Почему каждый раз, когда люди пытаются построить рай на Земле, это заканчивается адом? И температура этого ада тем выше, чем ярче пылают сердца в праведном порыве осчастливить мир.
Может быть, строили не так, или может быть, общество еще не доросло до нового миропорядка, но при достижении определенного уровня технологического развития и гуманитарного знания мы сможем воплотить мечту поколений в реальность?
Или может быть, есть объективные причины невозможности рая на Земле, и все как раз наоборот, и мы движемся не к светлому будущему, а к антиутопии с жесточайшей диктатурой и дичайшим социальным расслоением?
Или же истина, как обычно, где-то посередине, но тогда к какому краю ближе?
Я попытался порассуждать, или даже скорее пофантазировать, на эту тему на языке математики. Мне показалось интересным, что в этой в принципе гуманитарной теме математика дает адекватные результаты. Приятным бонусом для меня явилось то, что так любимый всеми физиками принцип наименьшего действия смотрится здесь вполне гармонично. В рамках построенной нами математической модели мы получим уравнения, хорошо знакомые из курса теоретической механики, что для меня стало несколько неожиданной иллюстрацией универсальности математических законов.
Постановка задачи
В самом общем виде, наша задача заключается в построении элементарной математической модели распределения благ среди людей и исследовании нескольких простейших сценариев.
Мы увидим, что даже эта элементарная модель позволит нам сделать некоторые выводы.
Энергия
Обозначим все блага, которые потребляет человечество в единицу времени (для определенности возьмем месяц), через. Чтобы избежать неоднозначности, мы будем рассматривать все блага, как материальные, так и «духовные». Все, что может быть полезно человеку, доставить ему удовольствие и что можно продать ему как товар (даже чисто теоретически) — все это входит в . Все это мы будем называть энергией.
Комментраий.
Определение может показаться неясным, но это не станет препятствием для нашего дальнейшего анализа, потому что единственное свойство, которое нас будет интересовать, - это конечность этой энергии. В разные моменты истории человечества в силу технологического и культурного развития и природных факторов эта энергиябыла разной, но все же она всегда конечна.
Эта энергия как-то распределяется между людьми. Потребление благ отдельно взятым человеком в нашу условную единицу времени мы будем называть обобщенным доходом или просто доходом данного человека, и, конечно, доход явно влияет на его физическое и «душевное состояние», которое мы упростим до одномерной шкалы удовольствие-страдание. При снижении уровня доступных благ человек начинает страдать, в то время как повышение данной энергии приносит удовольствие.
Функция распределения энергии между людьми
Проранжируем людей по доходу.
Теперь будем пересчитывать людей, начиная с самых бедных и двигаясь к богатым. Для простоты предположим, что доход двух различных людей всегда, хотя бы немного, но отличается. Для каждого -го человека посчитаем суммарную энергию , потребляемую всеми подсчитанными () людьми — всеми, кто беднее него, плюс он сам.
График будет выглядеть как-то так.
Возьмем произвольную группу людей с максимально близким доходом. Понятно, что есть количество энергии, потребляемое одним человеком в группе .
Перейдем к безразмерным координатам:
Комментарий:
Ось абсцисс я обозначил через , а ось ординат через . Я сделал это намеренно, потому что через абзац мы перейдем к обратной функции и дальше будем работать только с ней.
Т.к. очень большое, мы можем перейти к континуальной .
Тогда c точностью до коэффициента является энергией потребляемой одним человеком.
Нам будет удобно работать с обратной функцией, которая будет выглядеть как-то так:
Тогда является доходом человека в группе, соответствующей .
В дальнейшем все расчеты мы будем проводить с этой функцией . Вот некоторые свойства этой функции:
-
;
-
;
Функцию, удовлетворяющую этим условиям, будем называть допустимой функцией распределения.
Функция страдания-удовольствия, элементарный случай
Понятно, что, если человек получает слишком мало энергии, то он страдает. Чем больше человек получает энергии, тем меньше он страдает. Введем функцию , которая представляет страдание отдельного человека в группе людей окрестности . В рамках нашей модели, давайте для простоты примем, что страдание обратно пропорционально доходу, что значит, что наша функция будет прямо пропорциональна :
Так как позже мы добавим слагаемые, связанные с удовольствием (они будут отрицательными), то мы будем называть функцию функцией страдания-удовольствия.
