Специально для вас придуман Музей археологического дерева «Татарская слободка» в Свияжске! Это самые настоящие археологические раскопки, которые законсервировали и обустроили так, чтобы вы смогли посмотреть на них, не приобщаясь к грязной (в т. ч. и в прямом смысле слова, ведь раскопки ведутся в любую погоду) стороне археологической практики. Вас ждёт три метра культурного слоя, многоуровневая реконструкция городища из оригинального (!) археологического дерева. К слову, музей снаружи замаскирован под холм, ведь остров-град Свияжск – объект культурного наследия ЮНЕСКО, и искажать его внешний вид нельзя, но российские специалисты смогли решить эту сложную техническую задачу.
Таких музеев в мире всего три: один в шведском Стокгольме, один в белорусском Бресте, и один в России, в Свияжске под Казанью. Именно по нему мы сейчас прогуляемся с нашим автором, Снежаной Зюбановой, недавно посетившей его.
Первое впечатление от музея – запах дерева. Так пахнет в бане. Хороший, душистый, плотный древесный аромат. Почему? Дело в том, что восхитительная сохранность дерева, которое вы видите на изображениях, дал нам «мокрый» культурный слой. Что это такое? «Мокрый» культурный слой – это слой земли, в котором крайне высокая влажность. Чаще всего он формируется в регионах с влажным климатом и около естественных водоёмов. А Свияжск – это исторический город на острове, расположенном при впадении реки Свияги в Волгу, что обеспечило подходящие условия для сохранения артефактов древности. Почему это так важно?
Когда грунт насыщен водой, то к предметам, которые там находятся, практически не поступает кислород. В анаэробных условиях органические материалы (дерево, кожа, кость и т. п.) практически не портятся, так как разрушающие их микроорганизмы в таких условиях не живут. Именно из-за этого сохранились деревянные конструкции в целом, да и многие иные выставочные образцы, которые можно увидеть на фотографиях ниже.
В этом музее чарующая и загадочная атмосфера. Тут в принципе отсутствует общее, верхнее освещение. Освещается лишь сам раскоп внизу и витрины с экспонатами. Это создаёт непередаваемую атмосферу, будто ты нырнул во тьму веков и погрузился в эти пласты истории. Впрочем, почти так всё и есть.
Главная честь музея – археологический раскоп на 900 квадратных метров, где «вскрыты» исторические периоды трёх столетий, которые размещены на трёх ярусах. В нижней части, «на земле», – объекты из 16 века. На подиуме – из 17-го, а подвешены находки из 18 века. Каждый объект находится ровно на том месте, где был найден! Никакого смещения нет. Знаете, даже археологи во время раскопок не могут познакомиться с таким прекрасным визуалом, ведь они снимают слой за слоем, а вы видите это всё воссозданным, но без земли!
Ещё одна уникальность музея в том, что все экспонаты, в нём выставленные, непосредственно найдены прямо здесь. В этом самом раскопе. Возможно, что они лежали прямо под вашими ногами. Сохранившиеся фрагменты одежды и обуви, украшения, в которых щеголяли в 16 веке по вот этому переулку, над которым вы идёте в веке 21. Или игрушка, которой игрался ребёнок вот в этом домике, который прямо перед вами, воссозданный из сохранившихся артефактов. Мелкие монеты, осколки посуды, бытовой инвентарь и орудия труда – всё хранила земля тут.
Призраками прошлого в одной из витрин воплощаются перед вами мужчина и женщина. Экспонаты костюма 16-17 веков расположены соответственно своим местам на фоне человеческих силуэтов. Вот такая встреча в старинном переулке. Посмотрите на них нашими глазами на фото в карусели.
Из-за стекла смотрят древние коники, красуются лапти, поблёскивает оконная слюда… А вот и пепелище… Пожар в деревянном селении – страшная вещь. Можно ли принести запах гари и горя через столетия?
Кстати, а вы знали, что пожары могут помогать археологам? В 2017 году, после больших пожаров в лесах Америки, американскими археологами были найдены множество рабочих стоянок периода Великой депрессии, которые в обычном состоянии настолько сильно зарастали травой, лианами и деревьями, что обнаружить их следы было просто невозможно! Или в Самаре, рядом со следами пожарищ, были обнаружены в большом количестве «новые» артефакты, которые археологи так редко находят, ведь люди активно пользовались предметами, а вот при пожаре остаётся очень много следов, так как не всегда пепелища восстанавливали. Как любят говорить археологи: лучшее, что можно найти, – это древняя мусорная яма. Ведь отходы хорошо показывают, чем пользовались, что ломалось, как чинилось.
