Мог ли лучший стать худшим? Вспоминаем злые версии Супермена в комиксах

23 мая в кино выходит фильм «Гори, гори ясно» (Brightburn) — альтернативная история происхождения Супермена, где подросток решает стать не Человеком из стали, а чем-то более зловещим. Продюсирует картину Джеймс Ганн. В честь этой попытки переосмысления образа Человека Завтрашнего дня мы решили вспомнить несколько удачных примеров из комиксов, где были представлены злые версии Супермена.
Мог ли лучший стать худшим? Вспоминаем злые версии Супермена в комиксах

Прежде, чем читать об альтернативных версиях Супермена, я советую обратить внимание на ультимативную статью Игоря Кислицына, в которой он разбирает образ Кларка Кента с момента первого появления и до современности.

Также Игорь рассказывал и об очевидной «злой» версии Супермена — генерале Зоде. Его часто трактуют в комиксах, как другую, более принципиальную версию криптонца, но образ персонажа не всегда был таким.

За долгие годы существования Супермена его образ многократно исследовался на страницах комиксов. И если в основной вселенной DC моральный кодекс героя оставался почти неизменен, то в параллельных мирах (в том числе в рамках импринта Elseworlds) исследовались различные подходы к изображению Человека из стали.

Так появились и Овермен — ответ на вопрос «Что если бы Кларк Кент в детстве упал в Чехословакии, бывшей в 1938 году под контролем нацистской Германии?», и Супербой-Прайм — одна из сильнейших версий Супермена, сошедшая с ума из-за невозможности вернуться в родной мир, и Ультрамен — Кларк Кент из вселенной, где герои и злодеи поменялись местами, и вместо Лиги справедливости — Преступный синдикат.

Но, к сожалению, далеко не каждая из этих версий героя получила достаточно времени на страницах комиксов. Ниже несколько версий супергероя, которым было уделено действительно много времени, и каждая из них получилась по-своему уникальной и непременно достойна внимания. И самое важное — двое не из комиксов DC!

Мог ли лучший стать худшим? Вспоминаем злые версии Супермена в комиксах | - Изображение 2

Injustice — Супермен

Пожалуй, самый очевидный кандидат в списке — Кларк Кент из вселенной игры Injustice: Gods Among Us. Обычно миры, придуманные для игр, редко предлагают интересные концепты, которые впоследствии развиваются в комиксах, но Injustice стала исключением. Сценарист Том Тэйлор в комиксе-приквеле исследовал причины, которые привели Супермена к тому, чтобы стать тираном и лидером Режима, а его друга и соратника Бэтмена — на другую сторону баррикад.

Главное достижение комикса в том, что для перемены в характере Кларка не используется никаких сложных схем — он просто теряет самого важного человека в своей жизни в самый важный ее момент.

Разом Кент лишается и любимой женщины, и будущего ребенка. Это привело к неотвратимым переменам в герое, который отверг свои прежние методы, решив, что справедливость иногда требует жертв.

Пытаясь изменить мир и построить новый порядок, Кларк слишком далеко ушел от своих принципов — ему пришлось убивать, причем не только злодеев, но и своих коллег-героев, выступивших против его новых методов. Кент не хотел всех этих жертв, но у него не было выбора — только так он мог действительно что-то изменить.

Том Тэйлор и пришедший ему не смену Брайан Буччеллато последовательно показывали, как Супермен изменил весь мир своими действиями, и никто из персонажей DC не остался прежним — даже те, кто в конфликте Кларка и Брюса сохранил нейтралитет. Рано или поздно каждому пришлось сделать выбор, и он тоже сказался на общей истории.

Injustice — кровавый комикс, полный неожиданных твистов вроде кроссоверов, казалось бы, совершенно несочетаемых героев, а также смертей различных персонажей DC. У этой истории множество недостатков, но это, пожалуй, одна из самых глубоко исследованных версий злого Супермена в комиксах DC.

Мог ли лучший стать худшим? Вспоминаем злые версии Супермена в комиксах | - Изображение 3

Irredeemable — Плутонианин

Процитирую самого себя из нашего Топа 100 комиксов и манги по версии «Канобу». Комикс Марка Уэйда попал на 38 место в списке:

История начинается с простой мысли — что если бы самый сильный герой на Земле, местный Супермен, внезапно перестал быть героем и решил стать главным суперзлодеем и убийцей? Представьте, как отреагировал бы мир, что сделало бы супергеройское сообщество. Irredeemable — это история Плутонианина, героя, уставшего помогать людям и слышать в свой адрес критику и оскорбления. У всех есть предел терпения, и величайший герой Земли терпел слишком долго.

Пока коллеги Плутонианина пытаются понять, что превратило их друга в психопата, он в буквальном смысле начинает охоту на своих вчерашних друзей. Оказывается, что и они не были честны со своим другом. У каждого свои скелеты в шкафу, Плутонианин на многое закрывал глаза, пока не устал это делать.