Лагранжиан страдания-удовольствия, элементарный случай
Давайте найдем суммарное страдание всего человечества, связанное с нехваткой энергии. Обозначим эту величину через . Тогда
А теперь сформулируем гипотезу. Предположим, что человечество, как единый организм, всегда пытается минимизировать общее страдание . Это значит, что функция распределения энергии автоматически «поднастраивается» таким образом, чтобы минимизировать .
Тогда мы получаем классическую задачу вариационного исчисления с лагранжианом:
Комментарий:
В рамках классической механики этот случай аналогичен случаю свободного движения материальной точки в одномерном пространстве. Лагранжиан в этом случае является просто кинетической энергией материальной точки с массой :
С учетом краевых условий достигает минимума для функции
Эта функция является допустимой функцией распределения (удовлетворяет всем требованиям, которые мы предъявляем к этой функции). При этом доход любого человека:
Прекрасный, справедливый мир.
Это элементарная задача из классической механики с известным ответом. Здесь я только хочу напомнить логику рассуждений.
Для получения функции, которая является локальным экстремумом, нужно решить уравнение Лагранжа-Эйлера:
Что в нашем случае дает:
Краевые условия и дают и
Отсюда мы получаем решение
Докажем, что это минимум.
Подставим функцию в :
Понятно, что любую другую допустимую функцию можно представить в виде:
где удовлетворяет тем же краевым условиям: и .
Найдем для функции
Но тогда
Что означает, что является минимумом.
Лагранжиан страдания-удовольствия с удовольствием
Мы уже учли тот факт, что доход влияет на страдание, но мы говорили об объективном, физическом страдании, связанным с нехваткой еды, тепла, … Но было бы разумно предположить, что мы получаем удовольствие пропорциональное нашему доходу. Это что-то не связанное напрямую с нашим выживанием, это просто удовольствие от пользования благами.
Введем новое слагаемое в нашу функцию страдания-удовольсттвия:
Важно понимать, что означает, что этот элемент отвечает за удовольствие.
Тогда
Понятно, что этот функционал будет достигать минимума при точно той же функции, что и в предыдущем случае:
То есть, если мы просто стремимся выжить и просто получаем удовольствие от благ, то это приводит опять к справедливому, равномерному распределению.
Лагранжиан страдания-удовольствия с завистью
Но если мы присмотримся к человеку (и прежде всего к себе) поближе, то мы можем заметить и другие факторы, вызывающие страдание и удовольствие.
Так, наше удовольствие зависит не только от абсолютного количества благ — мы сравниваем свой уровень жизни с уровнем жизни других людей. Нам приятно, когда мы живем лучше других, и мы страдаем, осознавая, что другие живут лучше нас. Эта функция, определяющая наше удовольствие от сравнения себя с другими, может быть довольно сложной. Обозначим ее как .
С учетом этого нового фактора, наша функция удовольствия-страдания теперь будет выглядеть как
Разложим функцию в ряд Тейлора в точке . Далее, упростим нам задачу и возьмем только постоянную и линейную части разложения. Тогда наша приблизительная упрощенная функция удовольствия-страдания примет вид:
Будем называть коэффициент коэффициентом физического страдания, коэффициент — коэффициентом удовольствия, а коэффициент — коэффициентом зависти.
Здесь важно понимать, что, как и и , коэффициент также положителен (не отрицателен, если быть точным).
Лагранжианом является подинтеграьная функция:
Комментарий.
В рамках классической механики это соответствует свободному движению материальной точки в потенциальном поле, где потенциальная энергия пропорциональна (например, высоте):
Применим критерий Лагранжа-Эйлера:
Обозначим
С учетом краевых условий нашим экстремумом является функция:
Нужно еще доказать, что это минимум, но так как это одна из базовых элементарных задач классической механики, то мы не будем тратить время на это.
На диаграмме представлены графики для
С учетом того, что не отрицательна получаем, что не положительна на всем интервале .
будет неотрицательной на всем интервале при условии
То есть для мы получаем, что наш минимум является также и допустимой функцией распределения.
Интересно посмотреть на функцию распределения дохода .
Распределение дохода для и
Очевидно, что распределение неравномерно. Это распределение тем более неравномерно, чем больше отношения
и в пределе, когда , мы приходим к крайней форме несправедливого распределения, когда группка самых богатых людей (в левой окрестности ) получает бесконечно большой доход, что выражается в условии
(производная берется слева от 1)
Комментарий.
Понятно, что это аппроксимация, недостижимая в силу конечности энергии. Этот эффект возникает от того, что мы считаем континуальным, в то время как эта переменная связана с подсчетом людей и конечно же дискретна.
