«Мартин Иден» – роман Джека Лондона, рассказывающий о молодом парне из рабочего класса, который влюбился в девушку-аристократку и ради сближения с ней решил стать известным писателем. На первый взгляд, банальная история любви, в итоге оборачивается чем-то совсем иным, хотя и остаётся ею до конца. Но обо всём по порядку.
Главные герои
В центре повествования, конечно же, находится сам Мартин Иден – парень (почти) 21 года, который с ранних лет сам зарабатывает себе на пропитание (в основном в море, нанимаясь матросом на разные суда). Мартин, как это часто водится в художественных произведениях, на первый взгляд, хорош практически во всем: он красив и силен – никакая девушка не устоит перед его обаянием и мощью; он уважаем в кругу товарищей, т.к. ко всем относится по-дружески, приходит на выручку в нужный момент, умеет хорошо провести время и постоять за себя. Он щедр и всегда отдает свои долги, не забывая проявленной к нему доброты. Не боится тяжелой работы и делает её хорошо. Он уверен в себе. Кроме всего этого, несмотря на внешнюю «дикую силу» Мартин обладает чутким нежным сердцем, любопытством и тягой к познанию, любовью к красоте и впечатлительностью. Таким мы видим его на протяжении большей части романа.
Второй центральной фигурой произведения является Руфь Морз – девушка буржуазного сословия, 24 года. Красивая, кроткая, утонченная голубоглазая блондинка, которая учится в университете вместе со своими братьями. Она изучает искусство и любит литературу, много читает, играет музыку и красиво поёт. Она очень учтива и чувственна, всегда старается создать комфортную обстановку для своих гостей. Ей, как и большинству аристократической молодежи, никогда не приходилось работать и жизнь она знала исключительно по тому, что читала в книгах. До встречи с Мартином Иденом Руфь не знала, что такое любовь.
Завязка
С Руфью Мартина знакомит её брат – Артур. Именно Артур пригласил молодого рабочего на обед в дом своей семьи, после того, как тот защитил его от уличных хулиганов. С одной стороны, это был жест благодарности, но с другой, Артур хотел показать своей семье «дикаря», ожидая от Мартина, как от представителя «низов» каких-то выходок. Но ожидания его не оправдались. Мартин, будучи натурой чуткой, очень старался вести себя «правильно», следить за своей речью, чтобы никоим образом не оскорбить людей, так любезно пригласивших и принявших его. К тому же, дом Морзов произвел на него огромное впечатление, а сама семья Артура казалась образцом высшего общества, будто сошедшим со страниц книг: интеллигентные, утонченные, умные, связанные крепкой семейной любовью (чего не было в семье Мартина). Чувствуя превосходство своей новой компании и восхищаясь ею, Мартин, тем не менее, не терял уважения к себе. Он не унижался, не пытался льстить. Он знал, что пока не стоит с ними на одной ступени, но… это вопрос времени.
В процессе общения, Руфь и Мартин нашли общий интерес в литературе: несмотря на то, что он был выходцем из низов, Мартин тоже читал книги, они могли с легкостью захватить его. И хотя познания его в этой сфере были скудны, по сравнению с Руфью, это не стало преградой, ведь он чувствовал к книгам неподдельный интерес, а потому с удовольствием слушал рассуждения молодой девушки.
Вечер прошел отлично и, конечно же, в Руфь он влюбился с первого взгляда. С первого же взгляда влюбилась в него и Руфь, правда, в отличии от Мартина, она не осознавала этого. Чувствуя влечение, она не понимала его истоков: Мартин был совсем не тем идеалом мужчины, который она себе рисовала, а ровно обратным. Его грубость и сила пугали её, но и притягивали одновременно. К тому же, до сих пор мужчины для неё вообще не существовали в разрезе любовных отношений (что даже беспокоило её родителей и, в итоге, стало одним из факторов, почему те не были против их последующего общения).
После, окрыленный светлыми чувствами и одновременно мучимый терзаниями по поводу классового и интеллектуального разрыва между ним и его возлюбленной, Мартин приходит к решению образовываться и стать известным писателем. Исполнение своего плана он не откладывает ни на секунду.
