Мой взгляд на Baldur’s Gate 3

Ведьмак от мира прохордняка

Мой взгляд на Baldur’s Gate 3

На этапе раннего доступа казалось, что выйдет просто хорошая, крепкая CRPG и проблемы в боевке и механике исправят, но у студии были другие планы, они решили идти в ширь, а не в глубину. Если по вскрикам и отзывам вы решили, что это величайшая rpg в истории, то у меня для вас плохие новости, этот «новый стандарт игровой индустрии», проигрывает не только классике, на подобии Fallout, но и Underrail, Disco Elysium и Stoneshard. В этой игре нет ничего прорывного, но даже сделанного выше среднего. Все что есть в ней есть сделано в других rpg, зачастую, на уровень выше.

Первый акт

Если в раннем доступе казалось, что это просто разгоночный и не весь сюжет введен, то теперь понятно, они даже не планировали, в первом акте вообще ничего не происходит. Конфликт друидов и гоблинов скучный и плоский, главные действующие персонажи не интересные и на примере первого акта можно описать всю игру. Локации пустые, а квесты по большей части подай принеси и свали, интересных квестов удручающе мало, а у некоторых, имевшийся потенциал, он полностью сливается. В первом акте самые разнообразные и интересные локации, встречается самая красивая локация в игре, Гримфордж выглядит великолепно и интересно, но страдает от тех же проблем, что и вся игра. Пустая и мертвая. В ней буквально толпа двергар, несколько куч случайных противников, босс и пара квестов, больше ничего в огромной локации нет. Но пестрое разнообразие первого акта сменяется унылыми и однотипными локациями второго и третьего актов.

Ощущение что в данной crpg решили взять строение Mass Effect’а, а именно у игрока толком нет выбора, в игре постоянная вилка между герой спасающий каждую букашку или психопат-маньяк с манией пожирания младенцев. Другого в игре нет, у вас всегда есть только один из двух путей. Концовка тоже повторяет Эффект Массы и дает игроку светофор.

Расы и классы

Расы, разницы по большей части в них нет, иногда в разных диалогах у вас будут появляться уникальные реплики и реакции, но чем дальше игра идет, тем меньше их будет. В третьем акте я могу вспомнить одну единственную реакцию основывающиеся на моей расе. Но это все вытекает по большей части из изменений самой DnD. Спасибо современный мир, теперь полуорк и гном могут иметь одинаковую силу или ловкость, твоя раса не дает никаких ограничений на класс.

Классы, их много они разнообразные, но это разнообразие меркнет перед их пустотой. Если выбор диалога с твоим классом довольно часто будет мелькать, особенно за популярные классы, то в бою будете использовать одни и те же способности из раза в раз. А начиная с определённого момента уже в первом акте, у многих классов новые способности иссякнут и вся боевка полностью законсервируется, примерно на ближайшие 50+ часов. Есть более сильные классы и менее, и непросто слабые классы, некоторые домены у тех же жрецов просто не нужны, они слабы и бесполезны(домен света и тьмы у Шадоухарт).

Сам по себе редактор весьма рудиментарный и имеет больше опций настройки половых органов, чем лиц. В нем больше получаса даже дотошный человек не проведет, ну или это я какой-то не правильный, но редактор Arcanum’а имел большую вариативность и требовал большего времени. В основном потому, что начальные статы мало на что влияют, не считая класса, но даже его можно без проблем поменять в лагере у деда.

Мультикласс сломан, например, если вы решите создать драконида-монаха, то вам не получится объединить способность на 12 очков брони при отсутствии защиты и 13 естественных очков брони у драконов, это взаимоисключающие параметры, о которых вам никто не скажет. В этом можно покопаться, но стоит быть крайне осторожным, так комбинации вне стандартных паладин-жрец могут быть крайне сломанные из-за механик. При этом через пробы и ошибки можно собрать хороший мультикласс, но вам будет это стоить кучу денег, которые в любом случае некуда тратить, то нужно будет экспериментировать и если все сложится можно вытянуть интересные сочетания.