Irredeemable — не сатира на супергероику, а самый худший из всех возможных сценариев, который действительно мог бы быть. На страницах комиксов «Большой двойки» нам часто показывают, как герои выступают друг против друга. Но редко это приводит к каким-то серьезным последствиям. В конце концов все возвращается на круги своя. В Irredeemable этого нет. Марк Уэйд позволяет Плутонианину убивать людей и героев, потому что знает, что перешел черту один раз — перешел ее навсегда. Дороги назад для Плутонианина уже нет. И из-за этого ставки меняются. Это больше не история о том, как спасти героя от себя самого — это попытка уничтожить самое сильное оружие на Земле, которое защищало планету долгие десятилетия.

Отдельное достижение Марка Уэйда в том, что причины, побудившие Плутонианина так резко измениться, будут понятны всем читателям. Это совершенно обыденные вещи вроде ссор с близким человеком или сплетен от коллег. Он держался столько, сколько мог, но в определенный момент просто взорвался. Если обычный человек может совершить множество серьезных ошибок во время гнева, то что будет со сверхчеловеком?

Подобно «Хранителям», The Boys Гарта Энниса и другой нетипичной супергероике, Irredeemable деконструирует жанр, показывая привычные механики с нового угла. Читатель встречает Плутонианина тираном, убивающим людей и не оставляющим им ни одного шанса, но постепенно через флешбеки нам показывают, что привело героя к этому, показывают его падение. В финале Irredeemable Плутонианину даже сочувствуешь, а к другим супергероям отношение складывается неоднозначным, ведь многие из них, сами того не желая, помогли лучшему из защитников планеты стать худшим злодеем, когда-либо существовавшим.

Irredeemable — очень остросоциальный комикс. Он актуален для современных читателей, ведь в последние годы общество яростно реагирует на медийных персон, навязывая им свои желания, не забывая порицать за все поступки, которые не соответствуют их видению. А чем супергерой не медийная персона? Марк Уэйд поднимает вопрос — а действительно ли Плутонианин что-то должен людям, которые выливают на своего защитника столько агрессии? Ради чего ему нужно стараться?

Мог ли лучший стать худшим? Вспоминаем злые версии Супермена в комиксах | - Изображение 4

The Boys — Патриот

Вновь частично процитирую самого себя из нашего Топа 100 комиксов и манги по версии «Канобу». Комикс Гарта Энниса попал на 20 место в списке:

The Boys — главный сатирический комикс в карьере невероятно талантливого Гарта Энниса (Preacher, Punisher MAX, Hellblazer, Hitman). Причем в этой истории он высмеивает буквально все — от типичных клише жанра супергероики до политической системы США, где важную роль играет крупный частный бизнес. В этой истории Эннис выкладывается по полной, в своей привычной хулиганской и откровенной манере рассказывая истории, на которые другие авторы предпочитают закрывать глаза.

Главные герои — специальный неофициальный орган ЦРУ, задача которого — выискивать компромат на супергероев и при необходимости напоминать им о том, что суперлюдям не все дозволено. Причем делают они это различными жестокими способами — нередко доходит и до убийства супергероев.

Впрочем, большинство действительно заслужили этого, поскольку давно потеряли свой моральный компас и погрязли в пороках.

Эннис умышленно пишет героев плохими. Он стремиться показать, что сила развращает, меняет человека, делает его таким же злодеем, как те, с кем он пытается бороться. The Boys наглядно демонстрирует, что грань между добром и злом очень тонка, и некоторые герои, сами того не осознавая, давно ее перешли, став совсем другими людьми — худшими версиями себя.

Здесь много сатиры на супергероев, но среди прочих заметно выделяется Патриот (Homelander). Лидер Семерки — местного аналога Лиги справедливости, всемирно известный супергерой, чья история во многом повторяет путь Кларка Кента. Патриот настолько прочно погряз в корпоративных делах, что спасение мира совершенно перестало его интересовать. В мире The Boys Семерку больше заботят продажи мерчендайза с их изображением, чем судьбы простых людей.

После того, как неизвестный начинает шантажировать Патриота, присылая ему фотографии, на которых герой творит ужасные вещи вроде убийств или изнасилований, у лидера Семерки начинается паранойя. Он не может поверить, что совершил все это, но также и не может этого опровергнуть, потому что во время вспышек гнева он совершенно не контролирует ни себя, ни свои способности.

Патриот в The Boys — яркий пример супергероя, который настолько погряз в пороках, что пал ниже всех — в финале истории он окончательно перешел черту. Причем Патриот много раз мог исправить произошедшее, измениться, признать свои ошибки, но отказывался воспользоваться вторым шансом, чем лишь усугубил вообще все процессы, связанные с супергероями в этом мире. И все из-за нежелания признавать свои ошибки.

Мог ли лучший стать худшим? Вспоминаем злые версии Супермена в комиксах | - Изображение 5

А какая версия злого Супермена запомнилась вам?

 
Источник

Читайте также