Новогодние праздники закончились больше двух недель назад, все салаты давно съедены, гирлянды сняты, а Гарри Поттеры вместе с Один дома пересмотрены. Вдруг захотелось посмотреть чего-нибудь очень мрачного, и тут я задумался, какие хорошие фильмы ужасов подходят под этот критерий? Так и появилась идея создать сей топ. Прежде всего, он является субъективным, и не претендует на истину в последней инстанции. Более того, я думаю, что у каждого его собственный топ будет вполне отличаться от моего. Далее, касательно мрачности. Слово весьма размытое, и каждый, опять же, будет понимать его по-разному. Я долго думал, как бы сформулировать какие-то ключевые признаки. И, пожалуй, выделил два основных. Это фатализм, и заведомо беспомощное состояние героев в фильмах. И, опять же, в подавляющем большинстве ужастиков вроде бы присутствуют оба этих признака, на то уж это фильмы ужасов. Но я постарался выбрать из всего перечня именно те картины, от просмотра которых мне действительно становилось не по себе, а в голове однозначно мелькала мысль «не хотел бы я оказаться в такой ситуации». Ну и, конечно, отсутствие хэппи-энда тоже является немаловажным фактором, иначе какая тут к черту мрачность?
Пожалуй, начну, наконец, свой топ. И открывает его:
Х место — Ведьма из Блэр: Курсовая с того света
Ведьма из Блэр была одним из первых фильмов ужасов, снятых в стиле «любительской съемки». Фильм получил большую славу и признание среди многих режиссёров и критиков. Многие люди называли Ведьму одним из самых страшных фильмов, снятых когда-либо. Трудно сказать, насколько сейчас бы Ведьма напугала зрителя, не знакомого именно с ней, но знакомого с ужастиками в схожем жанре в целом. Лично для меня это был первый фильм такого рода, и смотрел я его будучи подростком. И напугал он меня до чертиков.
По сюжету, трое студентов хотят снять документальный фильм о ведьме, проживающей в лесу. Ребята документируют все действия, начиная со сборов вещей дома и разговоров с жителями города, и заканчивая съемками в самом лесу, где, по легенде, и живет ведьма. Что-то идет не так, ребята сбиваются с пути, и начинают бродить по лесу, стараясь сохранять спокойствие и ясность ума. А тени вокруг них постепенно сгущаются, пока полностью не поглощают. Сам по себе фильм проходит в достаточно спокойном темпе. В нас не тычут скримерами, не показывают крови, вообще ничего такого. Но с каждой минутой начинаешь все явственнее чувствовать присутствие невидимого зла, подбирающегося все ближе к ребятам.
Со временем понимаешь, что ребята, похоже, столкнулись с настоящей черной магией, без спецэффектов и волшебных палочек. Ведьма довольно быстро задает пессимистичный тон истории, и со временем становится только хуже. Безвыходность ситуации и само осознание того, что несчастные противостоят настоящей темной силе, против которой герои беспомощны, позволяет зрителю насквозь пропитаться напряжением за судьбу героев, и ощутить тот гнилостно-томный воздух, который витает среди мрачных деревьев бескрайнего жуткого леса.
Со времен выхода Ведьмы из Блэр вышло немало похожих ужастиков. Но, как по мне, все они не дотянули в постановке той невероятной необъяснимой жути, что так хорошо ощущается в фильме 1999 года.
IX место — Суспирия (2018)
Давно прошли те времена, когда матер Суспириорум, матер Тенебрарум и матер Лакримарум терроризировали зрителей на экранах телевизоров, когда жанр джалло еще был жив. В 2018 была снята новая версия Суспирии, достаточно далеко отошедшая от оригинала. На фильм возлагались большие надежды, особенно по части визуала. В конце концов, первых два фильма итальянской трилогии всегда удивляли зрителя подбором необычных цветов, ракурсов и сценарных ходов, делая происходящее похожим на скверный сон. Новая Суспирия во многом осталась верна оригиналу, хотя и кое-что радикально изменила.
Итак, по сюжету, главная героиня приезжает в танцевальную школу в Берлине, где ей предстоит стать частью танцевальной труппы. Вокруг девушки начинают происходить странные и зловещие события, и вскоре героиня понимает, что сама находится в смертельной опасности.
