Множество персонажей из игры Persona 5

Множество персонажей из игры Persona 5

С выходом Persona 3 Reload, ремейка игры, которая коренным образом изменила облик серии и сделала её одной из самых важных японских RPG-франшиз в истории, шумиха вокруг пятой части поутихла. Появившись на западе в 2017 году, следом за родной Японией, игра захватила умы геймеров по всему миру, имея нестандартные для жанра сеттинг, темы и художественное оформление.

Японские разработчики всегда тяготели к более абстрактному повествованию, чем их западные собратья, делая упор на геймплейные механики, образность сюжетов и не особо стремясь разжёвывать для игрока каждую деталь. И сегодня мы поговорим об одном из самых ярких представителей жанра JRPG последних лет, который сочетает в себе уникальные нарративные и геймплейные приёмы с желанием авторов честно высказаться о своей родной культуре.

▍ Карл Юнг путешествует по Японии

Может показаться странным начинать разговор о японской РПГ с понятий из психологии, тем более с таких неортодоксальных, как те, что использовал в своей практике Карл Густав Юнг. Швейцарский психолог и психиатр, один из основоположников психоанализа, друг (и соперник) Зигмунда Фрейда и просто интересный человек, его наследие стало основой для всей серии «Персона».

image

Юнг писал и думал о многом, но вся его деятельность так или иначе соприкасалась с понятием «коллективного бессознательного». Условно говоря, это общечеловеческий суп, состоящий из идей, тревог и опыта, элементы которого индивид как будто имеет с рождения как предустановленное ПО. Как бы ни менялось человечество, мы живём и думаем образами и понятиями, существующими тысячелетиями.

image

Главным героям придётся хорошо познакомиться с этим концептом: тем или иным образом каст героев получает доступ к материализовавшейся форме бессознательного человечества, и основой игрового процесса является переход из реального мира в мир абстрактный, наполненный физическими воплощениями тревог и идей хомо сапиенсов.

imageВ четвёртой части героям нужно буквально залезть в телевизор, чтобы попасть в параллельный мир, а в «пятёрке» для этого используется специальное приложение в телефоне главного героя

По сюжету, группе японских школьников во главе с вами, ложно обвинёнными в нападении на человека и с клеймом преступника сосланными на учёбу в Токио, предстоит проникать во «Дворцы» — манифестации развращённых мыслей, которые искажают сознание индивида. Всего в игре 8 дворцов (9 в расширенной версии) и каждый из них «управляется» довольно исключительной личностью. Для всего человечества существует единый дворец — «Мементос», в котором находят отражение все негативные, извращённые и порочные мысли и неврозы. Но для тех, чьё сознание было особенно сильно изменено, существуют те самые отдельные локации. Именно они будут главными целями для банды «Фантомных воров», которую вы создадите после вашей первой победы.

image
image

По Юнгу как раз из коллективного бессознательного появляются похожие сюжеты мифов и типы персонажей, возникавшие в древности в самых разных точках земного шара. Этим продуктом коллективного бессознательного являются архетипы — символы определённых черт и качеств, совокупности образов, которые выражаются в историях, что придумывает человек. Юнг выделяет три «слоя» человеческого сознания и шесть архетипов, распределённых между этими слоями.

image
Начиная с самой первой части, в серии игр «Персона» важными как для повествования, так и для игрового процесса являются понятия «тени» и, да простят меня за вынужденную тавтологию, «персоны».

