Скандинавская мифология, как и Тор, появилась в Marvel не сразу. После Второй мировой популярность комиксов про супергероев упала, а людям, уставшим от постоянных достаточно однотипных конфликтов, хотелось чего-то нового — в ход шли романы, вестерны и хорроры.
Так, чтобы сделать вселенную более разнообразной, Стэн Ли обратился к мифологии. Проигнорировав более широко известных тогда греческих богов, он заинтересовался мифами Скандинавии.
Думаю, ни для кого не секрет, что персонажи и сама концепция не остались в первозданном виде, а, как это обычно бывает, потерпели изменения, ведь скандинавская мифология была довольно жестокой — не все ее элементы можно было в первозданном виде адаптировать в комиксы, которые были и остаются популярным хобби подростков. Все началось в 1962 году с комикса Journey into Mystery #83, в котором Стэн Ли и Джек Кирби представили Тора, ставшего одним из основных героев наравне с Капитаном Америка, Человеком-пауком и Халком.
Тогда на Земле Тор принимал облик доктора Дональда Блейка. В актуальных комиксах от этого концепта отказались, но на заре Marvel Тор заботился о тайне личности, представая человеком с тростью. Один удар о землю обращал его в бога грома. Причем Блейк был реальным человеком, который становился своего рода аватаром Тора в Мидгарде (впоследствии его историю несколько раз переписали, в итоге и вовсе отказавшись от Дональда).
Постепенно в комиксы добавили и Асгард, и Бифрост так же, как и других богов, Одина, Хеймдалля и главного врага Тора — Локи. По-настоящему обращаться к мифологии начали только со спецвыпуска Tales of Asgard 1968 года и в ранних комиксах представили сюжеты, которые порой были тесно связаны с мифами. Это были истории о прошлом, опирающиеся на скандинавские рассказы, например, о сражении Одина с Имиром, Ледяным великаном.
Но не забывали в Marvel и про уникальные элементы своей версии скандинавской мифологии. Так, в комиксах появилась Джейн Фостер — возлюбленная Дональда Блейка и впоследствии бога грома. Девушка настолько крепко закрепилась в мифологии, что в итоге сама стала достойной Мьельнира, а после War of the Realms она будет валькирией.
Позже автор Уолтер Саймонсон соединил воедино мифологическое происхождение Тора с современной супергероикой. Появились новые герои — например, пришелец Бета Рей Билл, который был тоже достоин Мьельнира (Thor #377-340). Тор стал сотрудничать со Щ.И.Т. на Земле (как обычный супергерой), а многие элементы Эдды, такие как Нагльфар, корабль, созданный из ногтей мертвецов, нашли свое воплощение в комиксах.
Также Саймонсон вновь представил Суртура, огненного гиганта, которому практически удалось уничтожить Асгард.
Во многом Асгард из скандинавских мифов и из комиксов Marvel оставались схожи: оба были частью древа девяти миров Иггдрасиля и связаны с другими царствами с помощью моста Бифроста. Кроме того, в Marvel показывали, что сила богов заключалась в таинственной науке — это не просто магия, а продвинутые технологии, которыми были доступны только им.
Только когда все подходило к концу, версии отличались — в мифах Рагнарек действительно был гибелью всего, а в комиксах повторялся не один раз без разрушения как такового (более того, в комиксах исследуется цикл перерождения Асгарда и богов, об этом можно прочитать, например, в комиксах Майкла Стражински, Thor vol. 3).
В мифах погибли практически все, когда Рагнарек начался: ледяные великаны, огненные, которых возглавлял Суртур, и мертвые под предводительством Локи напали на Асгард, а остальные жители царств, эльфы, гномы и люди, присоединились к битве. Сам Тор погиб в том сражении с Мидгардским змеем Ёрмунгандом, Один оказался съеден волком Фенриром, Локи и Хеймдалль убили друг друга, а Суртур, в конце концов, испепелил эту вселенную — в живых остались только пара человек и несколько богов. В комиксах же Тор продержался до конца истории с первым Рагнареком, которая была в 1966 году, и тот случился вновь, как раз когда появился Суртур в комиксах Саймонсона в 80-х, а потом еще раз уже с армией под руководством Локи в 2004 году.
Кстати, за историю Тора было представлено множество людей, кто смог поднять его молот. Этой чести среди прочих удостоился даже Капитан Америка, о чем мы рассказывали в отдельном материале.
Трио воинов из Фандрала, Хогуна и Вольштагга стало неотъемлемой частью Асгарда и окружения Тора, а Чаровница (волшебница Амора с асгардским происхождением), чья сила могла бы сравниться с магией Локи, и ее помощник Палач (вы могли его видеть в недавнем фильме «Тор: Рагнарек» в исполнении Карла Урбана) однажды были изгнаны на Землю и даже присоединились к команде Мастеров зла Барона Земо в Avengers #9. Разрушитель, полусознательная броня, изначально был просто доспехами, но потом частично обрел разум, когда его «оживила» Сиф в Thor #150.
Еще один важный персонаж — Мангог. Он появился из ненависти тех, кто пал от рук Одина, когда Всеотец еще был жестоким завоевателем и шел на другие царства с войной.
