«Меч короля Артура»- один из самых разгромленных критиками фильмов Гая Ричи за последние 10 лет, и не просто так.
Я знал, что вы этого не ждали и не просили. Актуалочка подъехала друзья мои. На днях я посмотрел фильм одного из моих любимых режиссёров Гая Ричи. Да-да, того самого человека, который снял мои любимые «Карты, деньги, два ствола”, художественный фильм Snatch (во имя цензуры напишу название в оригинале) и “Джентльмены». Режиссёр с начала карьеры успел зарекомендовать себя как мастер криминальных английских комедий, но фильм, о котором сегодня пойдёт речь кардинально отличается от его предыдущих работ, и что из этого вышло, я постараюсь поведать в этой статье.
Ближе к делу, название фильма — «Меч короля Артура» 2017 года. И да, кому-то показалось удачной идеей адаптировать довольно известную историю про знаменитый меч Экскалибур, в 2017 году на современный лад. Под этими словами я подразумеваю то, что фильм, как не удивительно, наполнен большинством зумерских потребностей в современном мейнстримном кинематографе. А именно: главный герой, на которого взвалился груз ответственности, закос под супергероику, гора спецэффектов, чуть ли ни беспрерывный темп повествования, отвратительная финальная битва, и это только первое что пришло мне в голову. Но давайте обо всём по порядку.
Не хочу слишком много писать про сюжет, поэтому напишу вкратце. Когда-то четыре народа жили в мире. Ой, это не из той оперы. Народа, если быть точнее у нас было 2, а именно маги и люди, и жили они в мире пока народ магов не развязал войну. Я точно не Аватара смотрю, а то больно похоже, смекаете. Короче, Английский король побеждает противников на волшебных гигантских слонах, но, праздновать победу некогда, ведь его родной брат организовывает восстание и убивает их величества. Но вот только их сына Артура, перед этим, родители успевают довезти к причалу, где он благополучно доплывает к куртизанкам, которые взяли мальца и вырастили как собственного сына. А дальше происходит цепочка событий, после которых наш главный герой в исполнении Чарли Ханнема вытаскивает волшебный меч и оказывается прямиком в лапищах главного злодея (брата покойного короля) в исполнении Джуда Лоу. Как вы видите каст отпадный. Правда лучше от этого не становится. С бесполезным синопсисом закончили, можем переходить к чему-то поинтереснее.
Прежде чем ругать картину, хочется сначала упомянуть её плюсы, а они есть
— Во-первых это непревзойдённый монтаж Гая Ричи, а он тут есть. Я был довольно удивлён увидеть его стиль в этом фильме, после того же самого Алладина, в котором Дисней прижали режиссёру самые различные органы и приказали снимать так, как нужно им, то есть по классической схеме. Корпорация добра, что с них взять. Но в этом фильме, хоть и не часто, но присутствуют сцены, в которых поклонники режиссёра узнают знакомый очерк. Такого рода монтаж мне показался довольно органичным, и не выбивающимся из общего тона картины. Сразу вспоминается визуализация взросления юноши и рассказ Артура про проведённый день из начала фильма.
— Музыка очень хорошо подобрана, композиции драйвовые, и даже могут запомниться после просмотра. Может у вас появится желание их переслушать или даже добавить плейлист. (думаю стоит упомянуть что во время написания этой рецензии я слушаю плейлист из фильма). За саундтрек стоит благодарить некоего Дэниеля Пембертона, который также был ответственен за него в «Агентах А.Н.К.Л», где за режиссуру так же отвечал Гай Ричи.
— Операторская работа на уровне, опять же предполагаю благодаря режиссёру. Умеет Гай ставить свою картинку под такими ракурсы, что вместе с музыкой и словесным сопровождением всё выглядит необычно, интересно и ново. Тут даже не придраться. Монтаж огонь.
Но, к сожалению, на этом плюсы картины заканчиваются, и тут, наверное, можно плавно переходить к более интересной на мой взгляд части моей рецензии. А именно почему я считаю фильм плохим.
Начнём с малого и по нарастающей. Бюджет фильма составлял 175 000 000 долларов, и это довольно приличная сумма что бы эффекты выглядели по крайней мере лучше, чем в первых синематиках WoW. Но местами она очень хреновая и сильно бросается в глаза. Особенно мне запомнилась одна из финальных сцен фильма, где нам крупным планом показывают орла, который выглядит как пластилиновая фигура.
Темп повествования очень быстрый. Вот просто не могут в современном мейнстримном кино уделять весомое время раскрытию персонажей, диалогам, которые их как раз-таки и могли бы раскрыть. Но нет, по мнению Голливудских продюсеров если перерыв между экшн сценами продолжается больше 10 минут, зрителю станет скучно, или я преувеличиваю? Ведь даже сцены, в которых этого экшна нет, и персонажи должны говорить друг с другом, смонтированы под музыку, с резкими переходами и опять-таки, с непрерывным темпом. Всё бы ничего, вот только лучше бы создатели вместо этих сцен, уделили время проработке и раскрытию персонажей. Не то что бы они самостоятельно могут затащить своей харизмой, с тем набором скудных строчек, которые у них есть в фильме.
