В 2016 году вышел великолепный фильм «Хардкор«, который, на мой вкус, является одним из лучших action-фильмов последних лет, и определённо лучшим фильмом по мотивам компьютерных игр. Нет, никакой виртуальной реальности или показа событий конкретной игры тут нет, но именно обыгрывание тропов и штампов компьютерных игр тут сделано на отлично. На мой вкус фильм совершенно не заслуживает IMDB-шной оценки 6.7, более честным будет что-то в районе 7.5-8. Возможно большинство критиков просто укачало? В любом случае — любителям шутеров от первого лица этот фильм настоятельно рекомендую.
Но вот что прошло мимо меня тогда, и что я наверстал буквально пару дней назад: в 2017 году вышел фильм «Цензор«, основанный на паре рассказов Ивана Тропова — «Цензор» и «Сейва не будет». В них рассказывалось про виртуальную реальность, и в 15 лет они мне очень понравились… Хотя уже тогда описываемый там мир мне казался неправдоподобным. Ну вот смотрите, в чём основная идея: у нас тут будущее, где VR-игры имеют графику, неотличимую от реальности, а так же могут симулировать любые ощущения. И есть некие «цензоры», которые должны запрещать игры, если в них можно на за одну игровую сессию безнаказанно причинить компьютерным болванчикам больше определённого количества вреда. Чем больше необоснованной сюжетом и логикой жестокости можно причинить — тем легче игру запретить. И делают цензоры это уже ПОСЛЕ выхода игры в релиз.
И что в рассказах, что в фильме подобное очень слабо обосновано. Понятно, что и в будущем будут существовать люди, которым дай только позапрещать всё, чего они не понимают, но в случае с играми у нас кажется прогресс есть. В данный момент, насколько я знаю, нет ни одного корректно произведённого исследования, доказывающего, что жестокость в играх хоть как-то связана с жестокостью в реальности. Да, игры могут нанести урон психике ребёнка, но в той же степени, что и просмотр не подходящего по возрасту фильма или книги. Если кто-то решил 7-летнему ребёнку показать фильм про Фреди Крюгера или прочитать на ночь что-нибудь из Стивена Кинга — проблема определённо не в книгах и не фильмах. Говоря короче: возрастные рейтинги и их соблюдение смысл имеют, а вот запреты — нет.
Ну да ладно, вернёмся к рассказам. Основная идея там крутилась вокруг следующей ситуация: цензор идёт играть в игру в VR-клубе, т. к. для дома подобное оборудование пока слишком дорого. И в игре этой полностью воссоздано ближайшее окружение из реальности, а стартовой точкой в игре является VR-кабинка, опять таки аналогичная реальной. Далее игрок попадает в классическую игровую ситуацию «сделал сейв в неудачном месте», начинает из раза в раз проигрывать и перезагружаться, и в какой-то момент незаметно для себя вываливается в реальность. И он думает, что это всё ещё игра, и что ему нужно мучительно убить несколько ботов для набора проходного балла. Идея не безынтересная, читались рассказы на одном дыхании, и даже со всеми допущениями и условностями — запоминались. Да и концовки в обоих случаях были неожиданными, при этом не противоречившие внутренней логики описываемой вселенной.
Как и в случае с каким-нибудь «вспомнить всё»/»мы вам всё припомним», материала в рассказе было максимум на короткометражку, но при желании вокруг этих идей можно было накрутить много интересного. Но увы, как мне показалось, у авторов фильма это не получилось. Он не ощущается как малобюджетный, немалая часть сцен снята хорошо, но именно в плане содержания всё клишировано и банально, практически не обыгрывает идеи нахождения в виртуальной реальности. Актёрская игра, в среднем, опять же субъективно, средненькая (тыдымц-бумц, угу). Ну а безумие, показанное выпученными глазами, вообще превращает фильм в ненамеренную комедию. Да и монтаж многих боевых сцен лучше всего описывает Nostalgia Critic: «камера не укусит вас, если вы будете держать кадр дольше 2 секунд!» (цитата по памяти, может быть не до конца точной)
И ведь местами любопытные идеи тут есть, например:
- в сетевой игре один из противников не включил у себя ощущение боли, и как следствие — проморгал ранение виртуальной тушки, которая некоторое время спустя погибла от виртуальной же кровопотери. Идея простая, но прикольная и логичная.
- в какой-то момент жена героя оцифровала себя и разрешила использовать свой образ в играх. А герою нужно по работе потрошить виртуальнных болванчиков, и периодически один из них получает образ его жены… Идея неплохая, но из неё не выжата и десятая доля потенциала.
- цензоры работают со специальным имплантом, выводящим поверх изображения игры дополнительную информацию, например «сколько баллов нужно ещё набрать для запрета игры», «сколько баллов дадут за такое то убийство» и т.п. Но у главного героя имплант бархалит — видео записывает стабильно, но самому герою информацию порой перестаёт показываться. Какого фига он с неисправным оборудованием идёт работать — можно со скрипом списать на раздолбайство. Увы, реальный мир полон людей, игнорирующих технику безопасности.
- главный герой в какой-то момент начинает параноить и делает себе на ладони порез, чтобы точно отличать реальность от виртуальности… Но вот беда, в игре ему на виртуальном теле совершенно случайно делают порез в том же месте. Прикольно.
Тем не менее, недостатков тут намного больше, чем подобных любопытных моментов, да и просто плохих идей тоже хватает. Например — прозрачные телефоны, планшеты и мониторы. И плевать что прозрачные экраны будут в реальности неудобны, у нас же тут фантастика! Ага. Добавили работы специалистам по компьютерным эффектам, но не дали зрителю ничего интересного. О нахождении в будущем кроме таких телефонов и существования крутой виртуальной реальности ничего не говорит. Ни оружие, ни сюжеты игр, ни мебель, ни одежда, ни-че-го. Кажется в такой ситуации возьня с прозрачными экранами была просто-напросто избыточна.
В общем, мне кажется, что оценка на IMDB в 4.9 балла вполне оправдана: пускай фильм и не ужасен, в нём нет чего-то, за что его можно посоветовать к просмотру. Его просто не интересно смотреть любителям компьютерных игр, да и не любители вряд ли найдут в нём что-то любопытное. Он не плох, но и не хорош.
Если же хотите посмотреть что-то хорошее на оклоигровую тематику — лучше попробуйте мультсериал «Reboot» из начала девяностых. Немного наивно, утрировано и не всегда до конца логично, но на много порядков адекватнее большинства вещей, снимающихся по мотивам игр сегодня.
Но вполне наверняка я что-то пропустил. Пожалуйста, поделитесь в комментариях, может быть вы знаете какие-нибудь хорошие фильмы или сериалы по мотивам идей виртуальной реальности и тропам компьютерных игр? Пускай это будут даже любительские короткометражки или ютубовские сериалы.