Подходящий к концу год и конкретно третий квартал оказались для Ubisoft отрезвляющими. После нескольких лет стабильного успеха и роста компания признала, что два её главных релиза 2019-го оказались неудачными.
The Division 2 не дотянула до ожидаемых показателей, а Ghost Recon Breakpoint стала «сильным разочарованием». В обоих случаях компания винит недостаток инноваций и невыразительный сеттинг — в особенности это касается первой игры, сменившей колоритный зимний Нью-Йорк на заросший зеленью Вашингтон.
Нельзя сказать, что ситуация катастрофическая, но по графику хорошо видно, что издательство внезапно откатилось по своим показателям на три-четыре года назад — как будто и не было рекордных 2017-го и 2018-го.
Глава Ubisoft Ив Гиймо во время общения с инвесторами сделал всё, чтобы доказать: компания сделала из этих неудач выводы. В будущем она будет обновлять свои франшизы реже и при этом стараться делать каждую новую игру такой, чтобы она выделялась на фоне предыдущей части.
Свою решимость Гиймо подтвердил и делом: компания отложила сразу три AAA-игры, которые должны были выйти в первом квартале 2020 года — Watch Dogs Legion, Gods & Monsters и Rainbow Six Quarantine.
При этом в Ubisoft отметили, что компания могла бы выпустить эти тайтлы в срок — дополнительное время взято не для «полировки», а для того, чтобы вывести проекты на новый уровень. Watch Dogs Legion и Gods & Monsters должны были выйти в конце февраля и начале марта, а теперь появятся на прилавках после 1 июля.
Едва ли Ubisoft станет выпускать эти тайтлы в разгар лета, так что они, скорее всего, выйдут в сентябре-октябре — рядом с выходом консолей нового поколения. Это значит, что эти игры получат как минимум по полгода доработки — и это время явно пойдёт не только на специальный режим с улучшенной графикой для PS5 и следующего Xbox.
При этом никто не сомневается в том, что на осень у Ubisoft заготовлена и новая Assassin’s Creed, которая, вероятно, может выйти сразу на двух поколениях консолей. Но не будет ли она пересекаться с аудиторией Gods & Monsters и не перенесёт ли теперь её издатель на весну? Одной только Watch Dogs Legion в качестве большого осеннего релиза вполне достаточно.
В любом случае Ubisoft пообещала выпустить до 1 апреля 2021 года ещё две неанонсированные AAA-игры, которые не имеют отношения к Skull & Bones (теперь ожидается после 1 апреля 2021), Beyond Good & Evil 2, Just Dance и Roller Champions. Так что 2020 год, в отличие от пустого 2019-го, судя по всему, станет для издателя одним из самых насыщенных в истории.
Впрочем, в способности Ubisoft выпускать успешные игры инвесторы не особо сомневались. Самые сложные вопросы Гиймо задавали по поводу микротранзакций — в индустрии появились опасения, что эти методы монетизации всё чаще будут вызывать протесты игроков, что в итоге снизит выручку компании.
Однако Гиймо уверен, что рост Ubisoft в этом направлении в последние годы был вызван не агрессивностью монетизации, а увеличенным временем поддержки игр издательства. По его словам, пользователи просто чаще возвращались назад и, соответственно, больше тратили во встроенных магазинах.
В разговоре о встроенных платежах Гиймо не мог не коснуться скандала вокруг Breakpoint — в магазине игры нашли покупки для «экономии времени», которые позволяли быстрее прокачиваться, но после скандала их удалили.
Что касается масштабов самого магазина микротранзакций в Breakpoint, то Гиймо считает, что разработчики просто хотели дать пользователям больше выбора — с учётом опыта, полученного издательством в Wildlands.
Многие винят в неудаче Breakpoint и общую сырость, однако она свойственна большинству игр Ubisoft и обычно не бывает проблемой. Той же Wildlands многочисленные баги не помешали стать самой продаваемой игрой первой половины 2017 года, так что эту тему Гиймо не затронул совсем.
Возможно, The Division 2 это касается в меньшей мере, однако Ghost Recon Breakpoint стала для Ubisoft болезненным уроком. В издательстве удивлены тем, насколько неудачно выступила игра: ведь плей-тесты прошли успешно, да и схема выпуска казалась отработанной до мелочей.
Однако именно после Breakpoint компании, вероятно, придётся пересмотреть то, как она развивает свои франшизы в принципе и как переносит различные элементы из одного тайтла в другой, лишая их собственного лица. В той же Ghost Recon зачем-то появилась система лута из The Division 2, которая не работает, и свойственный MMO онлайн-хаб, который только искусственно растягивает время между миссиями.
Аналитики считают, что для дальнейшего успеха компании нужно посмотреть на… свои же игры. Ghost Recon явно не был нужен быстрый сиквел — франшизу можно было бы развивать в течение всего консольного поколения, попросту добавляя новый контент в Wildlands, что Ubisoft успешно провернула с Rainbow Six Siege. Да и The Division можно было бы развивать большими контент-паками на манер Destiny 2. Такой подход разом бы решил и все проблемы с монетизацией — на неё обращали бы внимание в основном вовлечённые игроки, готовые платить, и скандалов бы просто не случилось.
Другие примеры для подражания — Red Dead Redemption 2 и Call of Duty. В первом случае разработчики добавили агрессивную монетизацию только за пределами кампании и уже тогда, когда из игры ушла большая часть пользователей, а во втором Activision попросту удаётся сохранять формулу свежей — то резко менять тон, то быстро добавлять амбициозные режимы вроде «Королевской битвы», то внезапно перестраивать всю технологическую базу, как это случилось в Modern Warfare.
Само собой, игроки могут сказать, что Ubisoft попросту надо наладить выпуск «шедевров», как это делают Sony и Nintendo, однако, в отличие от этих компаний, французский издатель не зарабатывает на железе. Качество игр PlayStation появляется за счёт многочисленных переносов, которые Ubisoft не может себе позволить — это видно по тому, как обрушились акции компании после зачистки первого квартала 2020 от её тайтлов. Компании нужно стабильное расписание.
Так или иначе, за Ubisoft пока рано волноваться. Если с чисто онлайновыми играми у издателя под конец поколения не задалось, то одиночные франшизы вроде Far Cry и Assassin’s Creed с финансовой точки зрения чувствуют себя лучше, чем когда-либо. И интерес к этим сериям явно подстегнут консоли нового поколения — кто из фанатов не захочет посмотреть, как известные франшизы изменятся на PS5?