Мнение о фильме «Служанка» Пак Чхан-Ука

Мнение о фильме «Служанка» Пак Чхан-Ука

Пак Чхан-Ук… Думаю, без преувеличения можно сказать, что именно этот режиссер популяризировал во всем мире корейский кинематограф. Когда вышел «Олдбой», он произвел настоящий фурор. Только ленивый не расхваливал его и не обсуждал потрясающую боевую сцену, снятую одним дублем. На данный момент он чуть-ли не известнейший южнокорейский кинорежиссер и доказывать ему нечего.

Его «Служанку» я ждал долго и с нетерпением. Причем с таким нетерпением, что посмотрел только спустя четыре года после выхода. Просто дела наваливались и никак не получалось устроить просмотр, а потом и вовсе о существовании фильма подзабылось. Тем не менее, каким-то удивительным образом я умудрился не только не нахвататься спойлеров, но и ни одного трейлера не посмотреть. Поэтому можно смело сказать, что садился за просмотр фильма я в абсолютном неведении о том, что меня ждет. Сейчас, уже после просмотра, ответственно заявляю, что этот подход был правильным и вам я советую поступить точно также, по возможности.

Дальше будут разного калибра спойлеры!

Сценарий в «Служанке» это самый настоящий хамелеон. Он словно переползает с одного участка вашего сознания в другой, при этом постоянно меняясь между кислотными и пастельными расцветками. При этом вы очень стараетесь ухватить его, буквально гоняете из угла в угол. Вот только когда вам кажется, что вы отрезали все пути к отступлению и вот теперь то он точно попал в вашу ловушку, внезапно обнаруживается, что в ловушку попали вы. Хамелеона след простыл. Начинайте погоню заново.

Причем хамелеон этот не только хитер. Он прекрасный манипулятор, который способен жонглировать вашими эмоциями по своему малейшему хотению. Сначала он заставляет вас чувствовать неподдельное умиление. Вы смотрите как служанка помогает принимать ванну своей госпоже, при этом рассказывает, как её точно также купала мать. Служанка даже дала госпоже леденец, что окончательно рисует в нашем мозгу параллель между отношениями матери и дочери.

Вот тут хамелеон начинает считать, что слишком уж всё просто, надо бы зрителя встряхнуть. У госпожи застревает часть леденца среди зубов и служанка, с помощью специального кольца на пальце, начинает леденец изо рта доставать. Камера сразу акцентирует внимание крупным планом на лице госпожи и руке служанки, палец которой старательно и нежно вычищает конфету. Потом невзначай в кадр попадает оголенная грудь. Дыхание двух девушек становится всё тяжелее. Госпожа начинает поглаживать локоть служанки. Сексуальное напряжение вмиг зарождается и вздымается просто до небес. Зритель же, которого силой пихнули в центрифугу эмоций, сидит неспособный ни пошевелиться, ни даже глотнуть.

Сценарий чуть-ли не полностью состоит из подобных сцен. Вообще тема эротики и однополых отношений в фильме занимает огромную роль. Одни лишь сцены секса сняты с таким смаком, что зрителя обязательно пробьет горячий пот. Сняты так подробно, что не возникает никаких сомнений, что сейчас в кадре все происходит по-настоящему. Чувства между актрисами максимально реальны и осязаемы. Лично я после этих сцен еще минут 5 в себя приходил.

В «Служанке», по своему обыкновению, Пак Чхан-Ук выступил не только как режиссер, но и еще как один из авторов сценария. В фильме присутствует множество откровенно хулиганских сцен, я уверен их протаскивал туда сам Чхан-Ук, связанных в первую очередь с насилием. Оно хоть и показано натуралистично, но не покидает ощущение, что это насилие чисто для посмеяться. Ярче всего эту мою теорию доказывают последние сцены в фильма. Один из героев проходит через ужасные пытки не с гримасой ужаса и боли, а с волевым лицом, с губ которого срывается истеричный, заразительный смех. Пожалуй, я совру, если скажу что смотрел эти сцены без кривой улыбки и подавляемого смешка.

В тот момент, когда по экрану поползли титры, я полностью осознал, что каждая моя эмоция, каждое моё впечатление было срежиссировано и продиктовано сценарием фильма. Пак Чхан-Ук как профессиональный кукловод ниточка за ниточкой в начале обвязывал меня, чтобы в дальнейшем дергать за них в нужный ему момент.

Однако каким бы мощным и самодостаточным сценарий ни был, чтобы он работал нужна еще и подходящая визуальная составляющая. Этот аспект в фильме тоже выполнен на самом высшем уровне. Сюжетная условность такова, что на ограниченном участке южнокорейской земли была воссоздана самая натуральная Япония. Япония с её рисовыми тонкими стеночками, великолепным газоном, татами и футоном. Даже цветущая, завораживающая своей красотой, сакура на месте. Получается немного парадоксальная ситуация. Кореец умудрился показать больше любви к эстетике Японии, чем множество самих японцев.

Декорации построены и напичканы с таким маниакальным вниманием к деталям, что хоть прямо сейчас фильм пересматривай и на паузе залы рассматривай. Сама картинка изобилует большим количеством самых разных цветов, которые обязательно работают в тесной синергии друг с другом. Теплота и интенсивность освещения напрямую зависит от сцены. Одна и та же локация, в одно и то же время может выглядеть совершенно по-разному. Смотря какая сцена сейчас в ней происходит и какой эмоциональный фон она пытается задействовать.

В общем и целом, оператор Чон Джон-Хун тоже выполнил свою работу на все сто. Впрочем, это даже и не удивительно. Какого еще качества работы ждать от человека, стоявшего за камерой в «Олдбое», «Сочувствии Госпожи Месть» и «Оно» (да, сам фильм спорный, но его работа там вышак).

Сами актеры тоже не отстают от прочих художественных элементов. За весь просмотр не найдется ни одного оправдания, чтобы усомниться в их игре. В кадре взаимодействуют настоящие люди, а не простые персонажи. Самая большая ошибка, которую вы можете совершить, это смотреть «Служанку» в дубляже. Он натурально сделан на «отвали». Где я должен был слышать малейшие изменения интонаций, в дубляже я слышал ровный без эмоциональный голос, читающий с бумажки. Поучилось вытерпеть только 20 минут. Тем более в дубляже вы лишаете себя изюминки «переключения». Когда актер с корейского скачет на японский и обратно. Конечно, поначалу эти языки могут звучать одинаково, но потом получится их явственно различать.

Говорить о смысле конкретно этого фильма, я считаю, как-то неблагодарно. Слишком много можно придумать трактовок, слишком много возможностей для интерпретаций. На поверхности же здесь очень запутанная история любви между двумя девушками, которые изначально хотели друг друга подставить ради собственной выгоды. Но не отказывайте себе в удовольствии покопаться в трактовках и мыслях самостоятельно, от этого получите еще больше удовольствия.

«Служанка» меня захватила. Этот фильм так приятно мной манипулировал, что я готов был бы позволить ему это проворачивать еще два часа (нахожу это достаточно забавным, так как оригинальное название переводится как «госпожа). Блистательная режиссура, восхитительный сценарий, прекрасная операторская работа, декорации и актерская игра. Хотя я уверен, что многим фильм может не понравится, как раз по вышеперечисленным причинам. Однако если вы не против когда с вашими эмоциями и ожиданиями откровенно играют, то вам фильм однозначно придется по душе.

 

Источник

Читайте также