Зло в Суспирии тесно связано с колдовством. И темная магия – это, что делает фильм таким мрачным. На моей памяти, ранее не снималось фильмов, в которых колдовство было таким шокирующе-жестоким и безжалостным. От одной из сцен фильма стало откровенно не по себе, хотя я уже успел повидать разное за свой почти 20-летний стаж зрителя ужасов. Странные ракурсы и композиции, преобладание приглушенных темных цветов, виды унылого Берлина – все это ввергает зрителя в по-настоящему жуткую и мрачную историю с целым ворохом тайн, закрытых на кровавую печать.
VIII место — Пульс (2006)
Пульс 2006 года является версией оригинального японского фильма, вышедшего на пять лет раньше. Оба фильма являются довольно жуткими историями, но в данном топе мое предпочтение было отдано именно американской версии. Японский фильм расставил несколько другие акценты на происходящее, и главным мотивом там является скорее тема одиночества. Американская же версия, хотя и растеряв некоторую глубину оригинала, смогла вдавить педаль в пол по части безысходности происходящего.
Итак, наше время, главными героями являются обычные молодые люди со своими мелкими обычными делами. Вдруг происходит так, что персонажи начинают сталкиваться с жуткими призраками, появляющимися повсюду. Любого прикосновения мертвеца достаточно, чтобы самому стать одним из них. Кругом тотальная неразбериха, героям кажется, что они сходят с ума. А между тем привычный мир понемногу катится в тартарары.
Пульс начинается совсем как местячковый ужастик, вроде какого-нибудь Звонка или Проклятия. Однако со временем акценты смешаются, и герои сталкиваются с настоящим стихийным бедствием. По мере фильма, людей в кадре становится все меньше, а призраков – больше. Зрителя не покидает чувства, что он не до конца видит всю картину целиком, а когда нам все же раскрывают карты – понимаешь, что уже слишком поздно, и для главных героев, и для остальных. Пульс насквозь пропитан атмосферой отчаянья и нарастающего ужаса. Трудно бороться с теми, кто давно умер. И еще труднее от них спрятаться.
VII место — Хэллоуин 2007
Фильмы про мрачного, молчаливого убийцу из Хэддэнфилда просто не могли не оказаться в данном топе. Зловещий белый лик, и черные пустые глазницы, абсолютно равнодушные к жизни, добру и свету в целом – вот ключевой образ любой истории из данного цикла. Однако встал вопрос, какой именно фильм серии добавить в топ? Ведь все они более чем заслуживают место в топе. С небольшим перевесом, я решил отдать предпочтение именно фильму Роба Зомби 2007. Ибо именно в нем Майкла Майерса решили глубже раскрыть как персонажа, именно в нем мы наиболее ярко наблюдаем за печальным падением одинокого молодого человека, попавшего, по словам доктора Лумиса, в «идеальный шторм» самых плохих факторов, подаривших миру в своей совокупности страшное чудовище в человеческой оболочке, которому чуждо сострадание или любовь.
Основная причина мрачности именно этой части кроется в контрасте, который проводится режиссёром в течении всего фильма. В других частях нас просто ставили перед фактом, что Майкл Майерс с молодых ногтей был чудовищем, которое однажды сорвалось с цепи. Здесь же мы в течении длительного времени наблюдаем, как в маленьком теле, еще не лишенном добрых качеств, постепенно угасает то немногое, что делало его человеком. Но почти до самого конца фильма Майкл, хоть и на совсем крохотную часть, но продолжает оставаться человеком, потому что есть тот единственный, кого он продолжает любить. И лишь финальные минуты фильма окончательно превращают мрачного убийцу в пустую человеческую оболочку, чье предназначение теперь только в том, чтобы быть инструментом самой Смерти. С нечеловеческой силой он вырывает из стен родного дома гнилые доски и выбивает двери, чтобы добраться до всех, кто стал новым источником боли, и в этой ярости видится окончательное растворение любого человеческого естества.
Через трансформацию характера проходит и несчастная девушка Лори, которая в середине фильма звонко смеется, а в конце у нее случается истерика и помешательство, а в глазах намертво застыло безумие. Весь этот переход от серых тонов к абсолютно черным в финале картины (лишенным цвета, как сказал бы Лумис) и позволяют быть фильму не просто страшной историей про убийцу, а мрачнющим наброском трагедии отдельно взятого человека, чья судьба сложилась именно так, что человеческий облик был им полностью потерян.
