Три проблемы о которых хочется высказаться.
СПОЙЛЕРЫ! ЛОНГ! БЕЗ ОБЪЕКТИВНОСТЕЙ! ПОТОК МЫСЛЕЙ!
Я хорошо отношусь к играм от UbiSoft. Играю в то, что мне интересно и пропускаю то, что не очень.
Ну умеют, когда захотят, французы делать игры. Их флагманские серии всегда если не отличные, но крепкие и хорошие игры-сервисы на сотни часов. По сути, Юбисофт изобрели собственный поджанр «игра от юбисофт». С этим остается только смириться и решать играть или нет.
Так я думал до выхода Far Cry 6 потому что в конечном итоге оказался разочарован результатом. Для справки, я играл во все игры серии, но прошел лишь 3-6, New Dawn (минуя Blood Dragon и Primal), так что о серии представление имею весьма крепкое. Поехали.
Размеры карты и мертвый мир
Я ох@ел, когда увидел карту. Я понял сразу: так как карта стала больше, а значит и активности стали раскиданы по карте дальше. Ожидаемо, что КПП, военные базы, грузовики на дорогах все это было видано в предыдущих играх. Из нового тут разве что зенитки, но это по сути очередное КПП. Плохо то, что эти две активности сделаны по принципе «копировать/вставить». Настолько, что все КПП это буквально одна и та же локация встречающая каждый пол километра на карте. Забавно, но в ФК4 все аванпосты разные по архитектуре и наполнению. Почему такая копипаста появилась в ФК6 не ясно.
К осточертевшим и сто раз виденным активностям добавляется абсолютно мертвый открытый мир. Зайдя в джунгли на тебя не нападет тигр, на охранников аванпоста не нападет случайный орел. Торговцы которых могли случайно сбить ваши союзники тоже по карте не ходят, да и вообще на дорогах нет никого кроме Дани и солдат.
В игре больше не нужен стелс. Прокачки в игре нет и опыт тоже нет. А значит скрываться ради получения лучшего результата смысла нет. Раньше за стелс-прохождение баз или аванпостов давал больше экспы, которую можно потратить на новые навыки. А если не нужен стелс значит больше не нужен лук. Да и зачем он нужен вообще, если глушитель на автомат становится доступен раньше чем сам лук?
Убийство мирных жителей никак не карается. В ФК4 за это отнимали репутацию которая влияла на получение оружия и других плюшек.
Собирать шкуру и траву больше не надо: у героя лечилка пополнятся автоматически. Покупать броню тоже не нужно, ведь у героя слоновый запас здоровья. Да и магазина тут тоже нет. Все оружие находится в сундуках и кладется в бездонный инвентарь. В этот момент я осознал, что…
ИГРЕ НЕ ХВАТАЕТ ИММЕРСИВНОСТИ И ЧУВСТВА ПРОГРЕССА
С каким удовольствием я начал перепроходить ФК4 сразу после ФК6. Обыскивать вручную трупы ради лута, стелсить, потому что если спалиться то можно огрести от подкрепления, а оно там очень суровое (спецназ Антона даже близко не так опасен как тяжеловооруженные войны в толстенной броне под прикрытием минометов), да даже вышки в ФК4 мне по кайфу потому что это дает чувство прогресса и открытия нового контента.
С удовольствием сижу и думаю, что прокачать среди скиллов героя. По пути на миссию легко отвлечься на охоту ради шкуры для доп. кобуры оружия, можно ввязаться в случайное событие и помочь повстанцам, да даже силы Пейгана могут время от времени нападать на аванпосты и отбивать их.
Путешествие по лесу реально может представлять опасность и местная фауна легко может напасть на Аджая. Помните медоедов? Тигров? Даже орлы могут как напасть на героя так и на врагов. Так вот в ФК6 этого ничего нет. Ноль случайных событий, ноль смысла убивать крокодилов. Случайные события ограничены разве что парой заложников на бесконечной дороге. В джунглях на меня пару раз нападал кабан. Все. Может я бегал где-то не там?
Патроны в ФК6 фактически бесконечные. Ни разу не сложится ситуация когда патрон больше нет и ты судорожно выбрасываешь оружие без патрон и берешь старые потертый Калашников солдата, который еще может и заклинить в любой момент (ФК4). Иными словами, вырезав прокачку и минимальный менеджмент игра теряет в напряжении перестрелок. Чувство собственной крутости, когда ты чувствуешь что вот-вот проиграешь, но вовремя подобрав оставленную в трупе стрелу и победив ей последнего врага, тут нет.