Первое является частью личного бессознательного, в котором скрыты тайные желания, слабости, скрытые чувства и эмоции. Человеку свойственно подавлять эту часть себя. В играх «тени» — самый распространённый тип противников. От игры к игре они выглядят по-разному и обычно заняты патрулированием территории или охраной определённых локаций, куда необходимо попасть, чтобы продолжить исследование. Начав бой с ними, игрок столкнётся с одним или несколькими демонов. В пятой части тени олицетворяют те самые подавленные эмоции человечества, и это прослеживается в диалогах как с низкоранговыми противниками, так и с боссами. Каждый из 8 основных злодеев предстанет перед игроком в виде своей тени, отражающей (часто в гипертрофированном виде) его главные негативные черты.

imageПочти все противники в игре — и регулярные, и рангом повыше, и сами боссы — являются тенями

Для победы главным героям нужно похитить «сокровище» этого индивида из его дворца — какой-то объект, который очень дорог для него и с которого началось формирование этой личности. Для ушлого физрука это будет олимпийская медаль, для главы корпорации — модель космического корабля из его детства. После этого человек в реальном мире как бы избавляется от негативных и пагубных идей, и часто стремится сразу же загладить вину и перед теми, кому он нанёс вред, и перед всем обществом. Эту «операцию» СМИ внутри игры называют «Перемена сердца».

image

image

Второе же, с латыни буквально «маска», является проводником между индивидом и обществом. Персона — это образ, который человек «надевает» на себя, чтобы наиболее эффективно предстать перед себе подобными. Эта маска может скрывать тёмные стороны индивида или отображать его лучшие качества, иногда одновременно.

image

С третьей части франшизы, которая начала то, что сейчас мы называем «современной Персоной», каждый ваш сопартиец имеет одну фиксированную персону, чей внешний вид, а также предыстория, являются отображением внутреннего мира персонажа. Кот Моргана из пятой части стремится ко всеобщему благу, имеет высокие стандарты чести и морали, при этом постоянно отпускает (не очень удачные) комплименты девушкам в команде, и вообще имеет немного наивную, но очень романтичную натуру. Потому его персоной стал Зорро, воплощение борца за справедливость по ту сторону закона. А снаружи добрая и привлекательная Юкари из «трёшки» на самом деле глубоко одинока, не уверена в себе, и боится подпускать людей слишком близко. Её персоной стала Ио, прекрасная греческая жрица, в которую влюбился Зевс, и из-за чего та провела всю жизнь в страданиях.

image

Продолжать список можно долго, и это будет довольно интересно. Мифические и фольклорные существа (нашлось даже место славянскому Чернобогу) мастерски воплощены дизайнерами серии, и прослеживать эти параллели между судьбами героев и их персонами забавно и только добавляет глубины сюжету игры.

Но что по поводу главного героя? Он, как водится в почти любой JRPG, особенный, на его плечах лежит судьба всего мироздания, и потому боги, вершащие судьбу этого мира (разработчики), дали протагонисту (игроку) возможность менять персоны на ходу. Это не только полезно для игрового процесса, ибо у каждой персоны свои слабые и сильные места в виде магических элементов, но и является красивым символом и двигателем сюжета.

imageПерсона, олицетворяющая протагониста Арсен, основана на знаменитом Арсене Люпене

Немногословному главному герою каждой части предстоит столкнуться с существами (от людей до демиургов), которые считают, что могут руководить слабым и безвольным человечеством, и только он может доказать, что человечество достойно свободы. Чтобы наладить контакты с людьми вокруг и эффектно предстать перед врагами, чтобы быть тем самым лидером отряда по спасению человечества, он должен быть многозадачным, и тут арсенал из «масок» приходит ему на помощь.

image

▍ Дураки и таро карты

Сегодня многие со скепсисом смотрят на такое явление, как карты таро. На ум как будто сразу приходят ассоциации с молодыми людьми, строящими свои личности вокруг предсказаний, и гадалками, предлагающими свои услуги как в подземных переходах, так в социальных сетях. Но всё же эта игра и связанные с ней мифы и легенды представляют большой интерес для любителей истории, и в её символике можно копаться вечно, прослеживая те или иные смыслы.

image

Вот и Карл Юнг считал, что изображения на картах обозначают некоторые архетипические ситуации. Таро запечатлели средневековое видение потусторонней сущности человека, а изучая историю их изменения и вариаций, можно проследить изменения в сознании европейского общества.