Безустанный труд и вера в себя
На пути к писательскому Олимпу Мартин рассчитывал только на себя и свой труд. Полный энергии и безапелляционной веры в себя, а также движимый целью, он без устали штудирует литературу разных направлений, регулярно посещая публичную библиотеку, учит новые слова и их значения, разбирается в сложных конструкциях, возвращаясь к ним снова и снова. По совету Руфи, Мартин в том числе усиленно изучает грамматику, чтобы исправить свою речь и сделать её правильной, избавиться от жаргона и грубости. Он читает поэзию, журналы, изучает алгебру и геометрию, постепенно выделяя приоритетные направления.
Мартин учится день и ночь, сокращая время сна до минимума и сетуя на то, что ему вообще нужно спать. Ключевым моментом здесь является то, что знания он поглощает с неподдельным интересом, а первые пробы пера буквально льются из-под его руки. Мартину есть чем поделиться с миром, он хочет рассказать о жизни, такой, какая она есть, такой, какой он её видел: прекрасной и ужасной.
Но никто не верит в его успех, даже Руфь, хоть она и помогает ему овладеть речью. Единственный, кто уверен в том, что Мартин достигнет высот в письме, несмотря на все неудачи, – это он сам.
Внутренняя сила Мартина Идена и его упорство – одна из основных вдохновляющих составных романа. Мартин знает, что не хочет быть обычным рабочим, он хочет сам ковать свою судьбу и делает это, не полагаясь ни на кого. При этом топливом его настойчивого труда является любовь и только ради неё он стремится к славе. Это один из ключевых моментов истории.
Философский романтизм
По мере того, как Мартин познаёт мир литературы, он знакомится также с работами известных философов и ученых: Дарвина, Канта, Ницше, Спенсера. Последний произвел на него наибольшее впечатление и укрепил в молодом уме определенное мировоззрение, в т.ч. окончательно обернул его против социализма: Мартин был уверен, что побеждать должен сильнейший, а равенство для всех – путь к упадку, ведь даст тогда слабым возможность выживать и плодить таких же слабых (повеяло евгеникой немного).
Философско-политический интерес не раз приводил Мартина к жарким спорам, как с представителями буржуазии в доме Морзов, так и с рабочими. При этом, в книге создается довольно романтический образ «народных мыслителей»: бедных, но достойных людей широкой мысли, горячо обсуждающих разные идеологии, пытаясь в пух и прах острым словом разбить своих оппонентов. Люди эти знают истину жизни, хотя и могут придерживаться разных взглядов. Им противопоставляются аристократы – умные лишь с виду, напичканные знаниями и мыслями других людей, но не понимающие их до конца. А уж другие точки зрения понять не способные в принципе, за очень редким исключением, не говоря уже о генерации своих собственных.
На первый взгляд, такие вот «народные мыслители» — очень близкий многим образ. Но, все же, он довольно противоречив. Будучи противниками «классических» устоев, они живут по их правилам и пользуются их результатами, при этом сами – ничего не создают. Философские их рассуждения не приводят ни к чему и никак не влияют на мир. Дебаты происходят ради дебатов, они не решают никаких проблем, да и не пытаются это сделать. Классические «кухонные посиделки», в которых не раз участвовал, наверное, каждый из нас. Такой характер «настоящих людей», как представляют их Мартину, отчасти подтверждается и автором в одном из эпизодов.
Сам Мартин, будучи индивидуалистом и не смотря на свою самостоятельность в целом, также слишком зависим от окружающей системы. Наверное, было бы справедливо, живи он, грубо говоря, в лесу и добывая пропитание своими руками, но этого нет. Хотя, возможно, так оно и было бы, не встреть он Руфь, любовь к которой, а вовсе не честолюбие, толкало его к поискам славы в кратчайшие сроки. Частично и эту мысль подтверждает автор.
В целом, в мировоззрении Мартина Идена есть смысл, как и во многих идеологиях. Но работают они, судя по всему, только в условиях разнообразия этих самых идеологий.
Социальная проблематика
Кроме мировоззренческих вопросов, в романе поднимаются и социальные вопросы: межклассовых различий, семейных и коллективных отношений, эксплуатации труда и трудового пьянства (если можно так сказать). Последнему, к слову, в какой-то момент поддался даже сам Мартин, работая в прачечной с молодым парнем Джо. Устами Мартина Идена, Джек Лондон отмечает то, что каторжный труд превращает человека в скотину, ведь отдавая все силы сверх нормы работе, он не способен чувствовать вкуса к жизни, замечать красоту вокруг, заниматься чем-либо ещё. Лишь алкоголь на время возвращает какие-то чувства, перед новым погружением в небытие труда.