ПС: смотреть рекомендую режиссёрскую версию. Она длиннее, и именно в ней можно лучше прочувствовать постепенную трансформацию Майкла.
VI место — Проклятие (2002)
А на шестом месте обосновался уже традиционно японский фильм с традиционно японским явлением. Онрё – призрак мести в японской мифологии. Он остается, когда жертва погибает мучительной насильственной смертью, и его желание восстановить справедливость дает ему силу материально проявлять себя и причинять вред живым существам (или даже убивать их). Именно такой призрак, в лице девушки Каяки, поселился в одном старом японском доме.
Цвет картины – насыщенно черный, без оттенков, подобно спутанным волосам жуткой скрипящей леди, сползающей по ступенькам с изломанной спиной. Стоит только кому-то переступить за порог дома, как он оказывается во власти неуловимой черной силы, которая отныне будет преследовать несчастного в любом месте и любой точке земного шара, пока в конце концов не прикончит. Проклятию не страшно ни оружие, ни религиозные взгляды. Каяко – само олицетворение неумолимой смерти, жуткой и обезображенной. В фильме, на моей памяти, нет сцен, где можно улыбнуться или посмеяться. Он весь преисполнен чем-то, что на чувственном уровне можно было бы сравнить с запахом плесени, тлена и разложения.
Как по мне, это лучший фильм про Онрё, снятый на настоящий момент. Если сравнивать его со Звонком, снятом в похожем жанре, то Звонок больше про постоянные метания и поиск разгадки по обширной территории. Проклятие же – это маленькая, едва ли не клаустрафобная история, компактно расположенная в пределах одного единственного злосчастного дома, пожирающего своих гостей одного за другим. И именно этот дом, вместе с его жуткой обитательницей, делают проклятие таким тягучим и таким завораживающим.
V место — Зодиак
Фильм «Зодиак» трудно назвать ужастиком в привычном смысле этого слова. Если совсем откровенно, то это скорее триллер. Но, положа руку на сердце, я могу сказать, что Зодиак напрягает так, как напрягает далеко не каждый ужастик, и потому данная картина заслуживает упоминания.
Повествует фильм о печально известном реально существующем серийном убийце с одноименным прозвищем. Неуловимого маньяка, играющего с полицией и ФБР при помощи хитрых шифров, так и не смогли, к сожалению, поймать. Противником многих следователей, криминологов и агентов оказался настоящий гений, чья неуловимость могла сравниться разве что с жестокостью. Строго говоря, в Зодиаке нет каких-то прям совсем жестоких сцен, как в какой-нибудь Пиле или том же Пункте назначения. Но вот то, как поставлены убийства в этом фильме – от них становится просто не по себе, настолько натуралистично это показано. Каждое проникновение ножа в человеческое тело ощущается здесь без дешевых киношных прикрас – жертвы отчаянно орут от боли, а их молча продолжают резать, давая перед смертью почувствовать свою полную беспомощность. Каждый выстрел из пистолета словно отражается в аналогичном месте зрителя, заставляя почувствовать себя неуютно. Маньяк здесь – не театральный убийца в хоккейной маске, и не маргинал, убивающий своих жертв в ночных кошмарах. Здесь это – обычный взрослый мужчина, одетый в обычную черную одежду. Его лицо закрыто обычной тканью, и не потому, что оно изуродовано или покрыто ожогами 3 степени, а просто потому, что так убийца скрывает свою внешность от возможных свидетелей. На ремне у него может болтаться приготовленная заранее веревка, а в пистоле будут заряжены настоящие боевые патроны.
Зодиак не идиот, и не человек, ослепленный своим величием. Это представитель самого скверного сочетания человеческих черт, среди которых полное отсутствие сострадания, параноидальная осторожность и профессиональный подход к убийству. Это наиболее правдоподобный типаж серийного убийцы, который вполне может бродить где-то рядом с нами. Поэтому Зодиака искренне боишься, и боишься вдвойне, зная, что это не вымышленная история, а реально существующий человек. И именно поэтому этот фильм ощущается таким мрачным и опустошающим.
