Впечатления российских разработчиков от поездки в Китай.
Руководитель игрового департамента ВГТРК Ренат Незаметдинов в колонке для DTF рассказал об участии в выставке ChinaJoy, разнице игровых рынков Запада и Китая, а также дал рекомендации по общению с предпринимателями из Поднебесной.
В 2017 году игровой департамент ВГТРК, представленный двумя издателями и разработчиками игр по мотивам телевизионных продуктов — «Интерактивный Мульт» (приложения для детей) и «Интерактивные Истории» (продукты для взрослой аудитории) — впервые принял участие в юбилейной, пятнадцатой игровой выставке ChinaJoy. Рынок игр в Китае образован относительно недавно, но сейчас это одна из самых конкурентных и быстрорастущих ниш в Азии с суммарным доходом около 25 миллиардов долларов по итогам 2016 года.
О выставке
ChinaJoy преимущественно консьюмерское мероприятие с титаническим уровнем реализации — оно масштабнее, чем E3 и GamesCom вместе взятые. Бизнес-зоне отведено около 20% общей площади выставки. Весь конвент расположился на нескольких гектарах.
Мероприятие не дружелюбно к иностранным посетителям (несмотря на участие гигантов вроде Intel, PlayStation): найти китайцев, говорящих по-английски затруднительно. Как и указатели на английском языке. Без провожатого придется тяжело: даже роскошнейшие стенды интересующих нас крупных китайских компаний было крайне сложно отыскать.
Если сложно ориентироваться посетителю, то что говорить о бизнес-задачах: полагаться на себя или доверить презентацию компании англоязычному человеку по продуктивности равно черпанию воды решетом — слишком низкая вероятность, что вас хотя бы выслушают, даже несмотря на то, что большинство топ-менеджеров говорят на английском. Но прежде чем нанять на работу китайца-биздева, подумайте трижды: нет никакой гарантии, что сотрудник будет лоялен к иностранному бренду.
Об организации участия
Общение с организаторами ChinaJoy велось на английском языке. Но только при помощи представителя холдинга, постоянно проживающего в Шанхае и говорящего на китайском, удалось решить ряд организационных моментов на этапе застройки стенда. В сравнении с соседями, наш казался скромным и лаконичным. Ажиотаж вокруг участия напрямую зависит от великолепия площадки — ничего общего с уютной и почившей КРИ.
Говоря о «бытовых проблемах», мы переживали, что будут трудности с доступом к российским серверам, но опасения оказались напрасными — всё работало исправно.
Практические рекомендации
- Подготовьте все промо-материалы и презентацию компании на китайском. У китайцев, в отличие от европейцев и американцев, трепетное отношение к мерчу, раздаточным материалам и прочей печатной продукции. Желательно изготавливать её в большом формате — они любят А4. Посетители намеренно ходят по выставке с гигантской сумкой, чтобы собрать все бумажки. Компании даже отправляют специальных наёмных сотрудников, которые приезжают не общаться, а собирать листовки и буклеты. Ориентируясь на эту характерную черту, каждый участник стремится особой подаче таких материалов.
- На стенде нужно предельно четко сформулировать, кто вы такие (например, разработчик и издатель). Желательно указать перечень компетенций и бизнес-задач. Конечно же, на китайском.
- Позаботьтесь о большом количестве визиток (на английском и китайском языках). У нас 200 штук ушли очень быстро.
- Китайцы среднего и старшего возраста предпочитают вести переговоры с мужчинами, при этом возраст и визуальное восприятие имеют значение. Были неприятные случаи, когда они отказывались общаться с девушками и пытались поговорить только с руководством. В то же время, молодого руководителя не все готовы воспринимать всерьёз. Китайская молодёжь напротив демократична: не ориентируется на консервативные установки и более открыта к общению.
- Китайцам важен ваш внешний вид: жара в 42 градуса по Цельсию, которая случилась в Шанхае в этом году, — это не повод надевать футболку и шорты. Идеальный вариант — брюки и рубашка. Джинсы и поло тоже уместны.
- Давать что-то китайцам (в данном случае речь идёт о визитках) следует двумя руками, так как передача предмета левой рукой считается оскорблением.
- Не забывайте про WeChat и QR-коды — в этой стране их очень активно используют. Последние размещают повсеместно, даже на могильных памятниках.
Первые итоги
В течение трёх дней нашего участия мы провели около 40 переговоров (не считая общения с бесчисленным количеством представителей локализаторов и продавцов трафика). Follow up и переписка по итогам переговоров займет у нас ещё порядка четырех месяцев.
Наибольший энтузиазм чувствовался к детскому контенту: в стране очень бодро растет потребность в мультипликации и играх для всей семьи.
Что касается продуктов для широкой аудитории, то мы представляли три проекта, каждый из которых сейчас находится на этапе софт-лонча: браузерные ситибилдер «Сказочный город» и Hidden Object «Тайны следствия», а также мобильный PvP «Битва снайперов». Предсказуемо, наибольший отклик в сердцах наших китайских гостей вызвал последний. PvP — неизменно самая популярная механика у азиатской аудитории.
Небольшой инсайд: производители Smart TV (например, Lenovo и Ezhov Corporation) заинтересованы в адаптации игр под их приставки. В Китае относительно недавно разрешили продажу консолей и пока игроки не до конца понимают, зачем они нужны. В их отсутствие домашнее игровое пространство захватили телевизоры. Китайцы активно играют в игры на телевизоре.
При этом, в отличие от всего остального мира, у них не возникает проблем с платежами на Smart TV, так как оплата производится посредством сканирования QR-кода. Поэтому на выставке присутствует множество магазинов, подбирающих контент именно под Smart TV, где европейские и американские продукты не представлены вообще.
Что касается консолей, исключением является VR. Масштаб рынка впечатляет, но с разработчиками и производителями устройств виртуальной реальности в этом году случилась злая шутка: было очень жарко. Очки моментально запотевали, что сделало процесс погружения неприятным и банально не гигиеничным. Как следствие, в этом году VR не пользовался популярностью среди посетителей.
Насколько вам необходимо участие
Несмотря на перенасыщение китайского игрового рынка, выход на него — мощный шаг развития разработчика, а участие в выставке — прекрасный способ привлечь интерес к компании и начать общение с людьми, которых вы не знаете. Если уже есть опыт биздева в Китае, то стенд становится не обязателен, но для первого знакомства с рынком — вещь крайне полезная.
Азиатскому пользователю очень плохо известны российские продукты (исключение составляет Pixonic с War Robots и World of Tanks , у которого восточный регион по выручке занимает третье место). Разумеется, в силу культурной особенности, наибольшей популярностью пользуются игры с фэнтезийным сеттингом. Проект с необычной механикой также имеет все шансы на успех в Азии, ведь китайский рынок переполнен клонами известных игр.
Источник: DTF