Marvel vs DC. Снова. Так надо

Последний шанс киновселенной или простите за лонгрид.

Я вернулся с сеанса «Тор: Рагнарёк» и хотел написать рецензию, разбирающую фильм на составляющие. Но внезапно понял, что готов не писать отзыв, а на примере этого фильма, ответить для себя на вопрос: почему у киновселенной Marvel (MCU) всё так радужно (и в прямом и в переносном смысле), а в киновселенной DC (DCU) не очень. Отрицать это уже невозможно. В то время, как картины Marvel бьют рекорд за рекордом с выходом каждой новой части, фильмы DC получают смешанные отзывы, не самые высокие оценки и кассу, которая даже близко не приближается к ожиданиям продюссеров.

Сочно. Первое что приходит на ум, когда смотришь на постеры.

Но перед описанием основных пунктов, нужно сделать небольшой дисклеймер. Я давно увлекаюсь комикс-культурой и супергероикой, коллекционирую комиксы в оригинале и на русском и слежу за новостями разных издательств. И да, моё сердечко пренадлежит DC. И на правах фаната DC, я выделил несколько причин, по которым я с удовольствием иду на фильмы Marvel, а вот за фильмами из DCU слежу с опаской и долей обречённости.

1. Каждая минута фильма заставляет зрителя захотеть увидеть следующую минуту. Это самый главный пункт, без которого не будут работать все остальные. Удержание, привлечение внимания к экрану. И неважно, как будет удерживаться внимание — красками, юмором, сюжетными финтами, жестокостью, сексом и тд. Почему неважно? Потому что, если переборщить с чем-то одним и пытаться строить всё на юморе или например, только на экшэне, внимание зрителя всё равно ослабнет, поэтому переключаться и искустно маневрировать нужно всегда. И если смотря «рагнарёк» я совершенно не следил за временем, а залипал в экран, то на «бэтмене против супермена» я подсчитывал моменты, которые можно было вырезать без каких-либо потерь для фильма. Получилось минут 40 и по моим ощущениям, фильм бы только выиграл. Да, у марвел тоже случаются огрехи: вспомнить хотя бы «эру Альтрона», которая была довольно вымученным сиквелом. Но это приводит нас ко второму пункту.

Тайка Вайтити. Вот этот парень снял «Тор: Рагнарёк».

2. Эксперементы. Разная подача, разные взгляды, разные режиссёры. В Marvel, с какого то этапа (окончательно это оформилось в первых стражах галактики) перестали бояться эксперементов. Наскучила чистая супергероика? Получите супергероические «11 друзей Оушена» (Человек-Муравей). Этого недостаточно? Вот вам классическая история о неудачниках-приключенцах, которые становятся семьёй (Стражи галактики). И это приелось? Хмммм, а как вам комедийный роад-муви (Тор: Рагнарёк)? И Режиссёры меняются, порой удивляя публику своим внезапным назначением, и лейтмотив у картин разный и никто не пытается равняться на одну божественную фигуру. Вы уже поняли к чему я клоню, правда? Зак Снайдер. У DC, кажется другой путь. Они уцепились за одну знаменитость и пытаются подстроить под неё всё. Но кажется, никто не сказал им что делать, если подход знаменитости не сработал. DC просто продолжают долбить стену. И самое обидное, что «отряд самоубийц» выглядел замечательным концептом, трейлеры радовали, все поверили, но…подгонка под «стандарт Снайдера» обеспечила, как это принято говорить…неоднозначность. Да и постоянные конфликты с режиссёрами то утверждёнными, то снятыми с должностей из-за «творческий разногласий» подливают масла в огонь. Кажется, с «Чудо-женщиной» дело хоть чуть, но сдвинулось с мёртвой точки. Однако WB, которые и производят фильмы DCU очень консервативны и пока непонятно, как скоро это семя даст плоды.

Это должна была быть яркая, аляповатая, абсурдно-кислотно-цветная разухабистая киношка. Чувствуете это в постере? И я нет.

3. Серьёзность, пафос и супергероика. В MCU давно поняли одну ключевую, на мой взгляд идею: жутко серьёзные лица с пафосными речами и мужики в разноцветных трико сочетаются довольно плохо. В DC это отрицают. И этот пункт совсем не про юмор, это будет дальше. Этот пункт про атмосферу, настрой и подачу фильмов. Да, в Marvel, по сути, царит ваквханалия с кучей допущений. Но эти допущения вполне укладываются во внутреннюю логику мира, где люди каждый день видят супергеройский цирк, каждый второй знает о куче других планет, измерений, разумных рас и магии, а мутантом может оказаться твой сосед. И эта несерьёзность воспринимается органично, это вписывается в контекст. Но в DCU всё не так. В этих фильмах все как-бы закрывают глаза на моменты с супергероями и в оставшееся экранное время пытаются играть военную драму в нашем, реальном мире. Такое чувство, что Заку Снайдеру дали делать фильм, он не разобрался какой и что там за супергероика такая и начал снимать давно вынашиваемый эпос, походя вклеивая этих, как вы там сказали? А точно, Бэтмена с Суперменом. Причем, как обычных людей он их показывает 80% времени и лишь остальные 20%, как супергероев, совершенно не понимая того, что подчёркивается почти в каждом комиксе — именно гражданские ипостаси для этих персонажей и есть маски, настоящая их сущность — именно мужики в трико, которые борются со злом. И именно супергероев, а не обычных людей хочет видеть большинство зрителей. На обычных людей мы и в других фильмах насмотримся! И опять же должен сделать сноску, «Чудо-Женщина» была первым позитивным изменением в этой системе. Надеюсь — не последним.

Лучше не читать комментарии.

