26 долгих лет прошло с момента выхода последней серии второго сезона «Твин Пикс». За это время Дэвид Линч успел снять свои «Малхолланд Драйв» и «Внутреннюю империю», вышло не одно произведение, эксплуатирующее тему «большого зла в маленьком городе», а телевидение кардинально изменилось, понемногу уступая место стриминговым сервисам и сериалам, которые выходят целыми сезонами, а не по эпизоду в неделю. Но весной 2017-го стартовал третий сезон «Твин Пикс» за авторством все тех же Дэвида Линча и Марка Фроста. И выглядит он не то как пришелец из другого времени, не то — из другого мира.
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!
Продолжение истории стартует спустя 25 лет после концовки второго сезона, как и завещала нам Лора Палмер. Агент Дейл Купер заперт в Черном Вигваме, паранормальном вместилище существ из других миров, а его двойник, одержимый злым духом Бобом, продолжает питаться людскими страхом и болью в реальном мире. Жители Твин Пикса изрядно постарели, погрязли в семейных и бытовых проблемах. Но акцент теперь делается далеко не на них.
Линч и Фрост в первых двух сезонах провели тотальную деконструкцию образа американской глубинки, обнажив всю ее грязную подноготную. У них примерная ученица отдавалась мужчинам забавы ради, а дальнобойщик избивал свою девушку мылом в носке, чтобы никто не видел ушибов.
Режиссер словно мстил за неприятие обществом его «Дюны» и «Диких сердцем», демонстрируя реальность через призму своего видения. Да, Линч участвовал в создании едва ли даже четверти эпизодов оригинала, но без него у нас не было бы ни уже ставшей легендарной комнаты с красным бархатом, ни существенной доли абсурда.
Третий же сезон — это целиком и полностью детище гения Линча, чье вмешательство чувствуется на протяжении всех 18 серий. И в нем сполна проявляется «новый» Линч: музыкант, художник и человек, которому все равно на правила и нормы.
От режиссера, который снял трехчасовую фантасмагорию целиком на цифровую камеру, можно ожидать чего угодно. И ему стало тесно в рамках одного города.
Действие разворачивается на бескрайних просторах Америки, а не ограничивается одним городом. Тут вам и Лас-Вегас, и Нью-Йорк, и Нью-Мексико 1956 года. И в каждой из локаций свои герои со своими проблемами. Множество сюжетных линий возникает из ниоткуда, они пересекаются, обрываются на полуслове или вовсе ограничиваются образами и намеками. Это при том, что первые два сезона, пускай и не лишенные проблем, славились именно проработкой историй обычных людей, за которыми было интересно следить.
В сериале и так хватает сцен, родившихся в бурной фантазии режиссера, но для зрителя не несущих, на первый взгляд, никакой пользы. Да, Линч всегда был режиссером образов, но с годами его образы становились все более расплывчатыми. И из загадки для ума они превратились в набор разрозненных фрагментов, которые никак не могут собраться в цельную картину.
Отсутствие целостности — одна из основных претензий к сериалу.
Он словно сам не знает, что именно хочет сказать и как донести это до зрителя. В одной серии вам могут буквально на несколько секунд показать важную сюжетную деталь, а в следующих — минут двадцать жонглировать в диалоге именами, до этого ни разу не упоминавшимися, при этом показывая крупные планы лиц и никакого действия. Сериал проседает, даже слишком. Заявление о том, что он снимался, как 18-часовой фильм, вылилось не в четкую структуру повествования, а в ожидание развязки очередной повисшей в воздухе сцены, которая получит заключение лишь спустя несколько серий, когда про ее истоки уже можно и подзабыть.
«Твин Пикс» стал хуже и как комедия абсурда, и как криминальный детектив, и как трагедия простых людей, столкнувшихся со смертью близких. Но в плане мистического триллера сериал только приобрел: гротескная жестокость и причудливые спецэффекты справляются с задачей ввести зрителя в напряжение, заставить почувствовать себя не в своей тарелке.