Начальные, заранее созданные персонажи, их в игре 6, 5 из которых полноценные персонажи, это визуализация, самых популярных классов в DnD, а вот шестой. С ним возникают проблемы, эта предыстория называется «темный соблазн« и она очень странная. Это персонаж для самых маленьких »эджлордов», вся чернуха что в ней происходит, происходит с ненужными второстепенными персонажами, а даже если проваливаешь кубики ничего не будет, вам покажут, зачастую, тот же самый итог, что и с успешно прокинутыми кубиками, герои почти не реагируют на ваши зверства и просто высказывают пару строк негодования…или одобрения.

Второй акт

По началу он вселяет надежду, наконец-то игроку хоть немного дают объяснение сюжета в количестве большем, чем пара скупых диалогов. Появляются основные злодеи и очень интересные боссы в основном потому что их можно заговорить до смерти. В конечном итоге мы занимаемся тем же самым, что и в предыдущем акте, шныркурьерничаем, по полу пустой и однотипной карте, здесь уже весь акт состоит из ТРЕХ локаций основная из которых город, она пустая и мертвая там есть пара точек интересов и ВСЁ. Весь акт спасают боссы и некоторые квесты, как например квест «Песни Ночи» вне этого это мерзкий и неинтересный акт который хочется как можно скорее пропустить. Появляется новая проблема… боевка в игре, в замке второго акта происходит первый серьезный замес и он раскрывает все проблемы местной боевки, этот факт мерзкий, душный, не интересный и все из-за местных сектантов, которые не умирают, им не сбивается концентрация, если тебе не повезет то три сектанта могут заагриться на одного твоего ддшера и все, файт заново, потому что они его за один ход убили. В конечном итоге мы побеждаем первого крупного босса и получаем хоть какое-то понимание о местном сюжете… в конце второго акта, спустя 30+ часов игры, понимаете в чем проблема? До этого мы по большей части ходим туда не знаю куда.

Боевка

Боевка отвратительна, разработчики попытались отойти от боевки DoS и сделать ее похожую на DnD. Не получилось, причем не просто она слабая, она урезана от пятой редакции игры и у большинства персонажей начиная примерно с 5-6 уровня полностью исчезают новые способности. Многие способности и магия из пятой редакции в игре вырезаны и из-за этого битвы все однотипные и всегда идут по одному и тому же сценарию. Союзные боты…боты в этой игре атас, им просто ничего не прописали, они атакуют случайную враждебную цель, не самую сильную, не самую ближнюю, случайную. Они даже не выходят из зон постоянного урона по ним и там так и дохнут. Окружение, оно бесполезно, бочки со взрывчаткой все ещё помогают, но на этом все, метать и использовать противников как оружие фактически нельзя. Если ты не взял спец черту, то твой варвар с силой 23 и в ярости не может кинуть бомжа, максимум гнома или дворфа, и то не всегда. Проблема, что и в Xcom, шанс попадания рассчитывается непонятно как, есть огромный железный робот с шансом попадания 25% или лежащий на земле фанатик с шансом 50%. Большинство боссов скучные и не интересные просто 2-3х хп от обычных мобов и примерно такой же урон, но они не главная проблема… в файтах с боссами главной проблемой будут их миньоны, вот они вам все нервы и сожрут, так как разработчики не скупились и у серьезного босса их может доходить до 10 и больше. Осталась особенность, что некоторых боссов можно убить из лука скрывшись в тенях, некоторые самые душные и мерзкие боссы так и были убиты.




Враги, я понимаю, рпг, все дела, но здесь уровень персонажа вообще не чувствуется, в лоре 10 левел это уже великий герой, а 12 фактически кандидат в святые, а тут бьешь бомжей 10-11 уровня по подворотням.

Если говорить о долгой и скучной боевке, то надо сказать, что последние бои на пути к финальному боссу идут невероятно долго, потому что разработчики решили закинуть вообще всех врагов, что у них были в игре из-за чего полоса отображения очередности врагов у меня прокручивалась, спасибо что не как в DoS 2, там они в финальный файт всех боссов игры запихнули. Ходы происходят долго, между ходами противника я уходил заниматься своими делами из-за чего это становилось ещё дольше, а разработчики решили не добавлять возможность пропустить ход ботов.