Играя в ФК6 я ждал фана уровня ФК4-5, ну знаете когда весь аванпост вычищаешь с помощью лопаты со смайликом, спасаешь заложника а его убивает сраный индюк пока ты отвлекся на подрыв С4 грузовиков сектантов. Мои 20 часов в ФК6 были полностью лишены этого фана. Все что я делал это ездил от КПП до КПП и взрывал зенитки. Причем мне настолько стало скучно что я перестал подбирать обедненный уран и взрывал зенитки издалека взрывными стрелами или гранатометом.
Раньше со мной такого не было. Каждый аванпост войск Пэйгана или Иосифа был маленькой игрой-загадкой. Особенно на ранних этапах, когда герой имеет мало здоровья, а утебя из оружия лук да хреновый пистолет. Челленджа ФК6 не предлагает вообще.
ЯЩИТАЮ. Что ФК 3-5 работали именно потому что карта была в 4 раза меньше и все активные точки раскиданы близко друг к другу. Контент тек рекой. В ФК6 до этого контента надо доползти, а потом уползти. Потому что по каким-то невнятным причинам количество точек фаст-тревела МЕНЬШЕ чем в ФК4.
И еду я такой на 10-ом часу и думаю. Чего в такой огромной игре мне не хватает то? И меня осенило. ИММРЕСИВНОСТИ. У нас тут СТРАНА. Почему в городах и селениях нет мини игр типа дартса или бильярда? Почему я не могу развозить людей на такси? Скорая? Может подработка на армию? Может быть остановиться около дорожной лавки и купить какой-то стимулятор, выпивку, банан, блин. Сделать что-то чтобы покажет целую СТРАНУ живой? Послушать слухи, помочь рандомному NPC отбиться от стаи хищников. Может поймать опасных преступников?
У Юби было СТОЛЬКО ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАК РАЗВЛЕЧЬ ИГРОКА, но вместо этого разрабы дали нам карту размером с четыре Кирата и забили ее тем же самым контентом что и был в ФК5 и вырезали тот небольшой иммерсив, что был ранее. Конечный продукт — скучен и однообразен. Да, еще сильнее, гораздо сильнее, чем раньше. Но карта и мертвый мир это только треть проблемы.
Злодей и его сын
Антон Кастильо ужасен как злодей. Он скучный, не харизматичный (только в рекламных роликах он классный), унылый, безэмоциональный, пустой.
Кто такой Антон? Он президент Яры и как говорит игра — кровавый диктатор. Что связывает Антона и Дани? Ничего. Если не считать, что герой житель страны, которую тиранит Антон. Есть ли у Дани мотивация выступать против Антона? Нет. В начале игры Дани активно пытается сбежать из страны. Для него эта страна потеряна.
Мы не видим чем плох Антон кроме того что он очевидный диктатор. Мы не видим каких-то нападок Антона в сторону Дани в течение всей игры. Мы не видим как он убивает невинных, взрывает дома или устраивает геноцид. Это происходит где-то на фоне, со слов героев. Мы не видим как Антон реагирует на смерть племянника или жены. Те короткие минутные катсцены в расчет не идут.
Каждый раз убивая очередного приспешника я ожидал что Антон сорвется и начнется какая-то миссия связанная с тем, что Антон бросает все силы чтобы остановить героя. Но нет. До самого конца Антон сидит в своей башне и ему вообще нет дела до того что происходит вокруг.
Еще мы узнаем что Антон болен. И что? Это факт НИКАК не влияет на игру и сюжет. Это подается никак и уходит туда же откуда взялось — в никуда. Определенно Антон — это худший злодей серии. Он никак не развивается, он не представляет из себя силу подобную стихии. Он просто сидит и ждет когда его страну захватят и повышает ранги своих войск на карте. Все.
Диего. Сын Антона и обладатель премии «щенячьи глаза года.» Что это за черт? В игре мы встречаем его трижды. Один раз в начале, когда он пытается сбежать, один раз, в башне Антона, где Диего рассказывает Дани о болезни отца и последний раз в самом конце игры перед его смертью.