image

Как вы уже наверняка поняли, карты таро играют большую роль при разборе сюжета и мира «Персоны». Это своеобразный второй «столп», на которым держится стилистическая и нарративная составляющая игры, и, так же как и всё остальное в повествовании, этот элемент будет иметь непосредственное влияние на геймплей.

image

В последних трёх играх основной серии каждый перво- и второстепенный член каста связан с протагонистом «социальными связями» (social links) (в пятой части эта система названа «доверенный» (confidant)). Они разбросаны по всему городу и представляют из себя уникальный вариант оформления побочных миссий.

image

imageКарта Токио в Persona 5. Если на локации висит карта таро, значит, что один из конфидантов доступен для встречи

Все знают, что из себя представляют «сайды» в RPG: убей 10 кабанов, принеси то и это, получи награду. Иногда дают что-то поинтереснее, и побочное задание разрастается на несколько часов со своей историей, заставляющей забыть об основном квесте. Этим известны «Ведьмак» или серия «Свитков».

Разработчики «Персоны» превратили сайд-квесты в визуальную новеллу, позволяющую вам узнать ваших соратников поближе. Решая провести с кем-то часть дня по внутриигровому календарю, герой строит отношения с выбранным персонажем, который постепенно будет вам открываться. Но заспидранить не получится — каждый конфидант доступен в определённые дни, и иногда придётся просто сходить с персонажем на прогулку, чтобы открылся следующий уровень его истории (всего их у каждого, за редким исключением, по 10). И, что важно, каждый персонаж относится к определённой аркане.

image

Версий таро много, но обычно в колоде находятся 22 карты «старших» арканов и 56 «младших». Каждая из старших карт имеет уникальное имя, изображение и число. Сценаристы работают вокруг этих образов — каждый важный для игры персонаж, а также все демоны записаны в одну из этих двадцати двух категорий. Так что посмотрев на то, к какому аркану принадлежит герой, можно представить его основные черты характера.

Со стороны эта система звучит интересно, но можно сразу представить потенциальную проблему: писатели могут превратить персонажей в ходячие клише, отражающие исключительно особенности своей карты.

image

Благо в реальности это (обычно) не так: герои с арканом «Влюблённые» отражают черты своего архетипа вроде всепоглощающей любви и стремления к союзу и гармонии в общении с главным героем, но на этом их личность не заканчивается. Порой эти архетипы не сразу увидишь, например, Юске из пятой части поначалу совсем не подходит на роль «Императора». Но наблюдая за развитием его личности по ходу основного сюжета и его конфиданта, в нём начинают проглядываться черты изначально предписанного ему характера.

image

Наконец, мы опять подходим к краеугольному камню «Персоны», её протагонисту. Ему присвоена карта с номером 0, «Дурак». И тут за довольно однозначной характеристикой скрывается куда больше смысла, чем может показаться.

image

У этого аркана обычно самое подробное описание из-за ветрености и нестабильности персонажа. Герой-шут начинает всё с чистого лица и готов встретить любое препятствие с улыбкой на лице, у него пока мало знаний о мире вокруг, но большие мечты и в общем позитивный настрой. Ему нравится быть на виду у всех, он не привязан к каким-либо организациям, объектам или сводам правил.

Так и протагонист, вынужденный буквально начать жизнь заново, не имея особенного жизненного опыта и связей, дерзко и язвительно будет бороться с главными негодяями мира сего. Ему приходится носить маску прилежного ученика, чтобы его жизнь в этом обществе не сломали окончательно, но в параллельном мире ему нет равных в борьбе с заражённым унынием и предрассудками Токио. Его команда дала ему позывной Джокер и символизм этого, я думаю, не стоит разъяснять.

image

▍ «Steal Back Your Future»

Не раз и не два я упоминал, что герои борются с «обществом», что может звучать так, будто главный антагонист истории — это население Страны восходящего солнца. И это будет правдой, но не всё так однозначно.

