Тема серийных маньяков и массовых преступлений, совершенных руками одиночки, всегда была и остается одной из благодатных тем для кинематографистов многих стран.
Действительно, если история не выдумана, а основана на реальных событиях (пусть даже фильм использует их на уровне идеи), данная опция несомненно добавляет новые эмоции к просмотру и новые впечатления. Порой даже не нужно ничего придумывать, стоит лишь просто следовать хронике преступлений и расследования.
Если оставить в стороне старушку Европу с ее Джеком-Потрошителем и кинематограф США с целой плеядой злоумышленников от Зодиака до Теда Банти, от Альберто де Сальво до Джеффри Дамера и переместить свой взгляд в Азию, а точнее Южную Корею, мы увидим, что и здесь истории про серийных маньяков – одна из наиболее популярных и востребованных тем, наряду с рассказами про противостояние между Севером и Югом, зомби и криминальными триллерами всех мастей.
Несмотря на то, что серийные убийства – все-таки редкость для Южной Кореи, фильмы о них начали отгружаться на киноэкраны, начиная со второй половины нулевых, и основным инициатором этого процесса считается шикарный фильм режиссера Пон-Джун-хо «Воспоминания об убийстве», о котором я обязательно расскажу ниже.
Итак, давайте же посмотрим на несколько картин, основанных на реальных случаях серийных убийств, имевших место в Южной Кореи, которые перекочевали на экраны кинотеатров и телевизоров: о чем они, как сняты, чего достигли. Поехали!
Гангстер, коп и дьявол / Akinjeon (2019)
В провинциальном городе Чхонан происходит серия убийств, которые, на первый взгляд, не связаны друг с другом. У полиции нет никаких зацепок, а предположение одного из детективов о серийном убийце не принимается во внимание. Когда же маньяк неудачно нападает на одного из местных мафиози Чан Дон-су, вершить правосудие мафия и полиция будут совместно, каждый по своим законам и порядкам.
Самый свежий фильм в представленной выборке. Основанная на реальных событиях (они имели место в 2005 году) и вышедшая на экраны в 2019 году, картина корейского режиссера Ли Вон-тхэ не хватает звезд с неба, но при этом имеет в активе крепкий и динамичный сюжет, достойную режиссуру и несколько хоть и ожидаемых сюжетных твистов, которые тем не менее заставляют прильнуть к экрану, следя за сотрудничеством и соперничеством двух казалось бы противоборствующих группировок, которые волей обстоятельств вынуждены работать вместе.
Значительную часть экранного времени картина играет на поле классических cop-movie, используя уже виденные ходы и сценарные перипетии, тем не менее, в укор данные заимствования ленте ставить совершенно не хочется. Лента под руководством Ли Вон-тхэ создает свой мир, пусть не оригинальный, но сочный и интересный, с фактурными, объемными персонажами и отличной мотивацией главных героев – мир, который хочется исследовать и наблюдать.
На мой взгляд, режиссер очень умело соединяет в кадре экшен, элементы слэшера и психологическое напряжение, а добавляя сюда умелую игру с цветом и грамотно поставленные сцены погонь (гонка на трех автомобилях – это по-настоящему хорошо) — на выходе получаем отличный полицейский триллер с легкими элементами нуара в корейском обрамлении.
Любителям конкурсов напомню, что лента была участником внеконкурсного показа в Каннах в прошлом году, вызвала восторг и критиков, а товарищ Сильвестр Сталлоне купил права на англоязычный ремейк, в котором будет сниматься Ма Дон-сок, вновь играя босса мафии, на сей раз уже в ленте made in Hollywood.
Преследователь / Chugyeokja (2008)
Бывший полицейский Чун-хо теперь работает сутенером. Однако жизнь по другую сторону закона не легче – кредиторы требуют вернуть деньги, личных отношений нет никаких, да еще начали пропадать проститутки. Предположив, что кто-то уводит у него работниц, Чун-хо находит адрес, по которому отправлялись все пропавшие девушки, и решает съездить туда сам, чтобы все выяснить.