IV место — Восставший из ада 5: Преисподняя
Франшиза «Восставший из ада» претерпела существенные метаморфозы за годы своего существование. Стиль фильмов, как и их посыл, менялись от части к части. Первых два фильма стоят крепким особняком классического хоррора, наиболее близко передавая замысел самого Клайва Баркера (писателя, по рассказу которого и сняты картины); третья и четвертая часть скатили серию в некоторый треш, прибавив, впрочем, в зрелищности. 6,7 и 8 части просто похоронили франшизу невнятными историями, изгадив образ Пинхэда настолько, что он стал ощущаться скорее мебелью, чем важным персонажем. А что пятая часть? А она сама по себе, единственная и неповторимая, и уникальная не только в рамках серии, но и в рамках фильмов ужасов вообще.
Наиболее близкое сравнение, характеризующее этот фильм, можно провести с «Лестницей Иакова». По общему сюжету обоих картин (5 части Восставшего и Лестницы), их герои, проживая вроде бы обычную жизнь в обычном городе, начинают вдруг попадать в странные и жуткие ситуации, являющиеся не то галлюциногенным бредом, не то воспалившимся воображением. Кругом начинают видится лики жутких монстров, а люди вокруг умирают при странных обстоятельствах, и неясно, где явь, а где – сон.
Как и подобает многим представителям этого топа, пятая часть фильма преисполнена фатализмом и ощущением надвигающейся неизбежной беды. Главный герой (по совместительству, полицейский) берется за странное дело, явно связанное с чем-то загадочным, дьявольским и неуловимым. Кругом видится заговор, и чья-то очень властная рука с легкостью убирает одного свидетеля за другим, зачастую изуверскими способами. Ночные улицы продажного города, обнаженные женские тела, нуар и жуткие кошмарные видения главного героя, постепенно застилающие реальность – вот коктейль, образующий этот фильм, и делающий его таким тягучим.
Все же стоит отметить, что пятая часть является не самым хорошим фильмом в принципе. Она местами затянута, местами попросту скучна. Это явно не та картина, про которую можно сказать, что ее снимали профессионалы. Но тот депресняк, то гнетущее опустошение, что дает данный фильм, стоит того, чтобы дать шанс картине и полностью ее посмотреть. Поверьте, к финальным титрам вы явно почувствуете себя опустошенной, и искренне не позавидуете судьбе некоторых персонажей.
III место — Звонок (2002)
Вот мы и добрались до бронзы этого топа. Возможно, многие читатели, увидев название, ожидали получить японскую версию фильма, считающуюся куда лучше. Но, честно говоря, американский звонок нравился мне куда больше. Американцы смогли грамотно дополнить оригинальную идею своими новшествами, и выкрутили градус зловещего еще выше.
Главная героиня фильма – журналистка Рейчел, занимающаяся расследованием таинственных смертей. Общее у жертв одно – все они смотрели странную видеокассету, после просмотра которой некто звонит на телефон, и дает жертве 7 дней. А по их истечению жертва погибает при загадочных обстоятельствах. Не очень веря в подобную легенду, героиня все же смотрит зловещую пленку, после чего убеждается, что эта история – правда. Для Рейчел запускается обратный отсчет, длинною в 7 дней, за время которых журналистке нужно придумать способ спасти свою жизнь.
Если говорить образно, то Звонок – это черная свинцовая туча, зависшая над вами на время всего просмотра фильма. Фильм наполнен множеством жутких сцен, от просмотра которых в голове возникают вопросы вроде «что это сейчас, черт побери, было?». Фильм снят с использованием зеленоватого фильтра, вроде того, что был в «Матрице». И, так же, как и в Матрице, в Звонке все происходящее выглядит не до конца настоящим, напоминая скорее скверный непрекращающийся сон, чем нашу реальность.
Зловещие сюрреалистичные кадры с видеокассеты постоянно врываются в жизнь героини, словно лишний раз напоминая, что часики тикают, и жить осталось недолго. Зловещие знаки – это вообще ключевая вещь в картине. Странные повторения образов с видеопленки, «нарушенные» отражения зрителей кассеты, загадочные кошмары по ночам, перекошенные лица жертв проклятия – все это многотонным валуном понемногу накатывается на журналистку, создавая стойкое ощущение того, что конец неизбежен. Фильм также наполнен атмосферой одиночества и какой-то оторванности от окружающего мира. Здесь почти нет улыбающихся персонажей, а на улице не переставая идет дождь. Рейчел вроде бы и окружена людьми, но они ничем не могут ей помочь, и потому воспринимаются скорее как тени-призраки в опустевшем городе. А где-то там, в глубине влажного холодного колодца, затаилась загадочная девушка в грязной ночнушке, и ее переполненный ненавистью взгляд ждет момента, чтобы забрать душу еще одной жертвы.