Сразу можно привести в пример Мага и Бедивера, которые являются лишь двигателями сюжета, без харизмы, предыстории, развития, хоть каких-то весомых диалогов. Они настолько серые и скучные, что ты забываешь не только их имена (хотя у мага его даже не называли), а даже то, что они собственно делали в фильме и для чего они были нужны.
Поэтому в противовес этим серым массам сразу вспоминаются один из друзей Артура в исполнении Нила Маэскелла и повстанец в исполнении Эйдана Гиллена, где последний берёт своей харизмой, а первый очень хорошо сыграл. По край ней мере первый казался самым живым и человечным среди всех других персонажей. И это не потому, что мы узнали его предысторию, нет. Достаточно было небольшого общего представления о нём, того, как он играл, какие эмоции зритель испытывал в кульминационный момент.
Почему такого не произошло с другими. А просто остальных второстепенных персонажей даже второстепенными можно назвать с натяжкой. Уж слишком им мало времени уделили. Да и ничего они особо важного не делают, и существуют лишь для продвижения сюжета фильма.
Что же до самого Артура. Он же у нас всё-таки главный герой. Ну, он стереотипный мужик, который с детства привык бороться за выживание, жил более-менее нормальной жизнью, и его это устраивало. Пока на него не свалилась большая ответственность, которую он сначала не принимает, а потом, да ладно, принимает. А какова причина- отомстить. Ну естественно. Ладно уж, стандартная схема, но как вы возможно догадались после вышеупомянутых высказываний герою очень сильно не хватает диалогов и сцен, которые помогли бы нам понять и прочувствовать персонажа. Но у нас тут мейнстримное зумерское кино, где нет месту чувственным диалогам и душевным сценам. Наш Артур только и способен что пыхтеть, кричать, валяться в грязи и то и дело всё время убегать, потом сражаться, потом снова убегать, и так чуть ли ни весь фильм. И возможно мы ещё и можем ему с натяжкой сопереживать первую половину фильма, хотя, откровенно, игра актёра не только меня не впечатлила, а показалась никакой; но уже ко второй половине когда он как-бы принимает меч, он становится непобедимой супер имбой, для которого не представляет угрозу два десятка вооружённых стражников.
Тут хочется сказать, что меч Экскалибур в этом фильме как мне показалось, показан не просто как некий магический артефакт, а как некое приспособление, которое укрывается под видом меча, и даёт его обладателю невероятное преимущество. Сами посудите, как только Артур берёт меч в обе руки, и, предварительно не теряет сознание, он становится невероятно быстрым, с невероятно обострёнными чувствами и силой. По сути, он превращается в грёбаного супергероя, и это, даже учитывая магию, невероятно неестественно, странно и посредственно. Почему нельзя было сделать постановочные бои, где без использования обилия графики наш герой оставался человеком, а не превращался в супера. Сразу вспоминается недавний сериал «Ведьмак», где бои Геральта не только выглядели настоящими, они были настоящими. Ведь от этого нереального преобладания силой главному герою абсолютно перестаёшь переживать, и даже гора компьютерной графики Джуд Лоу абсолютно не устрашает.
Кстати об этом, не знаю что такого было в 2017 году, но создатели этого фильма поступили также, как создатели «Чудо женщины» того же года, и заставили главного героя бороться с гигантской компьютерной хернёй, и нам в который раз приходилось наблюдать битву компьютерной графики против компьютерной графики. Если вам такое по душе, пожалуйста.
Но лично у меня намного больше вызывает восторг поединок реальных людей, как например в фильме “Робин Гуд: принц воро”, где кроме всех прочих преимуществ, финальная битва выглядела хорошо. А всё почему, потому что она была реальна, потому что герои были, и остались людьми, и произвели эффект намного сильнее, чем нарисованное сражение из Короля Артура.
Фильму очень сильно вредит магия. Мало того что нам никак не объяснили, как она работает в этом фильме, так еще она образует массу сюжетных дыр, и оставляет зрителей с кучей вопросов. Одна только гигантская змея, которая каким-то чудом проникла в крепость, наполненную стражниками, в одиночку могла бы завалить главного антагониста, но тогда бы не случился сюжет, поэтому она просто убивает всех пешек, кроме злодея, которого она, наверное забыла сожрать, или он был настолько быстрый что успел ускользнуть, и просто уползает восвояси. Зачем это всё было, некуда было деньги из бюджета девать, или создатели до сих пор считают, что мы не насмотрелись на гигантских слонов и змей в других фильмах?
Конечно, это один из многих вопросов по теме, на которые мы вряд ли получим ответы в ближайшем будущем. Но надеюсь на вопрос почему я считаю “Меч короля Артура” плохим я ответил. Фильм оказался попкорновым проходняком, который крайне не рекомендует вам двигать извилинами во время просмотра. Гаю Ричи лучше продолжать снимать отвязные гангстерские комедии, которые у него получаются на ура.