Осторожно, спойлеры!
Капитан Америка — один из ключевых персонажей киновселенной Marvel. Стив Роджерс стал четвертым супергероем, получившим сольный фильм в киновселенной и одним из немногих, кто претерпел заметные изменения на протяжении прошедших 11 лет.
Из классического идеализированного супергероя, который в любых ситуациях старается поступать честно и справедливо, он превратился в неоднозначного персонажа, который готов поступиться с долгом перед страной ради личной выгоды.
Вся линия Стива Роджерса на протяжении предыдущих фильмов вела к кульминационному моменту — сама вселенная должна признать, что он не просто лидер команды, а что он — лучший среди них. До событий «Рагнарека» фанаты были убеждены, что рано или поздно Капитан Америка поднимет молот, и Мьельнир в руке Стива станет доказательством максимальной морали, к которой не способен приблизится никто другой из Мстителей (вспомните, как в «Эре Альтрона» ему почти удалось это сделать!).
Но затем молот оказался разрушен, а Роджерс стал преступником в бегах, защищавшим друга, а не свою страну. Многие фанаты негативно восприняли такое развитие персонажа — они искренне надеялись, что увидят на большом экране Стива с молотом, но этой сцены больше быть не могло. До событий «Финала» и перемещений во времени.
Одна из самых ожидаемых фанатами сцен все же произошла на третьем часу «Финала» — в бою с Таносом Стив Роджерс поднял Мьельнир, принесенный Тором из прошлого. Этим Капитан Америка доказал, что морально он стоит выше всех своих коллег.
Фильм отлично развивает эту линию, показывая короткий эпизод в 1970-х, где Стив на мгновение видит Пегги Картер, свою возлюбленную, с кем ему никогда не суждено быть вместе, но не решается с ней контактировать, покидая прошлое и помня о важности миссии. Роджерс в этом эпизоде показывает чудеса самоотверженности — он буквально от сердца отрывает второй шанс поговорить с Пегги, потому что понимает, как высоки ставки. Капитан Америка в этот момент достоин, как никогда: он сражается не за себя и свое счастье, а за миллиарды живых существ, которых лишил жизни Танос.
Когда Стив поднял молот, фанаты в зале ликовали — они искренне этого ждали, и персонаж заслужил это. Он пожертвовал буквально всем, чем мог, чтобы стать лучшим именно в плане моральных качеств. Роджерс сражался с Таносом на равных, и фанаты персонажа в этот момент, как никогда, переживали за героя — потому что он достиг пика своего развития, и это мгновение могло стать последним. А никто из фанатов Капитана Америка не хотел такого конца для персонажа. И сценаристы их, к сожалению, услышали.
Вся магия этих сцен, вся жертвенность Роджерса, все его стремление показывать пример другим сходит на нет в финале картины, когда Капитан Америка отправляется в прошлое, чтобы вернуть на места Камни Бесконечности. Мстители ждали, что, доставив артефакты обратно, Стив снова выйдет из портала, но этого не произошло — зато неподалеку на скамейке оказался старик, которым оказался постаревший Роджерс.
Он почти не говорит о том, что произошло в прошлом, но упоминает, что остался ради «другой жизни» (на это намекает и кольцо на пальце). И зрители понимают, что речь, конечно, о Пегги Картер. И финальная сцена фильма — эпизод в прошлом, где Стив и Пегги молча танцуют под музыку. Казалось бы, ничего странного — о воссоединении Роджерса с Картер фанаты мечтали с финала первого сольного фильма, когда Стив проснулся в будущем спустя 70 лет после падения самолета.
Но возникает вопрос — почему Роджерс поступил так эгоистично, зная о будущей семье Картер?
В фильме «Первый Мститель: Другая война» упоминалось, что Пегги после исчезновения Стива встретила другого мужчину, за которого впоследствии вышла замуж. У Картер было двое детей — сын и дочь. Роджерс знал об этом, но все равно в конце «Финала» решил отправиться в прошлое — ради личного счастья с Пегги.
Но как это соотносится с его моралью? На протяжении всей истории Стива нам показывали, что Роджерс — человек высоких идеалов, способный поступиться личными желаниями ради других, в особенности ради близких ему людей. Стив знал, что у Пегги будет семья, он даже наверняка встречал их на ее похоронах в фильме «Первый Мститель: Противостояние» (правда, сама встреча осталась за кадром).
Как тогда он решился на столь эгоистичный поступок, как изменение истории Пегги? Если саму девушку он при этом и сделал счастливой, то что насчет ее мужа и детей, которых больше никогда не будет, потому что Роджерс вмешался в естественный порядок вещей.
В MCU путешествия во времени работают очень странно. Появления персонажей в прошлом вроде как не изменили историю будущего, вызвав «эффект бабочки», а временное изъятие Камней Бесконечности тоже не изменило будущего — в нем все осталось неизменным. Тем не менее, Роджерс, оставшись с Пегги в прошлом, смог дожить до момента, когда он отправился в другое время, и состариться, как обычный человек. Как это работает — непонятно, но сути не меняет — Стив пожертвовал будущим Мстителей, которым нужен новый лидер после победы над Таносом, вычеркнул из реальности детей Картер (возможно, сделав с ней вместе новых) и как минимум изменил историю ее мужа, заменив его.
Казалось бы, это мелочь, недоработка сценаристов, решивших подарить фанатам долгожданную сцену вместо продолжения линии самоотверженности и отрешенности Стива Роджерса. Но я после просмотра «Финала» не мог выбросить из головы мысль о том, что впервые за все фильмы киновселенной Капитан Америка повел себя эгоистично. И меня это расстроило — я был рад тому, как стройно шла его линия до самого конца картины. Это был, пожалуй, самый прописанный персонаж в киновселенной. И его так грубо испортили в финале в угоду фансервису.
Хоть он и заслужил немного счастья, его образ стал легендой именно из-за преодоления себя — чувств, эмоций, желаний — всего ради долга. В конце концов, достоин ли Стив Роджерс Мьельнира после такого поступка?