Третий акт

Если думали, что в городе игра раскроется, то нет, все проблемы игры вылазят и множатся. Не интересные и скучные персонажи? Держи двух плоских и не интересных злодеев. Ещё больше беготни, ещё больше шнырькурьерства, и нас все так же никто не уважает. При этом мы буквально пару дней назад убили аватара бога смерти. Кармы в игре нет и твои действия никак не влияют на отношения персонажа к тебе, спас кого-то? Отлично! А теперь пошёл отсюда. Будешь перемалывать всех в труху на своем пути или спасать, отношение к персонажу в диалогах не поменяется. Все твои действия за игру оказываются ничем, принятые решения в предыдущих актах максимум выльются в пару диалогов с персонажами и несколькими доп. квестами. Тоже про отношение торговцев, сколько им не помогай, сколько не торгуй оно не уйдет из нейтральной зоны.

Стоит вернуться, лут, лут в игре только находить, за задания дается один ненужный шлак, находить в сундуках, с убитых мобов, в каких-то загадках, но вы никогда не получите ничего ценного в игре в качестве награды. Деньги как таковые вообще не нужны, везде можно договориться, а у продавцов очень редко бывает, что-то ценное.

Только в третьем акте игра начинает хоть как-то рассказывать сюжет и лучше бы она этого не делала, настолько плохо написанного и сделанного шлака я давно не видел, весь сюжет строится на роялях и чеховских ружьях, если где-то случился рояль, то скорее всего он ещё раз выстрелит. А переплетения сюжета очень слабые и неинтересные. В моменте когда игра раскрывает все карты перед игроком хочется убиться, разбив голову об стол, настолько местный сюжет отвратителен и притянут, ВЕСЬ план иллитидского надмозга строится на целой плеяде случайных совпадений и выставляется как «сверх план» гениального надмозга.

Толпы npc, они не нужны, если какой-то персонаж не участвует в квесте с ним вообще нельзя говорить, он просто пошлет вас, их много, но они как муравьи, просто ходят из стороны в сторону. В не квестов нет диалогов и каких либо событий. У животных больше диалогов и они насыщеннее и интереснее, чем у большинства людей.

В этом акте случается мой главный дубай, это эвакуация заложников из тюрьмы, в игре сломанный ии, это уже упоминалось, так вот, ботами мы не можем управлять, они сами бегут к выходу, но из-за разработчиков, если кто-то из них блокировал лестницу, бот бежит к ближайшему месту выхода, под лестницу, там они скапливаются толпой и уже не дают друг другу выйти… 20 минутная миссия которую я бы прошел с легкостью, если бы мне дали управление ботами, растянулась на 3 часа из-за багов и кривого ии.

Напарники и персонажи

Окружение гг в лагере, они интересные, фактурные, со своими проблемами, вообще все что происходит в лагере, это лучшая часть игры. Персонажи разнообразные и их взаимодействие неплохо сделано, но карма не работает, я не знаю как заставить персонажа уйти из лагеря, только намерено или убить. Сколько я не противоречил гею-вампиру он у меня был до самого финала его сюжетной ветки. Любовный интерес, это странная вещь, мужиков можно трахнуть в первом акте случайно выбрав нету опцию в диалоге. Некоторых женских персонажей ради развязки надо окучивать до конца третьего акта. Не всегда даже понятно, что этот диалог ведет к интимной сцене и началу романа. Ты просто поговорил с человеком или потанцевал, все у вас роман. Обычные персонажи сопровождения юморные и веселые, с ними бывает приятно поговорить в лагере, случаются интересные взаимодействия. По большей части напарники и лагерь не ушли дальше от взаимодействия с командой в Mass Effect. Ну и для самых экстремальных любителей эротических сцен, в игре можно переспать с иллитидом. Зачем? Просто можно.

