За что читатели наградили признанием работы Ходоровски? За его авторский стиль, за его смелые художественные решения, за самобытный, иногда немного странноватый, но всегда стильный дизайн. Стоит напомнить, что его работы — это не западная, а европейская фантастика. Что в свою очередь накладывает определенный отпечаток. В европейской фантастике баланс между формой и содержанием часто бывает смещен. То богатство визуальной части окупает абсурд содержания, то глубокий содержательный аспект смотрится более выигрышно на фоне визуальной составляющей комикса. Иногда этот баланс соблюдается, и тогда мы становимся свидетелями рождения настоящего шедевра. И неопытного читателя такое может оттолкнуть.
Европейские комиксы, а точнее BD, часто бывают очень требовательными к читателю. Особенно к его восприятию, широте культурного пласта, да и просто к способности принимать что-то новое и нестандартное. К чему это все? К тому, что к предмету статьи все вышеперечисленное мало относится. Но обо всем по порядку.
Сюжет комикса «Метабарон» хронологически можно поставить после цикла «Метабароны», в котором нам подробно рассказали о главных представителях этого славного семейства, начиная от первого метавоина и заканчивая ключевым персонажем этого комикса. Главный герой — безымянный и последний воин из касты Метабаронов — династии воинов и наемников, равных которым нет во всей Вселенной. Он давно оставил попытки найти себе достойного противника. Все, что он делает, так это пребывает в депрессии и вечной скуке.
Одновременно с этим фракция Техножрецов, которая является одной из ключевых во вселенной комикса, очень озабочена истощением крайне важного ресурса — эпифита. Те, кто читал цикл «Метабароны» помнит, что эпифит появился на планете, которая для первого Метабарона была домом, а сам ресурс неразрывно связан с кастой метавоинов. Эпифит позволяет быстрее перемещаться по вселенной, а значит имеет стратегическую значимость для тех, кто хочет владеть космосом.
Теперь разберем все немного подробнее. Начнем с того, что комикс «Метабарон» написан не самим Алехандро Ходоровски, а в соавторстве со сценаристом Джерри Фриссеном — известным автором и дизайнером издательства Humanoids. И в этом кроется главная причина того, почему «Метабарон» так сильно отличается от всех других работ Ходоровски в рамках его вселенной.
Различия между «Метабароном», «Инкалом» и «Метабаронами» огромные. Но они находятся не в плоскости качества работы, а в подходах, с которыми эти комиксы написаны. «Метабарон» больше напоминает американский комикс. И по построению сюжетных арок, и по работе с персонажами. Все в этом комиксе выдает западную работу. Нет в ней той изысканности и самобытности, что была в «Метабаронах». Этот комикс более блокбастерный, тогда как оригинальные «Метабароны» больше напоминали древнюю сагу или летопись.
При этом, «Метабарон» — это очень достойная работа. В ней присутствует крепкая сюжетная основа. Хорошо прописанные клиффхэнгеры, крутые сюжетные повороты и хорошо очерченные характеры героев, которые претерпевают изменения по ходу истории. В издание от fanzon вошла не вся история, а лишь половина. Но даже эта половина безумно увлекает.
Не стоит строить рассказ о сюжете на конкретных примерах, поскольку велик шанс испортить впечатления от прочтения. Достаточно знать, что история богата на события. Каждая арка посвящена какому-то персонажу истории. Расскажут и о жестоком садисте генерале из армии Техножрецов, и о его помощнике, о крайне амбициозном технокардинале, и о трансчеловеке, который пытается осознать свое истинное место в новом для себя мире, и о других важных для истории героях.
Сам Метабарон, хоть и стал титульным героем, но лишь связывает всех этих персонажей между собой. Читателя проведут через огромное количество битв, в которых сталкиваются фракции, мечтающие повелевать вселенной. Все вокруг плетут интриги, у каждого героя свои мотивы. Всем уделяется много времени на страницах комикса. За это еще один балл сценаристу. История вовремя меняет фокус между персонажами, поэтому мотивы их поступков и характеры запоминаются. Некоторых героев вы даже будете ненавидеть.
Мир «Метабарона» крайне жесток и бесчеловечен. Еще в обзоре на BD «Инкал» я писал, что это гиперболизированный мир человеческих пороков. Все самое страшное, что могло произойти с человечеством, произошло в мире этого комикса. Наверное, лучшим примером для сравнения станет вселенная Warhammer 40k или вселенная «Дюны», которая когда-то и стала основной для этой Вселенной.
Но я уже говорил, что комикс более блокбастерный. По этой причине сценарист не смог избежать некоторых избитых клише, которые идут только во вред комиксу. Например, переписанная сюжетная линия между эпифитом и кастой Метабаронов кажется простой и придуманной наспех. Ведь в предыдущих комиксах о ней ничего не говорили, а тут эту линию выводят на передний план. Гибель нескольких персонажей, может, и вызывает одобрение, но вокруг них нагоняется столько пафоса, что даже жалко, что гибнут так глупо. Ну и финальный сюжетный поворот всей серии идет вразрез с сюжетной линией «Метабарона», которую мы видели в комиксе «Инкал».
Арт в комиксе тоже необходимо отнести к плюсам комикса. Одни сюжетные арки рисует художник Валентин Зехер. Красивый и реалистичный стиль рисунка очень идет мрачному миру комикса. А удачные цветовые решения только добавляют атмосферности. С его художественным стилем отлично получается выдавать эпик и масштаб. Рисунок Нико Анришона не такой реалистичный и более комиксный. Но в плане детализации он не проигрывает. Он чуть более красочный. А динамика движения в его стиле смотрится даже лучше.
Само издание от fanzon вышло привычным для издательства. Твердый переплет, хорошая бумага и формат 270×212×17 мм. У книги есть ряд других проблем, о которых стало ясно еще в момент релиза. И эти проблемы не новы для издательства. Еще в томах «Ключей Локков» я увидел, что пузыри с текстом начали перемещаться, и, иной раз, находятся не там, где задумал автор. В «Метабароне» эти пузыри увеличились в размерах и начали перекрывать рисунок. Чем это было вызвано, непонятно. То ли переводной вариант текста стал шире, то ли проблема с версткой. Возможно, проблемы иного рода. Понятно одно — такие ошибки наделали много шума. К счастью, кроме этого, косяков больших масштабов я не обнаружил.
Основная проблема «Метабарона» — его связь с оригинальным комиксом. История, которая стала предметом этой статьи, очень хочет быть в той же когорте культовых произведений, что и оригинальные работы Ходоровски. Но она делает для этого все не так.
«Метабарон» — это отличная космическая фантастика, от которой сложно оторваться. В ней есть все, чтобы увлечь и развлечь читателя: крепкая сюжетная основа, отличный рисунок, много красивого и изобретательного экшена и персонажи — один интересней другого. Просто этот комикс очень сильно резонирует с оригинальными BD Ходоровски, но это не стоит расценивать как недостаток. Как самостоятельное произведение комикс даст фору многим представителям жанра.