Но вот кто стопроцентно ощущает себя на своем месте, так это Кайл Маклахлен, исполнитель главной роли. Ему пришлось вжиться сразу в несколько образов, с чем актер успешно справился. Аура силы «злого»-Купера ощущается в каждой сцене с ним, его уважаешь и испытываешь перед ним трепет. «Замена» оригинального Купера, пусть и появляется всего в одной серии, но чувствуется как живой, уникальный человек.
А вот настоящий Дейл Купер большую часть сериала пребывает в апатичном состоянии, обоснованном сюжетом. И на него физически больно смотреть.
Вспомните оригинал, в котором харизма актера приковывала к себе взгляды и влюбляла в персонажа с первых же фраз. А теперь заберите всю уникальность, все фразы и характерные особенности героя, оставив лишь пустую оболочку. Линч держал одного из лучших сериальных персонажей современности в тени пятнадцать серий, и это смотрится как глупая шутка (или крайне неэффективный сюжетный ход).
К своим ролям вернулся почти весь актерский состав оригинала, включая даже самого Дэвида Линча. Только возраст актеров дает о себе знать. И если агенты ФБР Гордон Коул и Альберт Розенфилд смотрятся все так же хорошо, то почти все жители Твин Пикса утратили свой шарм. Они сильно постарели и больше не сияют так, как в оригинале. Возможно, потому им отведено совсем мало экранного времени.
Сериал получил подзаголовок «Возвращение», и эта тема стала сквозной для всех эпизодов. Возвращение домой, к брошенным делам, к выполнению долга, в родимые места и дорогим людям. Так и сам Линч «вернулся» к своим истокам. Но это событие не стало триумфом. Режиссер проигнорировал все достижения кинематографа за четверть века и сделал так, как хотел сам. Со странными диалогами, абсурдом и Моникой Беллуччи в роли Моники Беллуччи. Многие серии посвящены умершим актерам, не дожившим до премьеры. И при виде очередной подобной надписи становится тоскливо.
Ведь всем понятно: мы не получили бы такой же сериал, как и 26 лет назад.
Правила, по которым живет индустрия сериалов, изменились. Красноречивый факт: одновременно с «Твин Пиксом» шла трансляция 7 сезона «Игры престолов». И пока фэнтези-сага била все рекорды по рейтингам, «Твин Пикс» в лучшие дни смотрело около полумиллиона зрителей.
Можно ли назвать сериал хорошим? Увы, но нет. Он похож на попытку Линча собрать всех своих любимых актеров, позвать музыкантов, которых слушает, снова поработать с Анджело Бадаламенти (чья музыка, как и раньше, тягуча и прекрасна) и оставить ворох отсылок к своим предыдущим работам. Новый «Твин Пикс» больше опирается на провалившийся в свое время фильм «Твин Пикс: Сквозь огонь», чем на два предыдущих сезона. Третий сезон получился растянутым, монотонным, не понимающим своей цели и методов работы со зрителем, а его концовка и вовсе смеется над людьми, которые годами строили и опровергали теории. Он живет в своем сюрреалистичном мире, который простым смертным не понять.
Только становится ли от этого сериал не стоящим просмотра? Нет, вовсе нет.
Потому что такого не снимает никто. Потому что разбираться, что означает увиденное, интересно до безумия. Потому что перед вами опять развернется сюрреалистичное, но притягательное действо.
Третий сезон может стать отличным окончанием киномарафона по Линчу, если вы решите такой устроить. Да, он плохое продолжение оригинала, зато стопроцентный «фильм Линча»; он не то, чем кажется на первый взгляд.
Потому дайте «Твин Пиксу» шанс. Разберитесь с бытовой рутиной, сделайте свой любимый напиток и попробуйте третий сезон лично. Возможно, он сначала отпугнет вас или покажется чересчур нелепым. Тогда отложите его и вернитесь через какое-то время. К подобным произведениям стоит возвращаться. И тогда, быть может, вы с головой погрузитесь в финал истории маленького городка на границе с Канадой, в котором делают самые вкусные вишневые пироги и варят чертовски хороший кофе.
Источник