II место — Омен (1976)
Лично для меня этот фильм был настоящей черной лошадкой. Дело в том, что я вообще никак не относился к серии, в самом плохом смысле этого слова. Сама идея про мальчика, являющегося сыном дьявола, казалась мне скучной, и поэтому я благополучно игнорировал любой фильм со словом «Омен» в названии, заранее решив для себя, что ничего особенно в подобных картинах не увижу (если не сказать, что усну на них). Но несколько лет назад я все же решил дать маленький шанс злобному мальчику, включив фильм скорее от безысходности (хотелось посмотреть какой-нибудь ужастик, но все было уже пересмотрено). И, как видите, фильм занял второе место в моем личном топе. Омен, фигурально говоря, утащил меня на дно могилы, а потом и еще глубже, в самую ледяную толщу сырой земли, под которой, где-то в глубине, бушевало адское пламя.
Сюжет картины не очень замысловатой – в семье дипломата рождается вроде бы обычный мальчик. Как нетрудно догадаться, этот мальчик и является тем самым Оменом, т.е. сыном самого Сатаны (на самом деле, не совсем так, но не буду спойлерить). Ничего хорошего это для мира не сулит, это уж точно. Проходит время, мальчик немного вырастает, и вроде бы все вокруг спокойно и миролюбиво. Но вскоре начинаются загадочные и жуткие события, приводящие к странным смертям окружающих людей, и отец мальчика понемногу начинает догадываться, кого он на самом деле растит.
Омен во многом трагичный фильм. В течении всей картины мы наблюдаем за тем, как разрушается семья несчастного главного героя. И как бы решительно не был настроен главный герой, зритель прекрасно понимает – человеческие усилия ничтожны перед силой того, кто управляет всем злом во вселенной. В общем-то, главная угроза исходит не от мальчика, а от его отца, который пристально наблюдает за своим сыном. И если у сына появляется хотя бы намек на проблему, если ему хоть на секунду кто-то начинает угрожать – Сатана неотвратимо наказывает обидчика. И жертвам дьявола здесь искренне не завидуешь. В фильме не так уж много оторванных конечностей, и пролито не так много декалитров крови, как во многих других картинах. Но здешние смерти показаны очень эффектно, красиво и жутко, их всегда сопровождает какой-нибудь дрязг или шум, а на заднем плане звучит зловещее хоровое пение. В некоторых аспектах, фильм похож на победителя этого топа, хотя в своей сути он совсем про другое.
Обычная вроде бы история про зловещего ребенка (хотя не такая уж обычная для 1976 года) раскрывается здесь необыкновенно мрачно и изобретательно. Нам всюду дают намеки на жуткую судьбу тех или иных героев, с наступлением ночи появляется чувство, что персонажей кто-то преследует, часто слышится собачий вой, а над безжизненными полями то и дело стелиться туман. Ощущения вечного присутствия самого дьявола где-то среди героев – это та вещь, которая мастерски поставлена в Омене 1976 (и которую, на мой взгляд, смогли повторить разве что в прямом сиквеле), и именно она обеспечила картине заслуженное серебро.
I место — Пункт назначения 1
Победитель моего топа, и, по-совместительству, один из самых жутких фильмов моего детства. Вся картина, от первых секунд и до финальных титров – концентрированный деготь, настолько густой и черный, что один только взгляд намертво влипает в него, словно муха в ловушку-липучку. Картина, повествующая о нелегкой судьбе почти обычного паренька, по имени Алекс, который благодаря пророческому дару предвидел авиакатастрофу, в которой должен был погибнуть вместе со своими одноклассниками, и смог вовремя сойти с фатального рейса. И когда казалось, что жизнь возвращается в прежнее русло, на сцену выходит госпожа Смерть, начинающая жестоко убивать выживших счастливчиков, подстраивая один фатальный случай за другим.