За стаканом горячительного, Джо мечтает о собственной прачечной, где никто и никогда не будет перерабатывать, а условия труда будут как можно лучшими. Сбудется ли эта мечта? Предлагаю вам узнать самостоятельно.
О личностном кризисе и любви
Примечание: здесь есть некоторые намеки на развязку истории.
Образование привело Мартина к неожиданному результату, а именно крушению представлений и ожиданий, переосмыслению окружающей реальности. При чем, неоднократно. Никто не сообщил ему известной народной мудрости: меньше знаешь — крепче спишь. И хотя Мартин не лишен определенного высокомерия, он всё же, был искренен и добродушен. Важным для него было не столько принятие его точки зрения, сколько понимание её сути. Мартин превозносил идею над формой (не пренебрегая последней, при этом, ведь в т.ч. ради умения совладать с нею он трудился денно и нощно), но образование показало ему, что в окружающем мире форма преобладает над содержанием. И это касается, конечно же, далеко не только искусства.
Взаимопонимание – также одна из основных тем в этой истории. При этом, нам показывают как важность её, так и незначительность. Например, безусловно, встретить человека, который тебя понимает – это очень важно. С другой стороны, поддержка нередко исходит от людей, которые хотя и не понимают нас, но всё равно ценят (такой, например, была сестра Мартина, Гертруда, паренёк Джо, домоправительница Мария).
Но абсолютная движущая сила в романе – это любовь. Как я говорила выше, лишь она побуждала Мартина действовать, пускай действие это и было подкреплено его искренним интересом к деятельности. В конце концов, однако, мы понимаем, что Мартин любил не саму Руфь, не её личность, а лишь её красоту и кротость; лишь тот образ, что он создал в своём мозгу при первой их встрече. Сам Мартин принимал такую любовь за безусловную.
Любовь Руфи, в свою очередь, на первый взгляд, показалась мне более честной: её тоже влекло к нему физически, но в то же время, она чувствовала и его внутреннюю силу, его характер. Она оценила его стремление к знаниям, наставляла его, хотя и не поддерживала писательские порывы. Она впустила его к себе, несмотря на то, что он был простым матросом, т.е. она видела общую их совместную жизнь даже с этой точки. Не разделяя его идей, она особо не порицала его за них. Но лишь пока это не касалось других людей. И только здесь возникает камень преткновения в чувствах Руфи: сама она принимала Мартина с его, как она считала, недостатками (экспрессивность, отсутствие стабильной работы), давала ему делать ошибки (опять же, по её мнению) но она не могла противостоять неприятию его другими людьми. Буржуазное воспитание ограничивало её в этом, и хотя она частично пошла против него, но не смогла всё же идти до конца. Оно же, вкупе с отсутствием жизненного опыта, не давало ей также до конца чувствовать Мартина.
Что иронично, и Руфь, и, главное, сам Мартин, в итоге, оказались жертвами победы формы над сутью.
Заключение
Роман «Мартин Иден» — один из моих любимых. Он не только вдохновляет целеустремленностью и верой в свои силы главного героя, но также дает немало пищи для ума, ведь история неоднозначна (не говоря уже о возможном пополнении книжного беклога). Идеальный на первый взгляд протагонист, не является таким на самом деле – у него есть свои недостатки, с ним есть о чем поспорить и он меняется (сохраняя, все же, внутренний стержень).
Теплые эмоции вызывает также яркое (хотя часто, довольно витиеватое) описание первой любви (многие, наверное, вспомнят себя в это время) и вообще чувств, как романтических, так и личностных.
В целом, рассказанное мной – лишь часть того, что есть в книге и того, что мне хотелось бы рассказать. Я, безусловно, советую прочесть её. История захватывает и постоянно держит внимание, даже при повторном прочтении. Автор неплохо играет нашим отношением к происходящему, благодаря мыслям и поступкам главных героев. Развязка необычная и оставляет после себя интересное послевкусие, ощутить которое желаю и вам.