Колонка автора Polygon о странной политике Киноакадемии, из-за которой главные герои в собственных фильмах уходят на второй план.
В ночь с 25 по 26 апреля прошла церемония «Оскар-2021» — обо всех победителях премии можно прочитать в нашем материале. Приз за «Лучшую мужскую роль второго плана» получил Дэниел Калуя, сыгравший в фильме «Иуда и чёрный мессия».
Победа Калуи и его номинация в этой категории кажется спорной: по сути, актёр сыграл главную роль в фильме. Но Warner Bros. решила продвигать его во второстепенной категории, где у него было больше шансов выиграть — и не прогадала. При этом Лакит Стэнфилд, у которого больше экранного времени в картине, тоже попал в номинацию «Лучшая мужская роль второго плана».
И если верить Киноакадемии, то в «Иуде и чёрном мессии» просто нет главных героев, хотя это не так. Автор Polygon Джесси Хэссенджер написал колонку о странной политике «Оскара», из-за которой настоящие исполнители второстепенных ролей проигрывают в своих же номинациях главным актёрам. Выбрали из материала самые интересные мысли.
По мнению Хессенджера, в правилах приёма претендентов на «Оскар» полно дыр и размытых формулировок, и киностудии могут использовать их в свою пользу. Так, на «Оскаре» 1945 года актёр Барри Фицджеральд был номинирован одновременно на «Лучшую мужскую роль» и «Лучшую мужскую роль второго плана» за фильм «Идти своим путём». Он выиграл во второстепенной категории, уступив приз за главную роль своему же коллеге из этого фильма.
Формально по нынешним правилам «Оскара» ни один из актёров не имеет права номинироваться за одну и ту же роль в двух разных категориях, но одно осталось неизменным — всех претендентов на номинации отбирает узкая прослойка киноделов со своим видением мира. В случае с «Иудой и чёрным мессией» Warner Bros. продвигала Лакита Стэнфилда в категории «Лучшая мужская роль», но академики всё равно номинировали его во второстепенной категории.
В последние годы это нелогичное разделение главных актёров по разным категориям достигло апогея: Брэд Питт, исполнивший роль второго главного героя в «Однажды… в Голливуде», получил «Оскар» за «Лучшую мужскую роль второго плана». На тот же приз в том году претендовал и Энтони Хопкинс, который тоже сыграл одну из главных ролей в «Двух папах».
Если идти по этой категории ещё дальше, то будет видна закономерность: актёры, получавшие призы за «Лучшую мужскую роль второго плана», по экранному времени не уступали своим коллегам, которые претендовали на «Лучшую мужскую роль».
На «Оскаре-2005» этот странный принцип разделения на главных и второстепенных актёров привёл к тому, что Джейми Фокса, сыгравшего в «Соучастнике» главную роль, номинировали за «Лучшую мужскую роль второго плана». При этом экранного времени у него было гораздо больше, чем у любых других исполнителей в этом фильме — включая Тома Круза.
Джесси Хэссенджер видит в этом тревожный знак для всех голливудских актёров — по сути, на «Оскар» сейчас номинируют в основном исполнителей главных ролей. На церемонии этого года в категории «Лучшая мужская роль второго плана» был лишь один человек, который действительно сыграл второстепенного героя — Пол Раджи. В фильме «Звук металла» он не перетягивал внимание на себя, но запомнился зрителям за свой харизматичный образ.
Чтобы избежать засилья звёзд в категории «Лучшая мужская роль второго плана», Джесси Хэссенджер предложил Киноакадемии увеличить количество номинаций в актёрских категориях. Это позволило бы изящно решить проблему, возникшую из-за странного отношения академиков к ролям. По мнению автора Polygon, «Оскару» в любом случае придётся изменить свой подход к этим категориям — иначе многие хорошие актёры так и не получат свой шанс обрести мировую известность.