Что бы не происходило на экране, какое время суток не окружало героев фильма, в воздухе непрерывно витает зловещее ощущение надвигающейся неумолимой и неизбежной беды. В течении всей ленты зрителю дают намеки на самые разные ситуации, общее между которыми – смерть. И не важно, иллюстрация ли это гильотины из начальных титров, или силуэт автобуса, зловеще пронесшегося в отражении окна – никто толком, даже обладая знанием, не сможет понять, когда именно запуститься цепочка роковых случайностей, которые приведут в действие маховик с лезвием.
В фильме пугает все. В первую очередь, обстоятельства смерти. Жестокие убийства с первой части были одной из ключевых фишек фильма, и в продолжении количество крови только росло. Первая часть в этом плане, пожалуй, самая скромная – здесь никому не высасывает внутренности, и не выбивает хребет из спины. Но смерти здесь по-житейски жуткие, натуралистичные, и, самое главное, правдоподобные. Конвульсии жертв, налитые кровью глаза или отчаянные попытки спасти свою жизнь – героев по-настоящему жалко. Смерть в первом фильме ощущается именно как смерть, а не как человек-невидимка, который и болты где надо открутит, и законы физики нарушит, и разве что ствол не достанет и не начнет из него стрелять. Но больше всего пугает сама ситуация, в которой оказались персонажи. Ведь, если подумать, у них нет шансов спастись, совершенно. Смерть, она как терминатор – с ней нельзя договорится, ее нельзя разжалобить или задобрить. Она бессмертна и неутомима, и никогда не отступится от своей работы. Само ее существование является незыблемой и нерушимой аксиомой мироздания. Максимум, что могут несчастные подростки – это отсрочить момент своей кончины.
Фатализмом пропитан каждый кадр картины. Везде преобладают мрачно-синие цвета, большую часть картины на улице стоит глубокая ночь, иногда совмещенная с дождем. Саундтрек фильма доверху наполнен гнетущими мрачными мотивами, которые идеально передают всю суть картины – не выживет никто. Наконец, сами образы, показываемые в кадре, выглядят жутко и зловеще, будь это убранство чьей-то то комнаты, или декорации улицы. В каждом заостренном и плохо закрепленном предмете видится потенциальный источник опасности, который только и ждет момента, как бы оторваться/открепится и упасть на чью-то несчастную голову.
Безусловно, все фильмы серии пропитаны фатализмом и мрачной атмосферой, а насилия там даже больше. Но некоторые части не угадали с палитрой (2 и 4 части, чье действие происходит преимущественно днем), какие-то скатились в самопародию (3 и 4), где-то забыли сделать интересных персонажей (3-5). Первая часть, по моему субъективному мнению, является идеальным коктейлем, той самой субстанции чистого мрака и безысходности, которая является главным в данном топе.
ДОСТОЙНЫ УПОМИНАНИЯ
Серия «Пила»
Вот уж какие фильмы стоило бы добавить в мой топ. И я бы добавил. Но причина, по которой этого не произошло, довольно банальная – я просто не смог выбрать, какую часть Пилы добавить в топ. Все фильмы серии, от первого до последнего, являются крайне мрачными и жестокими историями, без намека на лучик света. Конечно, я бы мог засунуть всю серию на одну позицию, но это было бы не совсем честно к зрителю.
Во-первых, потому, что мне хотелось рассмотреть конкретные картины на каждой строчке топа. Сваливать же на читателя целую серию было бы неправильно. Во-вторых, мне хотелось, вдобавок ко всему, написать про действительно стоящие фильмы, которые имело бы смысл смотреть. В случае с Пилой, я бы однозначно написал про первые две части, являющиеся моими любимыми. Но в то же время, упомянуть первые две части Пилы в топе означало бы то, что остальные показались мне не такими мрачными, что в корне не верно, т.к., на мой субъективный взгляд, та же седьмая часть является еще мрачнее (но при этом как фильм — крайне посредственна).
В остальном, достаточно упомянуть, что именно с выходом этой серии на экраны, в терминологии кинематографа появилось такое выражение как «пыточное порно». Персонажи серии Пила – в большинстве своем отталкивающие личности, представленные маргиналами, убийцами, зэками и наркоманами. Но к ним ко всем испытываешь искреннее сочувствие, ибо те ситуации, в которых оказываются герои фильма, не пожелаешь и самому злостному врагу. Смерть несчастных почти всегда медленная и весьма мучительная, а предшествует ей, в половине случаев, жуткий тикающий таймер, отсчитывающий одну минуту до гибели.