Арка Диего просрана чуть больше чем полностью. Я ожидал большего от сына который бежал от отца, который явно против участи правителя Яры и которому вообще не уперлось быть участником всей этой войны.
Да и герои никак не пытаются надавить на Антона, например, взяв Диего в заложники. Словом, никаких интересных событий для истории «участие» этого пацана не несет. Он пустышка, ноль, никто, пустое место. Он не нужен сюжету, как и сам Антон. А ведь конфликт отца и сына на фоне гражданской войны мог стать сердцем этой истории и вылиться во что-то новое интересное для серии. Ведь трейлеры подогревали интерес к этой парочке. Ну не зря же? Зря. Увы.
Я искренне считал, что Вааса в ФК3 слили как злодея. Оно и понятно Юби не поняли какое золото они сотворили, но игроки получили то что получили. Но Антон….Он просто перерезает себе горло и убивает сына. Это неожиданно и шокирует? Ну вообще да. Не часто нам показывают смерть тринадцатилетки в игре.
Имеет ли это смысл? Ни капли, так как ни с Антоном ни с Диего ни у игрока ни у Дани нет вообще никакой эмоциональной связи. Банальный пример тот же Ваас убил брата Джейсона и в течение игры встречался то тут то там делая подлянки герою. Пейган Мин периодически звонил Аджаю и шутил над ним шутки, а еще он был влюблен в мать героя и знал его отца. Антон? Ну он просто NPC который на глазах героя вспорол себе горло. Ок. Из-за отсутствия связи герой-злодей финальная сцена не работает. Вообще.
Рекламная компания подавала Антона и Диего как необычную парочку между которыми есть какое-то напряжение. Но оба они пустышки без харизмы и мотивации. Три года назад я считал Иосифа Сида самым слабым злодеем серии, но Антон этот титул отнимает с легкостью. Соратники Дани не лучше.
Закрывает этот хит-парад уродства группировка Maximas Matanzas.
«Персонажи»
Я готов принять одного «стильного молодежного персонажа» в лице Филли, я готов принять, что 90% женщин в этой игре это лидеры революции, но чего я не могу принять так это хипстеров из Maximas Matanzas. Эта свора детей которая только и умеет что держать в руках смартфон союзник революции выступающей против армии? Юбисофт правда хочет заставить поверить меня, тридцатилетнего игрока со стажем, что эта хипстота способна сделать хоть что-то кроме как снять видео для Тик-Тока?
А еще транс Паоло. Его арка состоит в том, чтобы на каждом углу орать про то как плохо ему живется трансом и будет плохо житься после революции. Но вот Антона свергли и куда ушла эта арка? Правильно, в жопу. Это очень показательный момент, что Юби как и подобает корпорации не поддерживает все эти движения, а просто им подмигивает. Отношения Паоло и Талии не раскрыты, Бичо как был бичем так и остается и его «арка» которая по замыслу заключается в раскрытии персонажа как личности, а не как смешного сайдкика сосет тоже самое что и Талия — то есть нихрена.
Легенд 76 безбожно сливают, а хипстеры из Ля Морали, к счастью, почти всех перебивает армия Антона. Почему к счастью? Да потому что хипстеры не выигрывают войны.
Да, Маркус из WD2 был хипстером как и его друзья, но но при этом они все были гениальными айтишниками и играючи могли делать то на что не способны простые люди и даже их противники. Они даже готовы были идти на убийство ради своей айти-революции. И в это я верю более охотно, когда айти-хипстота в рамках одного города борется с корпорацией, чем когда подпольная хипстота бросает вызов, организованной, сука, армии целой страны.
Выводы
Показательно, что (лично для меня) ФК6 оказался на две головы хуже ФК4. Юбисофт или разучилась делать ФК или не понимает, что делало предыдущие выпуски такими фановыми и запоминающимися. ФК6 это проходняк, игра сделанная без любви и уважения. Мертвый открытый мир, отсутствие случайных событий, скучные активности, убогий злодей, отвратительные соратники ГГ и полное отсутствие иммерсивности. К шестой части Юбисофт запороли все за что любили предыдущие игры. Если так и дальше пойдет, то серию ждет незавидное будущее.
Спасибо за чтение. Тут немного моих предыдущих нормальных обзоров: