История слепого и бездомного викинга из Манхеттена, по совместительству одного из самых уважаемых и влиятельных американских композиторов XX века.

Moondog

В 1960-х годах в Нью-Йорке жил слепой, часто бездомный, с длинной распущенной бородой мужчина, который одевался как викинг и стоял на страже на углу 54-й Вест-стрит и Шестой авеню в центре Манхэттена продавая свои стихи и играя на собственноручно сделанных ударных.

Большинство людей думали, что он психически болен; они не знали, что он был известным американским композитором, записывавшимся для известных лейблов, восхваляемым Леонардом Бернстайном и Дюком Эллингтоном.

4 июля 1932 года в Канзасе 16-летний Луис Томас Хардин по незнанию поднял активированный капсюль-детонатор от динамитной шашки которую он обнаружил возле железнодорожных путей. Капсюль взорвался парню в лицо навсегда ослепив его. В результате Хардин, сын епископального священника, испытал глубокую потерю веры, которая спровоцировала тягу к другим формам духовности и шаманизму.

Ещё в детстве отец Луиса как-то взял сына с собой на религиозную церемонию индейского племени Арапахо, где он впервые сыграл на тамтаме пока индейцы исполняли ритуальный «Танец Солнца». После этого события мальчик начал проявлять любовь к ударным и необычным музыкальным инструментам.

В школе при помощи книг написанных шрифтом Брайля он учит музыкальную теорию.

В 1943 году он приезжает в Нью-Йорк и по 1974 год ведёт жизнь уличного музыканта, большую часть этого времени живя на улицах. При этом Хардин по-настоящему не был бродягой и имел квартиру на Манхэттене, а в поздние годы и дом в городе Кандор. Но он всё равно сознательно выбирал жизнь на улицах города, часто используя звуки и мотивы городского шума в своих произведениях.

Иногда его принимали к себе фанаты, например он прожил с молодым Филипом Глассом целый год в 1968-69. Тот познакомил молодого музыканта со Стивеном Райхом (и Гласс, и Райх позже называли его изобретателем минимализма, и говорили что, ценили его работы гораздо больше, чем всё то, что изучали в Джульярдской музыкальной школе).

Первое время в Нью-Йорке прохожие часто называли слепого длинноволосого музыканта Иисусом. Вместе с этим газетчики сразу подхватили историю об уличном самородке, на разные лады мусоля ярлык полученный от Артура Родзинского — «человек с лицом Христа».

Столь частые ассоциации с Иисусом Христом так беспокоили его, что он решил создать свой собственный «нехристианский» костюм в соответствии с его страстью к нордической мифологии и культуре. Вместе с этим шлем помогал ему справиться с перемещением по мегаполису, где металлические знаки парковки всегда были на уровне головы, что несомненно являлось проблемой для почти двухметрового слепого викинга.

В то же время он берёт себе псевдоним — Moondog, или «Лунный Пес». В знак протеста против клички, данной ему Родзинским. Это имя он позаимствовал у своего бульдога которого очень любил в детстве. «Пса, вывшего на Луну больше, чем любой другой пёс».

Мундог стал своего рода городской достопримечательностью: часто люди приезжали в город только ради того что бы увидеть слепого викинга своими глазами. Практически каждый таксист на просьбы «Отвези меня к Мундогу» знал куда ехать, так как музыкант всегда стоял на одном и том же углу на Шестой авеню.

По-настоящему известным Хардин стал в первую очередь из-за суда со знаменитым диск-жокеем и изобретателем термина «рок-н-ролл» Аланом Фридом. В 1954 году тот назвал свое шоу на радио «The Moondog Rock and Roll Matinee», делая акцент на имени «Мундог» и используя «Moondog’s Symphony»(первая запись сделанная Мундогом) как свою визитную карточку.

Мундог подал на Фрида в суд, но даже и близко не верил что сможет выиграть у знаменитого на всю Америку диск-жокея. И бездомный уличный музыкант наверняка бы проиграл если бы за него не заступились такие музыканты как Бенни Гудмен и Артуро Тосканини, которые засвидетельствовали что Мундог на самом деле был серьезным композитором, и был известным под этим именем ещё с 1947.

В результате Алан Фрид таки проиграл, и был вынужден извиниться и перестать использовать псевдоним «Мундог» в прямом эфире.

Артур Родзинский, дирижер Нью-Йоркской филармонии, обожал работы Мундога. Он часто забирал старого викинга с улиц чтобы тот присутствовал на репетициях его оркестра и иногда дирижировал свои же композиции. Но, вскоре Родзинский был вынужден отказаться от присутствия Мундога на своих репетициях, объясняя это тем что яркий образ викинга крадет внимание музыкантов.

