Какие обещания не удалось сдержать Sony.
«Cервис, который позволит запускать игры нажатием кнопки, без дисков или скачивания. Один лишь клик на баннере в YouTube, и тайтл мгновенно запускается прямо в браузере — любой, даже самый требовательный, вне зависимости от мощности вашей платформы. Начните играть на ТВ, а затем перейдите на смартфон».
Такое описание вполне бы сошло за рекламу Google Stadia. Однако годы назад примерно то же самое обещали авторы Gaikai — стартапа, который выкупила Sony в 2012 году за 380 миллионов долларов. Через несколько лет, в 2015 году, компания запустила PlayStation Now.
Впрочем, почти спустя пять лет в сервисе так и не реализовали все обещания — а вот конкуренты уже готовятся это сделать за Sony. The Verge пообщался с сооснователем Gaikai и бывшим главой подразделения PlayStation Now Дэвидом Перри о том, что же пошло не так.
В 2013 году, когда Sony представила PlayStation 4, на сцене Дэвид Перри рассказал, что сервис сыграет большую роль в новом поколении приставки Sony. Тогда он пообещал практически то же самое, что и авторы Stadia шестью годами позднее.
Такова была одна из главных идей Gaikai с самого начала — мгновенные бесплатные демоверсий игр, которые можно было опробовать до покупки, ещё и с любого девайса. Во время первых показов Gaikai в 2010 году Перри у журналистов в первую очередь интересовался, хватило ли им времени, чтобы понять, стоит ли покупки просматриваемая игра — а не тем, насколько хорошим было соединение и качество сервиса.
В 2012 году стартап заключил соглашения с LG и Samsung, чтобы интегрировать стриминг в смарт-ТВ, а у крупнейших сетей магазинов Best Buy и Walmart на сайтах были демо игр в реальном времени. При желании, как и обещал Перри, ими можно было делиться на Facebook, и пользователи сайта могли в них поиграть прямо в соцсети.
Но затем Sony выкупила проект — и, по словам сооснователя, многие из этих идей перестали её интересовать. Да, компания в итоге развила наследие Gaikai до сервиса, который недавно преодолел планку в миллион подписчиков, но, по мнению Перри, Sony до конца никогда не понимала, что ей нужно было делать с новоприобретённым стартапом. С помощью технологий Gaikai корпорация надеялась продвигать собственные продукты.
И поначалу то, что во что превратился Gaikai, вызывало множество вопросов. Когда запустилась открытая бета PlayStation Now в 2014 году для PS4, в нём предлагалось лишь арендовывать тайтлы, и то с PS3 — и стоило это дороже, чем покупка поддержанных дисков. Затем появилась подписка за 20 долларов в месяц, а список поддержанных устройств расширили до PS3, PS Vita, PlayStation TV, а также нескольких телевизоров Sony и Samsung.
В 2016 году PS Now запустили ещё и на ПК, а в середине 2017-го в каталог игр добавили некоторые из тайтлов для PS4. Однако в них нельзя было поиграть на всех платформах — лишь на компьютерах и PS4. Лишь в октябре 2019-го цена на PS Now упала до 60 долларов в год и 10 в месяц, а в сервис добавили несколько эксклюзивов платформы вроде God of War или Uncharted 4.
На данный момент нет никаких способов поиграть в игры Sony нынешнего поколения на мобильных телефонах, планшетах или ТВ. Только если использовать PS4 Remote Play, которую компания лишь недавно перестала продвигать как эксклюзив своих смартфонов, запустив его на Android и iOS.
В остальном же PlayStation Now отбросила идеи, которые в своё время продвигали Gaikai и OnLive — возможность поиграть через облако с любого устройства. И именно эту нишу сейчас намерены занять такие проекты, как xCloud, Stadia и GeForce Now.
Скорее всего, у Sony просто не хватило ресурсов на развитие инфраструктуры, так как изначально PlayStation Now работала на вычислительных мощностях железа PS3, и в итоге компания не могла обновить серверы настолько быстро, насколько ей хотелось бы. Или корпорация просто захотела сконцентрироваться на другой передовой технологии — VR.
Да и Sony, по словам Перри, никогда особо не вкладывалась в маркетинг PS Now так же, как и в другие свои проекты. Например, PS Now никогда не предлагалась как бонус в бандлах — в отличие от других подписочных сервисов, PS Plus или PS Vue.
Когда журналист The Verge спросил у Перри, почему Sony не воплотила изначальные идеи Gaikai в жизнь, тот ответил, что «она никогда и не пыталась». Просто возможность мгновенно поиграть во что-то в магазине плохо сочеталась с «суровой реальностью бизнеса».
Сейчас Перри волнуется, что облачный гейминг попадёт в такую же ситуацию, как и в соседнем медиа — когда каждая большая компания вроде Disney, HBO или Apple хочет начать конкурировать с Netflix.
И этот риск уже начинает подтверждаться — Google, Electronic Arts, Ubisoft, Microsoft, Nintendo, Amazon, Verizon, Walmart, Nvidia и многие другие компанию уже тестируют технологию, чтобы, по всей видимости, запустить собственные подписки в будущем.
Как отметил журналист The Verge, нельзя сказать, что Sony приняла неправильные решения или потратила девять лет впустую. PlayStation 4 — вторая самая продаваемая консоль за всю историю, а PS VR — один из самых продаваемых аксессуаров к приставкам. Sony приходилось принимать важные и тяжёлые решения, чтобы её главный бизнес — консольный — продолжал приносить деньги.
При этом, некоторые из фич Gaikai своё применение в консоли всё же нашли. К примеру, возможность запустить игру, которая ещё не полностью установилась, или Share Play — функция, позволяющая видеть экран друга и управлять его геймплеем.
И многие из достижений Gaikai наверняка ещё пригодятся в будущем. Ещё в 2014 году Перри объявил, что Sony дала зелёный свет на развитие «самой быстрой глобальной сети», а в мае 2019-го компания заключила партнёрство в области облачного гейминга со своим главным конкурентом — Microsoft. PlayStation 5 уже не за горами, и можно понадеяться, что PlayStation Now и достижения команды Перри ещё дадут о себе знать.