Мои вопросы и претензии к Дюне (со спойлерами)

Мои вопросы и претензии к Дюне (со спойлерами)

Наверное, нужно было прочитать книгу, но после просмотра самой близкой к тексту экранизации мне что-то расхотелось. Кроме того, фильм – это самостоятельное произведение и должен содержать всю необходимую информацию, не требую от зрителя ознакомится с дополнительными материалами.

Вот вроде информации и экспозиции много, сюжет раскручивается неспешно, но всё равно ощущается скомканность повествования. Авторы перепрыгивают от одной сцену к другой, оставляя за кадром слишком много важной для меня информации. И вопросы у меня будут не синефильские, а более приземлённые.

Это не рецензия, и там, где я задаюсь вопросом, то безо всякой иронии, хотелось бы увидеть в комментариях ответы от людей знакомых со вселенной или смотревших фильм внимательнее, чем я. А может это из-за дубляжа потерялись важные смыслы.

Общие моменты и устройство мира

Наверное, самое главное, что мне бросилось в глаза. Почему они все вооружены какими-то ножами? При том, что есть бомбардировщики, ракеты, системы ПВО и даже мощнейший лазер, прожигающий стены. Да и винтовки с пистолетами мелькали в кадре. Это не говоря уже о силовой броне. И какой-то кинжал без гарды – это в их мире пик пехотного вооружения? Я сначала подумал, что это церемониальное оружие как офицерская сабля. Тогда где щиты, мечи, копья, лучники и арбалетчики? Как покорение галактик сочетается с такой архаикой?

Кстати, насчёт кинжалов. Как служанка смогла пронести за поясом здоровенный кинжал на собеседование с правящим домом? Их вообще не обыскивают на входе? Там по-хорошему нужно раздеться в одной комнате, пройти полный осмотр в другой и одеться в то, что выдадут в третьей комнате. И только тогда её допустят в одно помещение с Атрейдесами.

Как можно было взять в заложники жену врача? Если это личный врач семьи, то за ним, за его семьёй и всеми его контактами должны следить круглые сутки, не говоря уже просто про охрану. Куда смотрело местное ФСО? Или это Суфир Хават так постарался, который после покушения на Пола в отставку просился? Он что, там главный предатель? Я этот момент не понял. И судя по нападению на резиденцию Атрейдесов, кадровая и организационная работа по обеспечению безопасности была полностью провалена или вообще не велась.

Откуда Атрейдесы черпают свою легитимность? Такой вопрос у меня возник в самом конце, когда Пол с матерью в пустыне встретились с выжившими членами военного совета. И тут же оказалось, что для военных, присягавших Атрейдесам их имя и титул вообще ничего не стоит и знатность происхождения в псевдо-феодальном обществе тоже значения не имеет. Оказывается, что всем правит безумная архаика с правом сильного как у каких-то не самых развитых приматов. Получается, чтобы стать главным достаточно убить или победить прежнего командира? Наверняка у них там огромная текучка кадров.

И ещё сугубо постановочный момент из драки в финале. Пока Джессика побеждала главаря, Пол у всех на глазах забрался на какой-то уступ и никто вообще ему не помешал. Он тут же достал пистолет уже приготовился стрелять, но в пяти метрах от него оказалась Зендая и сказала, что не позволит ему никого убить. Да даже будь у неё реакция мангуста и ловкость кошки, Полу на выстрел хватит и доли секунды. Как она собиралась его обезвреживать?

Гигантский червь. Понятно почему он среагировал на харвестер, но почему он гоняется за обычными людьми, даже когда они не использую свою вибро-колотушку, которая его бесит? В случае с Полом и Джессикой они же ему не доставляли никаких неудобств, а наесться ими такой туше точно невозможно.

Интриги и коварные планы

В чём именно был хитрый барона Харконнена? Сначала он вывез с Арракиса промышленное оборудование, необходимое для сбора «специи», чтобы подставить Атрейдесов. Это понятно. А потом он вдруг в открытую на них напал. Тогда зачем был первый пункт плана, если барон их этим только ещё больше заставил нервничать и готовиться к атаке. Если на его стороне гвардейцы императора Сардукары, значит он с ним всё как-то согласовал. Но вот детали этого договора от меня ускользнули.

И на кого был рассчитан это план тайного убийства Пола и его матери? Они бы так и сказали Бене Гессерит, что эти двое в тот же день, когда убили их отца и перебили большую часть людей убежали в пустыню и не вернулись? В это поверят? Это как если бы Пиночет рассказывал, что все его политические противники просто утонили в океане и никого он не выбрасывал из вертолётов. Показанная схема либо слишком сложная и рискованная, либо недостаточно запутанная, чтобы в Бене Гессерит поверили в соблюдение Харконненами сделки.

Да и сам барон Харконнен, хоть и культовый злодей, но до того карикатурным Бармалеем показан в кино. Чего только стоит его реплика «нужно больше прибыли» или сцена убийства врача-предателя. Уже на его реплике «вы обещали избавит мою жену от страданий» всё было понятно и не покидало желание, что смотришь какой-то мультик. Причём он мерзкий в каждом кадре и не демонстрирует особого ума, достойного такой политической фигуры. Вернее, все манипуляции остаются где-то за кадром.