Пока большинство музыкантов его времени смотрели в будущее пытаясь найти новые и инновационные звучания, Мундог смотрел в прошлое восстанавливая гармонии и музыкальные структуры которые звучали уникально в быстро меняющемся мире.

Больше всего пожалуй он любил работы Иоганна Себастьяна Баха, такого же слепого композитора, как и он сам. Так же как Моцарт и Бетховен, Хардин вырос на его работах и учениях.

При всей любви к великому композитору Мундог не стыдился говорить об ошибках которые тот допускал:

«Я люблю Баха, но он никогда не анализировал свои работы. Я уверен что он осознавал что в них много ошибок. И я уверен, что он легко мог исправить их если бы имел время. Но у него были дети и жены, о которых нужно было заботиться.»

Луис Томас Хардин, Moondog

Композитор

В 1974 году Мундог пропадает с улиц Манхэттена. Он перебирается в Германию, страну которую он всю жизнь величал. Там, на родине Баха он знакомится с немецкой студенткой Илоной Зоммер и начинает жить с ней. Часто переезжая из города в город, так же как в свое время делал Бах.

Мундог пишет наибольшее количество работ в этот период. Илона помогала переводить его композиции из шрифта Брайля на ноты. В те годы он нередко ездил по другим странам Европы выступая на различных музыкальных фестивалях и концертах. Один раз по приглашению Филипа Гласса он возвращается в США что бы выступить в качестве дирижёра на музыкальном фестивале, но сразу после этого возвращается назад в Германию. Там он проживает всю свою оставшеюся жизнь.

На 83 году жизни, 8-го сентября 1999 года Луис Томас Хардин умер от остановки сердца.

Множество великих джазменов ХХ века очень уважали Мундога и признавали что его музыка так или иначе повлияла на их творчество. С ним дружили Чарльз Мингус, Диззи Гиллеспи, Дэйв Брубек, Дюк Эллингтон и Чарли «Бёрд» Паркер.

Бёрд мечтал записать совместный альбом вместе с Мундогом, но умер до того как смог осуществить свою мечту. В честь великого саксофониста Мундог написал свою знаменитейшую композицию Bird’s Lament.

Но влияние Мундога не останавливается на джазовых музыкантах и композиторов современной классической музыки. Он сдружился с такими легендами музыки как Джоан Баэз, Рави Шанкар и с самой Дженис Джоплин. Повлиял на музыку Фрэнка Заппы и Капитана Бифхарта. При этом дружил не только с музыкантами, но и с такими великими писателями как Уильям Берроуз и Аллен Гинзберг. Был знаком с Мухаммедом Али и по слухам даже как то играл всю ночь на улице вместе с Марлоном Брандо.

Мундог стал своеобразным «мостом», объединяя множество разных жанров и влияющий на все области современного искусства.

Кроме написания музыки и стихов Мундог также изобрел несколько музыкальных инструментов. Маленькая треугольная 25-струнная арфа под названием «У». «Хюс», треугольный струнный инструмент, на котором играют смычком. «Уцу», простой клавишный инструмент настроенный в пентатонику. И семиструнная цитра «Уни». Самый известный инструмент Мундога треугольная ударная «Тримба». Все эти инструменты он часто использовал в своей музыке, и обучил искусству изготовления и игры на них многих других музыкантов с которыми был знаком.

За всю свою жизнь Мундог написал 81 симфонию, выпустил 16 альбомов, множество синглов, произведений для оркестра и композиций для саксофона, фортепиано и органа. Он появлялся на господствующем телевидении (включая The Tonight Show) и лицензировал свою музыку для рекламных роликов. Даже сделал детский альбом с еще малоизвестной Джули Эндрюс.

Кроме композиций и симфоний также выпустил множество песен в которых пел сам.

Его композиции до сих пор играют по всему миру множество исполнителей, и наследие в виде инновационного стиля и изобретенных музыкальных инструментов будет жить вечно.

«Широкая публика думала о нем не как о музыканте, а как о персонаже.»

Расселл Хартенбергер

Профессор музыкальной школы Университета Торонто. Основатель ансамбля ударных Nexus, выступавших в рамках трибьют-концертов в честь Мундога

Первое впечатление часто бывает обманчивым, особенно в случае с бездомным слепым викингом стоявшем на углу 54-й Вест-стрит и 6-ой авеню. Большинство прохожих идя мимо чудаковатого уличного музыканта даже не подозревали какое влияние на мир современной музыки тот оказал.

 

Источник

Читайте также