Он обладал огромной мощью, но не отличался умом. В Thor vol. 2 #21-25 злодей даже объединился с Таносом, чтобы вместе захватить вселенную, но тогда ему помешал Тор, с помощью силы Одина отразивший атаку. В недавних комиксах, в частности в Mighty Thor #702-705, Мангог едва ли не уничтожил асгардцев, и только Тор-Джейн Фостер обманом смогла его победить. Впрочем, он наверняка еще вернется.
У темных эльфов в комиксах появился предводитель — Малекит, и как-то он даже объединялся с Локи против Суртура в Thor #341. Долгое время эльф был злодеем второго сорта и оставался в тени, пока не привел в исполнение продуманный план по захвату всех царств (об этом подробно можно прочитать в комиксах Джейсона Аарона, которые он писал на протяжении долго времени — все после Thor: God of Thunder и вплоть до War of the Realms). Вместе с этим Малекит использовал созданный темными эльфами Черный Бифрост, чтобы путешествовать по царствам, когда обычный радужный мост оказался недоступен.
В напрямую связанном со злодеем событии War of the Realms стали стали фигурировать появившиеся сравнительно недавно герои. Синдр, дочь Суртура, в отличие от других его детей, заполучила Пылающий трон, став Королевой пепла в Mighty Thor vol. 2 #22. Во время войны она вторглась в Нифльхейм, королевство брата Тора Бальдра, и заточила Хелу в ее царстве.
Кул Борсон, также известный как Змей (Serpent), был старшим из сыновей Бора, отца Одина. Он создал команду Достойнейших — элитных воинов, уничтожающих все на своем пути, с которыми пошел на девять миров в _Fear Itself и его ответвления_х. В недавних событиях Малекит предложил Кулу присоединиться к своему Темному совету, но тот отказался, так как знал, что Асгард (точнее, Асгардию — ред.) все равно не пощадят. Он предпочел сражаться на стороне Одина и должен был уничтожить темных эльфов, но не стал трогать детей.
War of the Realms стало для бога испытанием и демонстрацией, кем он мог бы стать для Асгарда, если бы не совершал ошибок.
Ни одного из этих героев не было в легендах, а в событии Original Sin представили десятый мир Иггдрасиля Хевен, дом ангелов, издавна воевавших с Асгардом — еще одно из отличий.
В киновселенной Marvel, кроме уже перечисленных персонажей, рассказали о былых завоеваниях Одина и показали разрушение Асгарда — тот самый Рагнарек (который, по оригинальной версии, должен был стать концом всего, а не только одного царства). Также задавались вопросом силы Тора и его молота.
Что интересно, по мифам, Мьельнир также возвращался к владельцу, но не давал ни возможности летать, ни призывать молнии, однако был сильнейшим оружием — ни одно существо, кроме гигантов, не выживало после удара.
В фильмах же источником силы оказался сам Тор, а молот перестал быть таким уж могущественным. В «Торе: Рагнарек» еще больше отклонились от первоисточника, представив Хелу дочерью Одина, хотя в мифологии ее отцом был Локи.
В Величайших героях земли (The Avengers: Earthʼs Mightiest Heroes) показали почти все царства в конце 1 сезона, когда Мстители разделились и попали каждый в отдельное, встретившись и с эльфами, и с великанами, и с гномами, которые помогли Старку сделать костюм из уру (из этого металла еще сделан Мьельнир). Во втором сезоне Чаровница стала преемницей Суртура по аналогии с Синдр.
В Мультвселенной не стали далеко отходить от фильмов, но и не поддержали идеи из «Тора: Царство тьмы». Рагнарек там никогда не случался, зато Мидгардский змей не один раз появлялся в Нью-Йорке, а однажды из-за разрыва в портале на Землю пробрался Мангог. Это было в серии Avengers Assemble, когда Один захотел проверить, действительно ли Мстители достойны быть в команде с Тором — получился довольно комичный эпизод.
sieУдалось ли Marvel совместить скандинавскую мифологию со вселенной супергероев, киборгов, вампиров и богов из других мифов? Да, но, конечно, с некоторыми оговорками.
Землю сложно представить как полноценно относящееся к Иггдрасилю царство, а боги здесь, скорее, пришельцы (в комиксах их так и называют — расой асгардцев), чем те, кого почитают люди, как это положено.
Конфликты затрагивают не только их, но и супергероев, стремящихся поддержать порядок. Одним из ярких примеров как раз стало последнее глобальное событие War of the Realms, которое началось с гражданской войны Свартальфхейма, развязанной пожелавшим стать королем Малекитом, а продолжилось уже во всех десяти царствах, последним из которых стал Мидгард (были в комиксах и обратные ситуации — например, в Siege 2009–2010 гг Темные Мстители под руководством Нормана Озборна, тогда руководившего аналогом Щ.И.Т., вторглись в Асгард).
Событие War of the Realms раскидало героев по разным мирам и дало возможность представить новые концепты, например, Человек-муравей появился замаскированным под Ледяного великана, а Один получил от Старка современную золотую броню — это и не только уже можно увидеть на страницах комиксов.
А вам нравится, какой получилась скандинавская мифология в Marvel?
Источник