместе как мой главный видеоигровой опыт 2017-го года.
Таким был мой видеоигровой 2017-й. Пишите в комментариях свои видеоигровые впечатления от уходящего года, ведь когда как не в конце года вспоминать об этом? Всех с наступающим, и мои наилучшие пожелания всей аудитории портала!
Источник: DTF