image
После 3-й и 4-й частей, происходивших в средненаселённом портовом городе и захолустном городишке соответственно, авторы пятой части хотели отправить героев в кругосветное путешествие — главными темами игры были бы путешествие и самопознание. Но в 2011 году произошло одно из сильнейших землетрясений в современной истории, и первоначальные планы были откинуты.

image

Исход самого природного явления вряд ли бы повлиял на выбор тем для ролевой игры, но то, как японские власти скрывали информацию от своих граждан, стало последней каплей для режиссёра игры, Катсуры Хишино. Произошло вот что: в результате землетрясения и последующих за ним цунами произошла авария на АЭС Фукусима-1, авария максимального уровня для ядерной катастрофы. Несмотря на то, что заболевших лучевой болезнью не было зарегистрировано, это точно привело к повышению риска возникновения других смертельных болезней.

Сразу же после инцидента в адрес правительства полилась критика из-за поздно принятых мер по осведомлению и эвакуации жителей и общего непрофессионализма. Вскрылось и то, что ещё с 90-х годов правительство и соответствующие органы предупреждали о том, что АЭС не отвечает стандартам защиты от сейсмических происшествий, но никто не придавал этому значения. Как часто начались поиск козлов отпущения и перекладывание вины.

И до этого сильно заинтересованный в комментарии о современной Японии, её жизни и проблемах, Хишино решил сделать игру в жанре «плутовского романа» с молодыми героями-отбросами, которые весело и не очень законно борются против зазнавшихся негодяев, и про которую позже скажет, что она «откровенно японская, заходящая так далеко, что немного освещает японскую политику». Как мы увидим, это «немного» было сильным преуменьшением.

image

На каждом экране загрузки и в переходах между внутриигровыми днями вы будете видеть шкалу одобрения общественностью. На фанатском сайте, который создаст ваш преданный друг Мишима, люди могут оставлять комментарии и просьбы о помощи, а также отвечать «да» или «нет» на вопрос «верите ли вы в Фантомных Воров?», который позже сменится на «Верите ли вы им?» или «Они невиновны?».

image

Надо понимать консервативность японского общества, по природе своей коллективного. Любой протест против указов и правил вышестоящих, будь то старшие по возрасту, семья, учителя или само государство — всё расценивается не только как удар по авторитету более опытного человека, но и как бунт против общества. Один провинившийся омрачает весь коллектив или всю свою семью.

image

Социальные сети стали единственной отдушиной для молодёжи, где можно почти безнаказанно выплеснуть весь гнев. Когда случается скандал регионального или государственного масштаба, японцы активно высказывают свою точку зрения онлайн. По словам Хашино «такого рода твиты и посты делает только активное меньшинство, но, учитывая, сколько людей их просматривает, их влияние на общество нельзя игнорировать». Так что идея онлайн-платформы, пользователи которой дают возможность героям бороться с более крупными злодеями (по сюжету, чем больше у «Фантомных воров» рейтинга, тем больше не очень честных людей начинают ими интересоваться), верно отражает настроения его страны.

image

Акции протеста против использования ядерной энергии и те, кто критиковал действия государства в 2011 году, быстро были забыты; в 2013-м правительство Японии приняло закон о гос. тайне, позволяющий им скрывать любую информацию, которая, по их мнению, попадает под это определение, а в 2015-м администрация Абэ внесла поправки в 9-ю статью конституции, нарушающей пацифистские устои современного японского общества. В ответ на это по стране прокатилась волна протестов, и было сформировано молодёжное движение «Студенческая чрезвычайная кампания за либеральную демократию» (SEALDS), в котором молодые люди организовывали акции против действий правительства. Но всем начинаниям не суждено было сбыться — в 2016-м прекратили существование любые активные группы.

В таком контексте происходила работа над игрой: реальность каждый год будто подкидывала идеи для тематической и нарративной составляющих. В игре нашли отражение и другие скандалы и проблемы государственного масштаба.