4. Фанаты. Долго думал, включать ли этот пункт и понял, что пробежаться по нему необходимо. Да у тайтловых картин DC неважные оценки, да у них сборы далеки от ожидаемых, НО! У этих картин есть одно интересное явление — фанатское ядро, которое воспевает Снайдера и его картины. Даже на дтф пишутся статьи в которых объясняется, почему мы, быдло, не поняли великих откровений, а провал Снайдера и его картин — не провал, а победа чистого интеллекта над бездуховной массой плебеев. Да, я утрирую, да, сильно. Но посыл абсолютно такой. Например, недавно Олег написал статью про деконструкцию образа Супермена как бога в картинах DCU. И вроде бы всё хорошо, но к некоторым фактам, которые объяснены в самих фильмах или комиксах довольно просто, там подводится искуствоведческо-религиозное обоснование, данное через призму «тройного дна». Ну ок. А знаете, что самое интересное? Самый успешный по всем параметрам фильм DCU «Чудо-Женщина» там пропущен со словами «типичная супергероика, нечего сказать». А знаете, что ещё интересно? Про Marvel особо не пишут статей, в которых пытаются объяснить провал гениальностью.

Лучше так.

5. Музыка. Самый лёгкий для меня пункт, просто потому что я абсолютно немузыкальный человек и на звук с музыкой внимание обращаю в последнюю очередь. Итак, помните тот ост из стражей, с композициями 80х, который многие заслушивали до дыр? А Iron Man от Black Sabbath, которая, собственно была остом в «Железном человеке»? А в новом Торе Immigrant Song от Led Zeppelin, которая не только по стилю, но и по смыслу идеально подходит? Короче, в MCU осты подобраны с любовью и помогают наслаждаться. В DCU ситуация…совсем не такая. Сразу сделаю оговорку: то что я говорю не относится к музыкальной теме ЧЖ — она прекрасна, но вот остальное… Придя на БпС я впервые услышал ост, который мешает смотреть фильм и просто дерёт уши гвоздями. И я окончательно разочаровался в Хансе Циммере. Мерзотное пиликанье виолончели пока Бэтмен стоит на верхушке крана — есть, военный оркестр волынок на похоронах простого канзасского парня — есть, долбануто-медленно, заунывно-нудная музыка в динамичной сцене погони на бэтмобиле — конечно есть. И так весь фильм — это просто ужасно. Тотальное непопадание музыки в картинку. И кстати…

Знаменитые светофильтры пошли задолго до DCU.

6. Картинка. Тут долго распинаться не буду, чистая вкусовщина. Но, светофильтры снайдера, съедающие цвета и оставляющие коричнево-серую кашу, уже стали мемом. Самое печальное, что и «отряд самоубийц» на постпродакшене пострадал от них. И зря. А вот пару слов про графон скажу. И на ДТФ не раз отмечали, что промо ролики по «Лиге справедливости» были с таким уровнем GC, что в Marvel застрелились бы, но не позволили себе такого выложить. Ещё одна деталь в завершение: обе студии недавно обновили заставки, показываемые перед фильмами. И если у Marvel получилось вполне свежо, хоть и ничего «вау!», то у DC вышла какая-то очень стыдная 3d-заставка на уровне школьника, начавшего постигать 3dmax.

Ну а чего грустить-то?

7. Юмор. Тут всё и просто и сложно одновременно. В Marvel нашли свой путь — чередование юмора и драмы. В разных фильмах они встречаются в разных пропорциях, например в новом «Торе» это где-то 70/30 в пользу юмора. О драме не забывают, чтобы не скатываться в фарс, но она там присутствует довольно номинально, что опять же органично смотрится в рамках MCU. И, что важно для фильма такой динамики, тут полностью отсутствует любовная линия, появлением которой пару раз дразнят зрителя. Но она не появляется и за это я готов расцеловать Тайку Вайтити. Он чувствует уместность элемента в фильме. И снова вернёмся к DCU, в которой юмор отсутствует как класс. И многие хвалят этот аспект, забывая о том, что это делает фильм гораздо менее реалистичным. Юмор — нормальная реакция мозга на стресс. Горький сарказм — на утрату и так далее. Юмор — неотъемлимая часть жизни и общения людей. Это не обязательно шутки-шутеечки, это в первую очередь реакции, это может быть абсурд, колкости, нелепости и тп, всё что окружает нас в реальности. Вообще вырезав аспект юмора из вселенной, оставив одну недошутку про «друзей в плащах», Зак Снайдер просто обескровил свои супергеройские фильмы.

Надежда есть!

В заключении, мне хочется поговорить о перспективах и о том, что не всё так плохо. Кажется, боссы студии начали что-то понимать. Ещё на этапе производства «Лиги справедливости», следить за Снайдером, доверие к которому таяло, поставили нынешнего главу комиксного подразделения DC и гениального автора Джеффа Джонса. Из-за трагедии в семье, Снайдер ушёл с поста режиссёра и монтаж фильма оставил Джоссу Уидону — режиссёру мстителей. И вот что интересно, Джосс попросил досъёмок, чтобы «связать то, что снял Зак Снайдер в один фильм». А ещё интереснее то, что ему выделили сумму на досъёмки, которую не выделяли ни одному фильму в истории, хотя сами досъёмки — вещь обычная. Также, ему предоставили полный контроль над процессом и небывалую свободу — корректировки в сценарии. Лично я очень надеюсь на этот фильм. Также надежды подогревают новая часть «Чудо-женщины», «Аквамен» и «Флеш», в которых, похоже, режиссёрам всё-таки развяжут руки и отдадут паспорта, чтобы они могли творить не оглядываясь на одну единственную фигуру. Ведь всё-таки

я согласен с Беном.
 
Источник: DTF

Читайте также