Матрица 4: Воскрешение – Над фильмом должен был работать другой некромант

Матрица 4: Воскрешение – Над фильмом должен был работать другой некромант

Привет. Для начала расскажу один факт о первой Матрице. В первые 45 минут, Нео крайне немногословен: у него всего 80 реплик, из которых 44 — вопросительные. В 2 раза больше вопросов возникает при просмотре Матрицы 4.

Мало кто будет спорить с тем, что первая Матрица значительно повлияла на кинематограф. Уровень постановки, графика, идеи с иллюзорностью окружающего мира и свободой воли – все это в комплекте породило действительно уникальный фильм, который прекрасно смотрится и сейчас. Не говоря о том, что фильм дал материала для разнообразных эссе на десяток лет вперед, а товарищи в шапочках из фольги до сих пор довольно калорийные теории строят. Иногда даже на серьезных щах.

Сиквелы Матрицы вышли похуже, но c ролью стильного боевика оригинальная трилогия справлялася на отлично, а история в ней была самодостаточна и закончена. Более того, сестры Вачовски сами позже признали в интервью, что они изначально планировали трилогию, а не 1 фильм, и все идеи для нее они уже использовали. Снять продолжение трилогии с такими вводными, задача явно нетривиальная.

Вопреки расхожему мнению, инициатором начала съемок стала Лана Вачовски, а не Warner Bros. Для Ланы съемка продолжения трилогии стала своеобразной терапией, которая помогла ей справится с утратой родителей, а Братья Ворнеры банально небыли против заработать на запылившейся франшизе. Смотреть оригинальную трилогию перед просмотром четвертой части не обязательно и даже противопоказано. В любом случае, даже не смотревшему оригинал, фильм на пальцах пояснит, что к чему.

Лана Вачевски не волшебник. «Облачный Атлас» и «Восхождение Юпитер» ходячее доказательство этому. Если можно как-то описать оригинальную трилогию одним словом, то это будет слово «стиль». Братья (на тот момент) Вачовски брали очень много идей из комиксов и анимации, благодаря чему трилогия изобиловала сценами, которые врезались с мозг и силились в нем навсегда. Вспомните туже сцену в лобби, либо погоню на автостраде. Плюс фильмы не чурались играть с цветовой палитрой, когда мир в матрице имел зеленые тона, тогда как реальность – синие.

С легкой руки режиссёра, Матрица 4 решает отказаться от всего этого культурного багажа в пользу… Ничего. Поясню на примере экшена. В фильме нет ни одной запоминающейся сцены, по типу тех, что были в трилогии. Более того, сама боевка до безобразия хаотична и скучна. В ней нет былого стиля и постоянно приходится напрягаться, чтобы понять, каким конкретным образом противники лупят друг друга. Ты банально плохо считываешь фигуры актеров во время боя.

Оператор постоянно трясет камеру, а на одном ударе ракурс может сменится минимум раз 5. Часто такими вещами пытаются замаскировать невзрачную постановку, но самым забавным образом боевку не спасает даже это. Драки часто происходят в небольших помещениях, в которых ты не чувствуешь объема и эпичности. Камера просто стесняется подниматься повыше и брать широкий ракурс. Плюс 2-3 раза за фильм я видел, как удары персонажей даже не достигают тела, а постоянно скачущие уровни сил персонажей не особо способствуют погружению в процесс мордобоя.

Стрельба максимально смешная. Между противниками может быть метров 10, но они не смогут попасть в друг друга из автоматов. В отдельных же случаях пули вообще урона не наносят. В фильме агенты буквально 1 или даже 2 раза укорачиваются от пуль, но магическим образом этот эффект выглядит хуже, чем в оригинальной трилогии.

Разумеется, на главные роли позвали Киану Ривза (Нео) и Кэрри-Энн Мосс (Тринити). Обоим уже за 50 лет, возраст виден. Кстати, насколько я слышал, Хьюго Уивинг (Агент Смит) решил миновать этот балаган, а Лоуренса Фишборна тупо не позвали. По Тринити и Нео видно, что актеры постарели, и они явно двигаются без былого изящества, но даже с учетом этого они двигаются слишком дергано и непродуманно. Мы все знаем, как умеет махать конечностями Киану, (спасибо Джону Уику 1-3) особенно если выдать ему огнестрел, почему никто не додумался использовать его таланты?