Что делать со значениями ).
Мы видим, что "коэффициент зависти" портит всю картину. Но какова его природа? Если это просто результат воспитания или следствие социальной травмы, страхов, связанных с историческими событиями и передаваемых из поколения в поколение, то это одно. С этим можно работать: это лишь вопрос воспитания, образования и знания. Но если эта "зависть", это желание жить / быть лучше других, или страх быть хуже заложены в нас на генетическом уровне. Только сейчас, в развитых странах, мы наконец-то начинаем получать достаточное , гарантированно обеспечивающее выживание. Наш вид формировался далеко не в условиях рая. Человеку приходилось бороться за выживание с себе подобными, и те, кто были внизу иерархии, часто просто не выживали. Мы можем предположить, что "коэффициент зависти" - это что-то, что было заложено в нас природой в процессе эволюции. Если это объективный фактор, то можно ли его компенсировать. Да, с точки зрения нашей модели мы можем компенсировать его введя противоположное "зависти" действие. Это должна быть функция, которая увеличивает страдание, если ты живешь лучше других. Опять-таки, беря постоянный и линейный член в разложении в ряд Тейлора, наша функция страдания-удовольтсвия будет выглядеть следующим образом Если , это приводит к равному распределению средств. Интересно, что D можно обеспечить двумя фундаментально различными способами: через развитое и культивируемое чувство сострадания, или через насилие и репрессии. Но в любом случае, это выглядит, как что-то порожденное социумом, культурой. Будем называть коэффициент D "социальным коэффициентом".. Исходя из самых общих соображений, мы увидели, что введение "зависти" в нашу математическую модель привело к неравномерному распределению доходов. Если бы мы не сравнивали свой доход с доходом других и довольствовались "тем, что есть", просто получая удовольствие от тех благ, которые нам достаются, без оглядки на других, то распределение было бы справедливым. Чем выше коэффициент зависти, тем менее справедливо распределение, и в пределе мы очень быстро скатываемся в крайнюю форму, когда небольшая группка людей на вершине пирамиды имеет теоретически бесконечно больший доход, чем остальные. Коэффициент зависти может быть скомпенсирован социально через два диаметрально противоположных подхода: сострадание или насилие. Это то, что мы получили в нашем моделировании, и это мне кажется вполне правдоподобным. Однако, можем ли мы сделать какие-либо выводы из непроверенной и довольно примитивной модели: мы учли лишь несколько факторов и при этом взяли удобные для расчета функции? И все же мне кажется, что да, можем. Конечно, мы не ответим на вопрос, движемся ли мы в ад или в рай, но основной вывод, который я вижу здесь, заключается в том, что вполне возможно (и я склоняюсь к этой мысли) существуют объективные факторы, во многом определяющие этот путь. Эти факторы могут быть связаны с доступной энергией, которая в свою очередь определяет некоторые коэффициенты, и в зависимости от соотношения этих коэффициентов мы объективно можем быть склонны к той или иной форме сосуществования. Так, возможно, в человеческой природе объективно заложен слишком высокий "коэффициент зависти" или какой-либо другой "негативный" коэффициент. Можем ли мы компенсировать это. Если мы говорим о материальном распределении, то может показаться, что есть простой путь: через законы и принуждение. Здесь очень многое зависит от того, насколько "коэффициент зависти" высок и насколько он важен для нас. И если сердца революционеров / реформаторов горят желанием сделать мир справедливым здесь и сейчас, а сопротивления человеческого материала слишком велико, то результатом являются репрессии, что мы уже как человечество проходили не раз. Делает ли это нас счастливыми? Путь ли это в рай? И действительно ли мы добиваемся справедливости в этом случае? Ведь все равно существует иерархия, и на вершине пирамиды живется намного лучше, чем внизу. Есть другой путь, гораздо более длинный и сложный - путь трансформации через сострадание, чему нас учат многие религии. Но достижимо ли это в рамках всего человечества. Возможно, существуют какие-то объективные коэффициенты, которые позволят дать точный ответ на этот вопрос в будущем.Комментарий.
Надо заметить, что похоже представляет из себя очень узкий, переходный коридор, и все очень быстро "сваливается" в максимально несправедливого распределения.
Лагранжиан страдания-удовольствия с социальным коэффициентом
Комментарий.
Получается, что C = D - математическое представление золотого правила: "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой"Выводы