Но вернёмся в наш музей. Мы идём по обгоревшим доскам мостовой. Конечно, не по ценным экспонатам! Для большего эффекта погружения в музее есть длинный многоуровневый мостик со стеклянным полом. Он позволит вам действительно походить по закоулкам веков.
Сам этот музей стал возможен благодаря серьёзной работе: консервировать древесину помогали археологи и реставраторы из аналогичных музеев Беларуси и Швеции. Консервация дерева – процесс крайне трудо- и наукоёмкий. Полученный опыт очень важен для российской археологии, реставрации и музейной работы. К слову о реставрации. Кроме возможности посмотреть на раскопки, очень интересны витрины с отреставрированными изделиями эпохи средневековья, консервации различных артефактов, а так же предметов быта 16-17 веков, которые тоже были найдены в раскопе, который находится, в прямом смысле слова, под вашими ногами. Этой реставрацией занимался блестящий российский археолог и реставратор Александр Николаевич Попов.
В Свияжске ежегодно собираются учёные России и мира для научного обсуждения проблемы сохранности археологического дерева. Япония или Германия, Беларусь или Россия – не так важно; консервация и сохранение дерева – сложный процесс. Сейчас используют в основном растворы полиэтиленгликоля, они условно-безопасны для реставратора, а обработанные изделия полностью безопасны для посетителей. Раньше использовались различные растворы, например, основанные на фенолоспиртах, весьма ядовитых для реставраторов.
При правильной обработке дерево не требует уникальных условий хранения. Баланс температуры и влажности, конечно, соблюдать необходимо, это также требует активного использования современных технологий, но вполне привычных нам. Однако, этот музей всё равно можно считать своеобразным «памятником при жизни» археологам и реставраторам, которые смогли сохранить массу деревянных, и не только, изделий и сделать их доступными для просмотра.
Несмотря на то, что музей археологический, в нём уйма новейших технологий. Например, интерактивные экраны, на которых вы сможете выбрать интересующий вас вид. Есть возможность посмотреть видео с подробным объяснением технологий, процессов обработки дерева в прошлом, консервации дерева в настоящем. С этим помогут и наглядные реконструкции, которые можно даже потрогать. Попутно на экранах вы можете изучить изменения в планировке Свияжска в веках, значимые события, уровни воды и прочее. Современные технологии позволяют обогатить даже самый богатый музей. О богатстве: золотые изделия, вооружение, иные ценные предметы, включая оружие и даже рыболовные принадлежности, – всего очень много, в музее около 5000 (!) экспонатов, подавляющее большинство которых доступны для просмотра.
Ну и наконец, словно изюминка в кексе, перед нами предстаёт анимационное панно аж в 21 метр длиной! На нём 450 персонажей, задействованных в 120 сценах! Все они изображают жизнь острова-града Свияжск. Можете подсмотреть за обычной такой «бытовухой», которая кипит вокруг вас, но несколько веков тому назад. Здесь стирают, ловят рыбу, строят церковь, торгуют, колют дрова и готовят есть. Если будете внимательны, то найдёте и верблюда, и летающих птиц, наше пожарище и элементы БДСМ. Данную впечатляющую работу выполнил свияжский художник Рашид Сафиуллин совместно со специалистами творческого объединения «Самрух». Все персонажи и ситуации упоминаются в писцовой книге Свияжска 1565−1567 годов, исторических планах и гравюрах XVIII−XIX веков.
И я там был, мёд-пиво пил… Если поначалу экспозиция кажется странной, то чем больше вы смотрите, тем больше вас затягивает. В процессе изучения экспонатов начинает разыгрываться воображение, благо, что окружающая атмосфера этому способствует. Разрозненные артефакты складываются в общую картину, которая приобретает объём в пространстве раскопа. И вот вам уже хочется обойти помещение музея второй раз, и уже внимательнее всмотреться в остатки этих домишек, поселить персонажей с панно в эти переулки, приобув их в сохранившиеся лапти из витрины. И вы уже не просто смотрите на старое дерево, а чувствуете дыхание веков, хранящееся в нём.
Котики, если вам кажется, что смотреть на деревяшки – это скучно, я советую сходить в данный музей и иметь в запасе побольше времени..
Автор: Снежана Зюбанова