В фильме Киану постоянно летает на тросах, и такие сцены очень палятся и выглядят неестественно, даже с учетом фантастических допущений, свойственных фильму. В конце же съемочная команда организовала абсурдистику вселенских масштабов. Как бы описать без спойлеров… Представьте, если бы во вселенной Звездных Войн джедай резко забыл бы про свой световой меч и начал бы раскидывать вражеских болванчиков при помощи силового толчка (ну или телекинеза, если так проще). Именно об этом и будут заключительные экшен сцены. То есть даже в отрыве от оригинала экшен не выдерживает критики. Он все еще красив, всякие спецэффекты спецэффектят местами весьма недурственно, но и только.

Я не пересматривал трилогию перед просмотром, но я неплохо помнил ощущение, которую она передавала. Это довольно мрачная трилогия, а реальность, в которой живут люди – ужасает. Планета мертва, люди влачат существование как батарейки, а надежды на спасение толком нет.

В Матрице 4 же это гнетущее ощущение исчезло. Мир стал более спокойным, в нем появилось подобие комфорта и в нем стало возможно жить. Такой поворот более чем логичен с точки зрения сюжета, ведь не зря Нео в конце оригинальной трилогии корячился. Это спокойствие и некоторая несерьезность – это скорее дань уважения подвигу персонажа, а также возможность еще раз восхвалить заслуги оригинала. Но при этом возникает ощущение, что фильм снова отказался от чего-то важного, что делало его особенным.

Более интересую вещь Лана провернула с сюжетом. Фильм можно разбить на 3 акта. Первый акт по-своему крут. Горы фансервиса, жирнющая самоирония, стеб над фанатскими теориями, современным обществом и даже мемами про Киану Ривза. Лана без особого стеснения угорает над всем этим и иногда делает это даже стильно. При этом первый акт хватает тебя за горло и уносит прочь, погружает в фильм и на этом моменте к фильму как будто и нет особых претензий. Ты их просто не успеваешь осмыслить. Второй же акт более размеренный и рассказывает о судьбе мира спустя десятки лет, последствиях действий Нео и что стало с некоторыми знакомыми персонажами. Третий же акт, как можно догадаться, будет пытаться завершить сюжет фильма.

Первая проблема – это темп фильма. Если первая треть выглядит достаточно сбалансированной, пусть и слишком спешит местами, тебе все еще в полной мере позволяют насладиться каждой сценой. Проходит достаточно времени, чтобы ты успел ее впитать. Вторая же треть вышла слишком размеренной и медленной. Она содержит кучу новой информации об изменившимся мире, в том числе и визуальной. В середине фильма практически нет эмоций, а потерянная мордашка Нео надоедает спустя первые 5-10 минут.

Третий акт пытается исправить это недоразумение, и делает это за счет экшена, о качестве которого я говорил выше. При этом третья часть фильма выглядит слишком скоротечной. Слишком быстро сцены сменяют одну за другой, и тебе не дают насладиться моментом и прочувствовать глубину сцены. Как бы не хватает небольших пауз между действиями персонажей и сменами кадров. Возникает ощущение, что фильм хочет сам себя закончить.

И последнее. Основной движущей силой фильма Лана решила сделать любовь. Любовь между Тринити и Нео. Причем не нормальную, а ту, что у BadComedia-а. Подобная мотивация идет в разрез с настроением оригинальной трилогии, а сам фильм никак не показывает зрителю основу для возникновения столь сильных чувств. В Матрице 4 нет сцен, которые бы помогли выстроить химию между главными героями. И вдвойне становится не понятной концовка. Я не вижу проблемы, когда женщин в фильмах делают сильным, особенно с точки зрения характера. Но я вижу проблему, когда для этой силы нет основы, когда мне кидают в лицо с экрана мысль «она сильная, потому что сильная».

Еще можно было бы пройтись по антагонистам, их мотивации и отсутствии оной, но это уже будут слишком жирные спойлеры, поэтому опущу этот момент. На этом все. Смотреть или нет решайте сами.

Ссылки

БОНУС

В одной из сцен самым нелепым образом заблюрили сигарету. Сделали это, чтобы фильм получил рейтинг 12+, как я понял, иначе рейтинг был бы 16+. Но есть один нюанс. В фильме нет других сцен, из-за которых рейтинг фильма мог бы быть 16+. Поэтом я на 85% уверен, что эту сцену Лана добавила намеренно, ради того, чтобы поржал зритель.

 

Источник

Читайте также