Рассказываем, почему вам стоит его посмотреть.
На сериал «Новый вишнёвый вкус» (Brand New Cherry Flavor) от Netflix в сети очень противоречивые отзывы — как среди критиков, так и обычных зрителей.
Кто-то называет его плохим хоррором, кто-то — пародией на раннего Кроненберга. Совершенно очевидно, что это не массовый сериал — я не удивлён, что он вызывает такую разную реакцию, и, разумеется, уверен, что он может вам не понравиться.
«Новый вишнёвый вкус» — стопроцентно авторское произведение, за которым стоят писатели и шоураннеры Ник Антоска («Нулевой канал», сопродюсер 13 серий «Ганнибала») и Ленор Зион (Billions и также «Нулевой канал»). Это очень рисковое шоу, которое не только отдаёт дань раннему Кроненбергу и кино начала 90-х, но и смешивает в себе сразу множество жанров.
Смесь выходит очень странная и неоднозначная — на экране царит сумбур, юмор неочевиден, трэшовые эпизоды, кажется, не пришей кобыле хвост.
Но в этом благостном сумбуре вся прелесть: авторы сериала не зря старались перенести его напрямую из одноимённой книги Тодда Гримсона. Впрочем, от романа в сериале лишь фрагмент. В «Вишнёвом вкусе» смешивается и драма, и сатира с чёрной комедией, и хоррор, и… до бог весть что ещё в составе этого ядерного коктейля. Произведение местами непонятное, местами нарочито небрежное, но завораживающее.
Несмотря на то, что некоторые критики сравнивают сериал с Кроненбергом (из-за редкого боди-хоррора, вероятно — который, кстати, мерзковат), мне хочется провести параллели с «Неоновым демоном» Рефна. Может быть потому, что оба произведения напоминают «Суспирию» Ардженто. В визуальном плане «Вишнёвому вкусу» до Рефна как до Китая пешком, однако сюжет местами схож.
«Неоновый демон» рассказывает о том, что естественную красоту модели, так нужную модным журналам, можно перенять, пожрав её — просто, как в сказках. «Новый вишнёвый вкус» же о муках творчества. О том, на что может пойти режиссёр фильма, чтобы преуспеть. Даже не в глазах зрителей, нет. Скорее доказать себе свой же талант. Именно о естественном таланте рассказывают Антоска и Зион.
Завязка может показаться банальной — особенно тем, кто смотрел Perfection («Безупречность») всё того же Netflix. Главная героиня, молодой режиссёр Лиза Нова (Роза Салазар), вступает в противостояние с карикатурно злобным продюсером, который сначала её домогается, а затем и крадёт у неё фильм. Но со временем становится понятно, что Лиза не так проста: она прогнила едва ли не сильнее, чем её обидчик. Получается этакая битва двух гордецов, и страдать будут оба.
К теме противостояния молодого режиссёра и хищного продюсера подключается мистика — абсолютно не изящно, топорно. Но так, судя по всему, и задумано. Лиза Нова решает проклясть своего обидчика и обращается к ведьме Боро (Кэтрин Кинер) — ест рагу из морских свинок, получая нехилый такой приход, и блюёт котятами. То ли ещё будет. Проклиная другого человека, нужно всё-таки платить.
Равно как в книге, в сериале неясно, что тебя ждёт в следующем эпизоде. Их всего восемь, но интригуют они удивительным образом. Драма оборачивается комедией, а комедия — хоррором. И вскоре первое впечатление «Ага, девушка мстит мужику-вайнштейну» тает на глазах.
Месть всё ещё немо стоит во главе угла и зыркает безжизненными глазами, но её смещает на второй план другая мысль — за всё нужно платить. В эту же кучу сваливается история о древних богах и тотальный сюр, который проявляется как в диалогах, так и в видеоряде.
«Новый вишнёвый вкус» — сериал, который очень легко критиковать. Тут Салазар играет странно, здесь персонажи действуют нелогично, а вот тебе сцена, где вообще неясно, шутят или нет. Да и вообще никогда ничего не ясно. Таков подход, с которым снят сериал. Специфичный, странный, то ли намеренный, то ли нет.
Но вряд ли шоураннеры допустили бы столь грубые ошибки, как нелогичность действий героев, продумав при этом огромную гору мелочей — скорее, так и задумано. Да и со временем принимаешь необычное мышление героев «Вишнёвого вкуса» и тяготу авторов к китчу. Не такому китчу, как у Рефна — но в чём-то очень похожему.