Маньяк (2012)
Как нетрудно догадаться, фильм повествует о маньяке – довольно милом интеллигентном человече, испытывающим некоторые проблемы с сексуальным влечением к девушкам. В руках героя, девушки начинают умирать одна за другой, зачастую довольно зверскими способами. По правде говоря, если бы я включил эту картину в топ, она бы заняла там не меньше, чем третье место. Но не стал. Во-первых, потому что в топе уже прописался Зодиак, который во многом похож на этот фильм. А во-вторых, несмотря на свой пессимистичный тон (что приветствуется в данном топе), Маньяк не оставил у меня какого-то особого эмоционального отклика. Жертв убийцы было жалко, но сам фильм понравился не очень, поэтому и рекомендовать я его могу далеко не всем.
Хэллоуин 2 (1981)
Одна из тех частей Хэллоуина, которую я серьезно рассматривал как претендента в топ. Самый первый Хэллоуин был достаточно мрачным фильмов. Но в нем еще не сложилось того самого, что делало эту серию настолько мрачной. Майкл Майерс в первой части был просто сбежавшим психом. Да, опасным, да, сильным, да, жестоким. Но этого не хватило, лично для меня. Во второй же части Хэллоуина создатели картины довольно четко показали, что на самом деле такое этот Майкл Майерс. Когда ему дважды стрельнули из пистолета в голову, и он не только не умер, но и остался стоять на ногах, стало понятно, что герои противостоят не просто живому обезумевшему человеку. Метафора, что Майкл «чистое зло» перестала быть метафорой. Убийца во втором Хэллоуине действительно самое настоящее порождение зла, которое просто прописалось в теле Майкла (возможно, являющееся на тот момент уже давно мертвым). Это сгустило краски. Но в то же время, я уже объяснил выше – контраст, созданный в фильме 2007 года, с падением Майкла и падением его сестры – это было тем необходимым, что смогло вывести историю на несколько иной чувственный уровень, во всяком случае, для меня, и оставить внутри больший отклик.
Хэллоуин (2018)
Фильм, снятый всего 4 года назад, является прямым продолжателем того самого первого Хэллоуина 1978 года. Майклу почти под 60, Лори (девушка, оставшаяся в живых в конце первой части) тоже теперь бабулька. И вот, маньяк, видимо накопив достаточно энергии, сбегает из психушки и вновь отправляется в Хэддэнфилд, чтобы продолжить свою кровавую работу. Без лишних слов хочется сказать, что Майкл в этом фильме – самый мрачный из всех своих версий в прошлых частях. В каждом его движении, в каждой вздувшейся вене на окровавленных руках чувствуется какой-то невероятный уровень силы, ярости и брутальности. От его ударов по чему-бы то ни было становится не по себе, каждый его удар ножом погружается в жертву не меньше, чем по самую рукоять. Одна только сцена с вырванными зубами чего стоит. Все это делает происходящее на экране по-настоящему мрачным. Почему же фильм не оказался в топе? Примерно по той же причине, почему не смогла 2 часть: мрачный убийца – хорошо; мрачный убийца, который постепенно теряет все человеческое – еще лучше.
Обитель зла 1
Вот уж неожиданное, должно быть, упоминание! Про серию фильмов Пола Андерсона принято говорить, что смотреть ее нужно под пивко, развалившись на диване и мацая свою вторую половинку между делом. Один фиг, что там на экране, Элис в любом случае затащит. И это вполне справедливое мнение, ибо все фильмы после 2 части являются исключительно семейным развлечением режиссёра и его любимой жены. Однако первая часть, снятая в 2002 году, совсем не подходит под вышеописанный шаблон. На тот момент Пол был еще психически здоровым интересным режиссёром, и потому старался снять именно кино про биологическое заражение, а не про Милу. Первая Обитель ощущается по-настоящему мрачной картиной. Все в ней совпало слишком хорошо, чтобы быть просто совпадением. Чего хотя бы стоит начальная тема, написанная Мэрилином Мэнсоном.