Например, «Кароси» — уникальное явление для азиатских стран, о котором часто можно услышать в Японии. Означает буквально смерть от переработок; часто непосредственной причиной смерти является сердечный приступ или суицид. Из-за вышеописанного коллективистского сознания японцы часто страдают трудоголизмом, сильно вредящим им самим и близким. Люди боятся показаться слабым звеном и остаются работать сверхурочные, выходят на работу в свои выходные или не берут больничные.

image

Слово начальника нельзя оспаривать, ибо это может плохо отразиться на будущей карьере индивида или на всех его коллегах, так что они трудятся по 60+ часов в неделю. Такое жёсткое социальное давление часто приводит к плачевному результату: далеко не каждый занимающийся переработками умирает до выхода на пенсию, но это несомненно бьёт по здоровью и часто вредит семейной и социальной жизни.

image

Тяжело сказать, когда руководства компании закрывают на кароси глаза, потому что это просто вшито в их культурный код и считается нормой или потому что они видят в этом очевидную выгоду и им всё равно на здоровье своих работников. Второй печальный вариант корпоративного CEO воплотил один из семёрки главных злодеев — Куниказу Окумура.

image

Владелец сверхуспешной сети ресторанов быстрого питания, в его дворце мы наблюдаем, как он видит своих работников — обезличенными роботами, единственное различие между которыми — их место в иерархии компании. Низкоуровневые работники буквально ломаются от постоянных нагрузок у станков, тогда как вышибалы бросаются на смерть, чтобы защитить их босса. И, конечно, все они говорят, что трудятся ради благополучия корпорации. Неудивительно, что в форме босса сам Окумура побеждается любым простым ударом — основная сложность заключается в волнах мобов, которых он призывает на верную смерть по щелчку пальца.

imageПо совместительству Окумура самый сложный из основных боссов что в ванильной версии, что в расширенной Royal

Чрезвычайный трудоголизм, перфекционизм и беспрекословная вера в слова старших — эти мотивы возникают в истории каждого члена отряда фантомных воров и их врагов. Художник, который выставлял картины учеников как свои и зарабатывал славу и богатства, учитель физкультуры в школе главных героев, применявший насилие к учащимся и манипулировавший детьми, для которых спорт — всё в их жизни. Мафиози, хакер-хиккикомори, прокурор с пошатнувшимися моральными ориентирами, политик, стремящийся взять всю власть в свои руки. Наконец, само общество, утратившее связь с реальностью в бесконечных потоках информации и ненависти и отдавшее власть над собой злым мира сего.

image

В поисках свободы Фантомные воры пробегутся по всем смертным грехам (символизм которых ясно проглядывается в каждой крупной цели команды), вместе с японским игроком переосмысливая традиции собственной страны и давая людям со стороны прикоснуться к их культуре, такой тонкой, завораживающей и часто противоречивой.

image

▍ «Looking cool, Joker!»

image

Persona 5 — это не только превосходный образец жанра JRPG с ворохом уникальных механик, затягивающей боевой системой и сюжетом, полным глубоких аллюзий и культурных нюансов. Во многом это обращение к согражданам от создателей, которые хотят видеть свою страну преуспевающей, а население счастливым. Команда ставит под сомнение многие социальные устои, иногда прямо говоря об их вреде. Такой вызов политике государства и в целому обществу редко встречается среди видеоигр.

Но не стоит воспринимать P5 как некий политический манифест или призыв к действию, она гораздо выше этого. За симулятором свиданий и уроков по истории с одной стороны и образцовой пошаговой боёвкой с другой, которые, так уж получилось, связаны социальным и историческим контекстом одной конкретной страны, стоит простой посыл о доброте к ближнему. Не стоит судить человека по обложке, обижаться на общество и мироздание, сидя у себя в четырёх стенах, и слепо подчиняться вышестоящим.

image

Нас, иностранцев, приглашают окунуться на сто с лишним часов в мир страны и увидеть её красоту и величие вперемешку с тем, что обычно принято умалчивать. С выходом последних игр на все актуальные платформы это стало не так тяжело сделать, так что почему не попробовать и вам?

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻


 

Источник

Читайте также