Баги и оптимизация

Их много, они разные, и в основном мелкие и не приятные. Но некоторые просто заставят полностью переигрывать моменты, гитьянка может застрять в диалоге и не выйти, после начала боя это перезапуск, так как за нее нельзя будет завершить ход. Если вы убили Каргу, то она в третьем акте с 0 хп ходит по локе и квест навсегда застрял(лечится если восстановить ей хп и снова ударить). Тому человеку который делал управление камерой стоит провести лоботомию ножом для колки льда(по методике Воло), как и ответственного за искусственный интеллект не подконтрольных союзных ботов. Камера непонятно что творит, увидеть или забраться в некоторые места из-за камеры не возможно, она нормально не отдаляется, в бою зачем-то следует за персонажем, ты можешь из-за нее похилить врага или ударить воздух, начать идти не туда. Иногда персонажи просто не прыгают или не делают, что нужно. Когда заходишь к Горташу на арену и начинаешь битву с его миньонами на первом этаже он начинает бегать по второму и не спускается к тебе, из-за этого битва значительно затягивается. Во втором акте у многих разломов не видимые стены и врагов нельзя скинуть. Некоторые баги лечатся перезагрузкой, другие множественным отдыхом подряд, как не появление в лагере медведосыча.

Оптимизация, статары в некоторых местах никуда не делись, в городе без хорошего ssd можно даже не играть, будут вечные загрузки, а на 3080 при ультра настройках в районе 50 fps, в конце игры доходит до 40-35. Так же периодически при атаках игра что-то просчитывает и виснет секунд на 10. На более слабом пк при появлении человека-паука с фонарём начинаются статоры. И да, если вы играете просто на среднем железе, на подобии 1660 Super, то у вас будет постоянное мыло на средне-низких настройках и самое лучшее, все время после загрузок мир будет очень долго прогружатся. Это на ссд, скорее всего дело в видео памяти.

Ну и как забыть важный момент, это кармические кубы (в этой игре кубы подкрученные всегда, они если решили в каком-то месте выпадать ниже необходимого числа, то они там будут после десяти и более перезагрузок выпадать меньше необходимого но это не главное, разрабы решили сделать игру чуть интереснее и в ней есть элемент шоу, где с включением этих кубов у вас постоянно будет падать более плохой результат, особенно в проверках по вашим характеристикам. Шутка ли однажды во время взлома двери мне выпало 9 раз подряд 10, я уже был 12 уровня и у меня физически не могло упасть ниже 10. Так что можно считать, что у меня выпало 9 раз подряд единица на одной и той же двери, для взлома этой двери мне надо было выбросить больше 12. И если вам кажется, что мне стоит надеть шапочку из фольги, то возможно, но действительно подтвердили, что такая механика в игре есть и она действительно ещё сильнее ломает кубы.

Музыка и перевод

Музыка в игре есть, это все как можно описать, постоянно играет эмбиент, в лагере поет неплохая музыка, но не более. По прохождению игры вы не запомните ни единой композиции из игры, по большей части музыку вы вообще не будете замечать вспоминая о ней раз ве что в лагере.

Перевод есть и он сносный, есть странные ляпы в диалогах, и куски не переведенного текста, но не более. Откровенных ляпов в переводе понятий и наименований из DnD не заметил.

Концовка

Концовка и финальный босс ужасные, это бесконечное сражение с толпой болванчиков, требование взобраться на вершину замка и сразиться с надмозгом. Пробившись через битву длинною в жизнь вы окажетесь под постоянным обстрелом наутилоида и сбрасываемым им десантом и требованием добраться до дверей к финальной битве с мозгом и его окружением. На не высоких настройках места атаки наутилойда никак не отображаются, кроме легенькой подсветки.

После победы над боссом вам покажут концовку. 17 тысяч концовок, типичный маркетинговый трюк, как и ожидалось, по факту тут 3-5 основных концовок типа светофор, где по разному участвуют и реагируют персонажи. Если вы человек-пылесос вам не составит труда выйти на условно лучшую концовку. В конце покажут короткий ролик очень напоминающий концовку третьего Эффекта Массы и все, титры, ничего больше.

