Разбор технических и экономических аспектов.
Уже третий год вокруг «Лиги справедливости» ходят слухи о том, что помимо театральной версии фильма за авторством Джосса Уидона существует ещё и оригинальный режиссёрский монтаж Зака Снайдера. Сам постановщик не раз на это намекал, дразня фанатов фотографиями плёнки, кадрами и концепт-артами.
Согласно официальной позиции Warner Bros., Снайдер отошёл от дел прямо посреди съёмок фильма из-за смерти дочери, и потому студии пришлось срочно искать замену. Но, информации из СМИ, компании не нравился черновой вариант фильма, и трагедия стала лишь поводом для того, чтобы сместить постановщика.
Видеоэссеист и автор канала про киноиндустрию Folding Ideas Дэн Олсон рассказал, по каким причинам «монтаж Снайдера» могут выпустить, и по каким нет. Может, он когда-нибудь и увидит свет, но явно не в таком виде, в котором хотели бы фанаты.
В первую очередь Олсон отметил, что наверняка версия Снайдера существует где-то на одном из студийных жёстких дисков. Однако вряд ли монтаж готов — он не успел пройти через весь пост-продакшн и, скорее всего, полон недоделанной графики. А ведь «Лига справедливости» — это такой фильм, где CGI присутствует чуть ли не в каждом кадре.
По словам Олсона, часть фанатских теорий основана на том, что у «Лиги справедливости» существует «закрытая» версия монтажа (locked picture). Это стадия готовности картинки фильма, когда решены вопросы вроде порядка и длины используемых сцен, выбранных ракурсов, а также прочие базовые вещи.
«Закрытая» версия монтажа нужна для того, чтобы разные люди — звукорежиссёр, создатели спецэффектов — начали свою работу над фильмом без опасений, что какое-либо внезапное изменение порушит её. Иначе говоря, если режиссёр внезапно решит заменить в одной из сцен ракурс на альтернативный, весь прогресс в визуальной обработке монтажа может сойти на нет, и во избежании таких случаев монтаж «закрывают».
В 2009 году за три месяца до театрального релиза в сети появилась недоделанная версия первой части «Росомахи». Огромное количество сцен в ней не были доведены до ума — такой монтаж нужен был лишь для того, чтобы команда понимала, что в фильме должно быть по наполнению.
Однако «Росомаху» с плохой графикой слили за три месяца — и остаётся лишь гадать, как бы тогда смотрелась «Лига справедливости», производство которой Снайдер покинул за полгода до премьеры. Это при том, что режиссёр и так планировал переснять множество сцен и доснять несколько новых.
Когда у фильма начались пересъёмки, Джосс Уидон мог поступить следующим образом: либо снять дополнительные сцены именно так, как планировал Снайдер, либо внести свои изменения, либо не снимать их совсем. Тогда возникает вопрос — если «монтаж Снайдера» существует, как в нём выглядят сцены, которые режиссёр надеялся доснять или переснять потом? Скорее всего, вообще никак.
Другая проблема — это хронометраж режиссёрской версии. В августе 2017 года Warner Bros. сообщила, что прокатчики должны ожидать вплоть до 170 минут «Лиги справедливости». В октябре студия сократила монтаж почти на час, до 118 минут. В то же время на фотографии Снайдера с профиля на Vero видно, что его монтаж длился 214 минут — что больше августовских цифр аж на 44 минуты.
Дело в том, что фильм длиной в 214 минут никогда бы не смогли допустить до кинотеатров. Студии и прокатчики не любят, когда лента идёт больше трёх часов, так как в таком случае они не могут расположить достаточное количество сеансов. Даже Disney долго сомневалась, стоит ли одобрять 181 минуту для «Мстителей: Финала» — а ведь это продолжение одного из самых кассовых фильмов.
По словам Снайдера, под нож пошло множество сцен, которые представляли второстепенных персонажей из запланированных фильмов — включая Атома, Вулко, Дарксайда и ещё как минимум пятерых героев. Поэтому монтаж режиссёра на момент его ухода, скорее всего, выглядел как-то так — переполненный кучей ненужных и сбивающих темп сцен, недоделанный с точки зрения графики и попросту затянутый. По мнению видеоэссеиста, это была лишь черновая версия, которая вообще вряд ли была смотрибельной.
Олсон считает, что в таком виде «монтаж Снайдера», скорее всего, не увидит свет. Во-первых, потому что коммерческий выпуск черновика при существовании театральной версии нарушил бы множество договоров с разными профсоюзами и гильдиями. Эту проблему можно было бы решить, выпустив его как «бонус» к повторному домашнему релизу фильма — однако за всю историю индустрии таких прецедентов ещё никогда не случалось.
Во-вторых, даже если вложить деньги в доработку монтажа, он вряд ли окупится — хоть это и определённо привлечёт интерес зрителей. Эксперты по спецэффектам подсчитали, что доделать неготовые сцены и переработать уже существующие обойдётся студии минимум в 30-40 миллионов долларов.
Наконец, главная проблема — это «политический» вопрос релиза монтажа. Вряд ли Warner Bros. в самом деле захочет это делать, так как в таком случае компания поставит себя в проигрышную позицию, показав, что сделала «неверный выбор» в прошлом.
Впрочем, в каком виде монтаж могут выпустить, так это в качестве эксклюзива для HBO Max, который Warner планирует запускать весной — в ноябре как раз появились первые слухи о таком исходе событий.
Более того, недавно Галь Гадот и Бен Аффлек в своих аккаунтах в Твиттере опубликовали хэштег #ReleaseTheSnyderCut(«Выпустите монтаж Снайдера»). Дело в том, что эти актёры, в отличие от того же Джейсона Момоа, не ведут свои профили самостоятельно — и потому их внезапные твиты с поддержкой Снайдера смотрятся как минимум странно и в то же время убедительно. Вполне возможно, что это часть тизера и рекламной кампании готовящегося к релизу монтажа.