На этой неделе в украинский прокат выходит лауреат американского кинофестиваля «Санденс» — необычная комедия, успевшая вызвать множество обсуждений среди фанатов и критиков, и причина не только в том, что Дэниел Рэдклифф играет здесь самую странную роль в своей карьере.

О чем

Перочинный человек (Человек - швейцарский нож)

«Перочинный человек» (в украинском прокате «Человек — швейцарский нож») — это почти что бадди-муви, кино о дружбе двух мужчин. Один из них — инфантильный парень Хэнк (Пол Дано), только что пытавшийся покончить с собой, второй — самый натуральный труп (Рэдклифф), умеющий говорить и постоянно пускающий газы. До того как найти друг друга, первый утратил всякую надежду на выживание на необитаемом острове, второй — просто валялся на берегу. Воспользовавшись трупом в качестве плота, Хэнк обнаруживает, что тот не так уж и прост — он отзывается на имя Мэнни и может выполнять множество полезных вещей. Так, собственно, и начинается их совместное путешествие, цель которого — вернуть Хэнку девушку его мечты.

Все включено

Перочинный человек (Человек - швейцарский нож)

Главная особенность «Перочинного человека» — смесь всевозможных жанров. Начинается как роуд-муви, затем неожиданно превращается в ромком. Потом делает поворот в сторону молодежной комедии с шутками ниже пояса, тут же прикидывается триллером, сюрреалистическим фильмом, а заканчивается и вовсе как классическое инди-кино о взрослении. И все это с постоянной отсылкой к зомби-хоррору и историям о путешествии с мертвецом. В последнем случае на память приходят классические ленты «Мертвец» Джармуша и «Страна приливов» Терри Гиллиама — не случайно режиссеры «Перочинного человека» Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт даже вставляют в свою работу определенные цитаты из них.

Из клипмейкеров в режиссеры

Перочинный человек (Человек - швейцарский нож)

Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт, называющие себя в титрах просто «Дэниэлами», — дебютанты в большом кино. Они сделали себе имя музыкальными клипами для инди-исполнителей и парочкой ярких короткометражек. Кроме того, они работали на сериале «Спецназ: Сан Диего». Среди их главных источников вдохновения — два других клипмейкера, пришедших в кино — Спайк Джонз и Мишель Гондри. От первого они явно унаследовали любовь к историям о гиках-интровертах, от второго — тягу к совмещению всего на свете в одном фильме и особому юмору. Также среди любимцев Дэниелов — икона всех киноманов-ботанов — Уэс Андерсон.

Лица поколения

Перочинный человек (Человек - швейцарский нож)

«Перочинный человек» мог бы затеряться среди других фильмов «Санденса», но в нем сыграли сразу три знаковых актера своего поколения — Пол Дано, Дэниэл Рэдклифф и Мэри Элизабет Уинстед. Дано в последнее время называют одним из лучших молодых актеров Голливуда. Обладая необычной внешностью вечного ребенка и телом большого пупса, он тщательно выбирает роли, сотрудничает с режиссерами вроде Пола Томаса Андерсона и Паоло Соррентино, а ради независимых проектов отказывается от громких блокбастеров. Мэри Элизабет Уинстед сегодня принято считать королевой хорроров («Кловерфилд, 10»), а что касается Рэдклиффа — то после Гарри Поттера ему, кажется, обеспечена популярность на века. Хотя именно в «Перочинном человеке» он сыграл свою самую смелую и необычную роль.

Санденс

Перочинный человек (Человек - швейцарский нож)

Премьера «Перочинного человека» состоялась зимой на кинофестивале «Санденс», где фильм получил приз за лучшую режиссуру. Вот только зрителей картина явно разделила на два противоположных лагеря. Причем среди противников ленты оказалось множество фанатов Рэдклиффа. Их сразу же ждал шок — появившись на экране, их любимец не просто лежал мертвяком, а еще и регулярно выпускал газы. Поговаривают, в Санденсе в первые пятнадцать минут показа зрители быстро покидали зал. Те же, кто остался, в большинстве своем оказались в восторге от того, что происходило дальше.

Инфантилы с газами

Перочинный человек (Человек - швейцарский нож)

Большинство рецензий на фильм, так или иначе, обыгрывают газы в своих названиях. Хотя, на деле, за таким необычным физиологическим моментом стоит множество классических тем американского независимого кино. Самая главная из них — история современных инфантилов, не желающих взрослеть. Отчего «Перочинный человек», за всей своей необычностью, оказывается, прежде всего, жизнеутверждающим кино о вечных подростках и их неизбежных проблемах с несчастными влюбленностями, поисками себя и долгожданным примирением с собой и окружающим миром.