И что вообще не так с дипломатией? Что это были за такие переговоры Лето Атрейдеса и представителя фрименов, когда друг друга чуть не перерезали только потому, что Момоа не сообщил о традиции плевать для скрепления договора? Почему об этом обычии не было известно заранее? Это же элементарные вещи, о которых нужно даже рядовых служащих и солдат предупреждать, чтобы предотвратить массу мелких конфликтов на почве разницы в культуре и традициях. Например, всем советским солдатам в Афганистане выдавали подробные инструкции, что нельзя говорить с женщинами, мужчинам нельзя заходить на женскую половину дома и т.д.

При этом Лето показан дипломатом, который намерен военные союзы заключать, хотя даже не представляет, как с потенциальным союзником общаться.

А как можно было не знать о том, что фрименов не 50000, а больше миллиона? Как такую численность вообще удавалось спрятать от Харконненов. Я бы понял, будь у них секретный полк солдат в резерве, но не целый же народ. Там разведки кроме одного Момоа в пустыне вообще нет?

Пол Атрейдес

— Долго искали Пола Атрейдеса?

— А зачем искать? Тимоти Шаламе — вот и всё. Никаких других вариантов. Пол по книге должен стать духовным лидером и поэтому быть харизматичным. Тимоти как раз такой. Он как безумная рок-звезда.

из интервью с Дэнни Вильневым

И раз Шаламе утвердили без кастинга, мне кажется, имело место некоторое кумовство. И именно поэтому Шаламе вообще не потрудился подготовиться к роли. В сцены фехтования с его участием просто невозможно поверить. На нём нет ни грамма мышц и вообще следов физической подготовки — он банально тощий. Джош Бролин, у которого рука толще чем обе ноги Шаламе, одним ударом разрубит его от плеча до жопы и никакой клинок ему не поможет. Он же банально не сможет его удержать в руках во время схватки. И от этого ещё нелепее смотрится финальная схватка с опытным воином, который должен был завязать этого доходягу в узел и свернуть шею как цыплёнку.

Из этого же интервью я внезапно узнал, что Полу по сюжету 16 лет. Но поскольку в самом фильме я никаких указаний на это не увидел, а актёр выглядит на все 20, то и относился я к герою как к совершеннолетнему.

А чем он вообще занимался до своих лет? У него вообще ни образования, ни аристократического воспитания нет. Почему его не отдали в местный дворянский кадетский корпус, где его бы научили хотя бы спину ровно держать и не сутулиться на официальных мероприятиях или на военном совете. Будущий наследник вообще показан каким-то асоциальным хикканом, который перемещается между своей комнатой и кухней, где мама его жизни учит.

Шаламе постоянно ноет по поводу и без. Его просят одеть парадную одежду на встречу с послом императора — он не хочет. Править он тоже не хочет. Чуть что у него истерика. Лекции о природе власти от папы ещё «лучше». Разговоры о том, что «не ты принимаешь присягу, а присяга принимает тебя» выглядят крайне сомнительно. Даже Николай II в его возрасте был лучше подготовлен к правлению, хотя ему тоже рассказывали, что вот придёт время, патриарх помажет на царствование и всё сразу станет ясно как нужно править. Ну и результат был соответствующий. А каким образом Пол станет с таким воспитанием могучим лидером?

И вслед за папой он успел себя проявить как видный дипломат. Пол предлагает местному жрецу или особо важному садовнику выкорчевать священные пальмы для экономии средств. Ну это как если бы он во время официального визита в Саудовскую Аравию предложил муллам для оптимизации бюджета взорвать Мекку и Медину. Почему он вообще не знает, что это главная местная святыня, если он даже книжки читал про Арракис? Или это намёк на то, что он здесь оккупант и с ценностями местного быдла считаться не намерен?

Дизайн и архитектура

И напоследок философский вопрос об архитектуре и интерьерах. Вам не показалось что герои живут в каких-то склепах (в «Бегущем по лезвию 2049» герой Джареда Лето жил в похожих интерьерах, но он хотя бы был слепой). Повсюду грубые каменные стены и полное почти полное отсутствие искусственного освещения. Везде царит полумрак и даже по собственному дому они перемещаются чуть ли не с факелами. Помните там за кем-то из героев дрон-фонарь летал. А коридор, по которому в конце сбегали герои заполнен прожектерами, а не рассеянным светом, который бы подсветил окружение. Удивительно, что они в стены не врезались по пути.

Зачем такие огромные пустые пространства? Ведь если они сражаются исключительно клинками, то жизненно важно иметь в ключевых местах несколько узких коридоров, где можно малыми силами сдерживать противника на подступах к начальству (как это делал Момоа в конце) и скорее напоминать средневековый замок. Вообще понятно зачем такой дизайн – это красиво. Но функциональность слишком уж оторвана от стремления к образности.

И в чём же заключается символизм всех этих построек. Все эти зиккураты и огромные пустые пространства должны кого-то угнетать своим величием? Человек на их фоне должен показаться чем-то ничтожным. Как вы считаете ради какой идеи гигантомания Вильнева достигла в «Дюне» своего апогея?

#дюна

 

Источник

Читайте также