Итог

В одном люди оказались правы, мы получили новый стандарт, правда это стандарт дна и ширпотреба с алиэкспресс, о котором забудут через годик, но люди схавали, эта игра не то что не является лучше игрой на пк, она значительно слабее BG 1 и 2, об Arcanum и Fallout я даже не говорю, в Shadowrun больше реакции мира на игрока и продуманная боевка, чем в этой игре. В этой игре все сделано на уровне проходняка. И скорее всего большинство людей не пройдут и второй акт, дропнув игру. Их задушит беготня, непонятный сюжет, однотипная боевка. Если вы любитель, то эта игра максимум на одно прохождение, реиграбельности в ней нет. Вся игра это маркетинговый трюк и она и половины внимания к себе не заслуживает, индустрия сейчас переживает тяжелые времена и лучше она просто умрет, чем подобное станет новым стандартом. По большей части она на одном уровне с Cyberpunk 2077, правда разрабы додумались до релиза слишком много не раздувать и техническое состояние игры оказалось лучше.

Кто-то говорит, что из игры многое вырезали, чтоб вставить в DLС, я с этим категорически не согласен, у людей ощущение плоскости и не законченности вызывает игра не из-за, условно, вырезанного контента, а потому что Larian Studio не смогли зделать своему проекту глубину и это ощущение пустоты появляется при приближении к условным игро-механическим и сюжетным дырам.

В этой игре есть свои плюсы, но они слишком малы, чтобы перевесить общую посредственность. Лучше подождите годик пока выйдет BGIII enhanced edition, как с дилогией DoS и берите по скидке за рублей 899. Если нечего делать, пойдет. После одного полного прохождения и беготни за разных персонажей и классы я ее точно в одиночку не смогу пройти ещё раз. Но когда сообщество исправит игру и сделает моды на нормальную боевку и ребаланс, в ко-опе можно будет попытаться поиграть. В Свое время я прошел DoS 2 и там были проблемы с концовкой и некоторыми механиками из-за которых после прохождения остались смазанные чувства, так вот, лучше пройти его ещё раз с модами, чем играть в это.

Оценка 5.5/10 1/1

Как Давид уничтожает Голиафа

Это не честное сравнение, все таки Underrail это одна из величайших crpg последних лет уж точно, но в ней всего две вещи уступают BG3, это графика и взаимодействие с напарниками, этих двух веще в игре по большей части нет, напарников уж точно.

Сюжет тоже о непонятной и не известной опасности и он интереснее. Комплексная и продуманная боевка в которой придется думать, а не просто тыкнуть две кнопки. Квестов на порядок меньше, но одна ветка с секретной организацией или Чуваком на несколько голов превосходит любой квест в этой игре.

Обе игры до безумия душные и длинные, только одна тебя награждает за исследование и прохождение, а вторая дает шыш с маслом. В одной после победы в сложном бою ты получаешь удовлетворение, во второй усталость. В калитке просто уже скучно бегать по городу, под конец, не то что тратить по два часа на бой по итогу которого ты ничего толком не получишь. Не однократно слышал мнение, что люди просто начинали заниматься своими делами забрасывая игру по среди некоторых событий в третьем акте, просто из-за того что им становилось невероятно скучно.

Моя личная реакция на сюжет

Внимание спойлеры. Тот человек который додумался взять идею иллитидов и никак ее не развил вообще, не должен называться сценаристом, он просто нас водит за нос выкидывая рояли в конце и начале каждого акта и по ходу третьего, чутка. Это отвратительно, сделать сначала поворот, что в призме сидит, кто-то, потом что там сидит иллитид-отступник и принц гитьянок, а потом «вот это поворот» это не просто иллитид, а сам Балдурион, основатель города. А вот вам ещё поворот, Балдурион убил своего друга дракона. Вот это поворот, что это все план надмозга чтоб заполучить корону, стать фактически богом и освободиться. Про корону нам рассказывает Гейл в первом акте, и как не неожиданно, она центральный артефакт нашего путешествия и ее все хотят. Весь сюжет, не связанный с попытками нашего героя излечиться, построен на этом. Все тебя используют или хотят облопошить, причем постоянно, сюжет просто не работает в подобном виде все эти постоянные повороты и рояли бесят и вгоняют в скуку, а не создают условную комплексность повествования.

 

Источник

Baldurs, Gate, взгляд, мой, на

Читайте также