Если предыдущий фильм – это несомненный экшен с периодическими уклонами в стилистику Гая Ричи, то здесь на экране разворачивается липкая и тягучая драма, наполненная безысходностью и страхом, да и еще и социальная драма в придачу. Тяжелая история о том, как происходят убийства не с целью чего-либо, а просто так, походя, от скуки.
Фильм, ставший дебютом в полном метре молодого корейского режиссера На Хон-джина, появился на свет на 6 лет раньше предыдущего и, как другие картины в этом списке, базируется на реальных событиях. В основу картины положены преступления сеульского маньяка-каннибала, происходившие в столице Южной Кореи в 2003-2004 годах. Уже находясь под стражей, он сознался в убийстве 21 жертвы.
Сознательно уходя от чистого, ничем незамутненного триллера, На Хон-джин решает вывернуть на изнанку всем знакомую историю о маньяке: злодей совершает преступление – его ищут – следователи пару раз наступают на грабли и ошибаются – убийца найден – правосудие совершено либо руками государства, либо самой жизнью.
Здесь все не так. Маньяк будет найден уже в середине фильма, а дальше ввиду определенных обстоятельств его отпускают, с чего начинается вторая часть фильма, который, забуксовав к середине, обретает второе дыхание и поворачивается к своему зрителю новой, неожиданной стороной.
Конечно, лента, как и ее коллеги из статьи, не лишена недостатков как в сценарии и логике поступков главных героев, но эти мелочи с лихвой компенсируются умелой созданной атмосферой огромного мегаполиса, где каждый погружен сам в себя, никому не до кого нет дела, каждый занят исключительно своими проблемами, не желая хоть на минуту посмотреть по сторонам и тем самым может быть спасти кому-то жизнь.
Воспоминания об убийстве / Salinui chueok (2003)
1986 год, в городке Хвасон изнасилованы и убиты две женщины. Местные полицейские выходят на след потенциального злоумышленника. Когда доказательств не хватает, детективы прибегают к пыткам, насилию и угрозам – они хотят поскорее закрыть дело. А между тем происходит новое убийство.
Впечатляющая криминальная драма режиссера Пон Джун-хо, в которой расследование убийств лишь реактив, который воздействует на окружающих, меняет их самих и мир вокруг них. Он меняет отношения людей, меняет психику, меняет человеческую сущность, заставляя инициативного и думающего человека превращаться в серую, безмозглую личность, окруженную себе подобными.
Вышедшая на экраны в 2003 году, картина основана на реальных событиях и убийствах, происходивших в Хвасоне в период 1986-1991 гг. и ставших одним из самых громких преступлений в Корее. Всего, по данным полиции, насчитывается 10 жертв маньяка. В статусе подозреваемых находилось более 20 тысяч человек, на следствие было потрачено около 2 миллионов человеко-дней – расследование и по сей день считается одним из самых широкомасштабных в стране за всю ее историю. Здесь, кстати, на ум напрашиваются ассоциации с популярным ныне сериалом True Detective.
В ходе расследования, сами того не замечая, полицейские становятся одержимы поисками убийцы, а когда предполагаемый преступник вроде бы найден, доказательств оказывается недостаточно, и тут на экране появляется еще один вопрос – что делать, когда ты уверен, что преступник пойман, но доказательств этому нет? Вершить правосудие самостоятельно или вновь продолжать расследование, которое идет ни первый год и скорее всего ни к чему не приведет?
Халатность и лень, коррупция и разгильдяйство – все это отнюдь неуникально и свойственно многим людям, однако если они при этом обличены властью, насилие становится вдвойне опасным. А вот что это выливается можно представить, посмотрев крепкую, жесткую полицейскую драму об искушениях и слабостях людей, которые должны исполнять долг перед обществом, но не всегда способны это делать.
Это второй полнометражный фильм Пон Джун-хо, который, как говорят, входит в число самых любимых у Тарантино. Спустя 10 лет из под его руки на экраны выйдет железнодорожно-остросюжетный «Сквозь снег», а еще через 7 лет режиссера ждет ошеломительный успех и признание с фильмом «Паразиты», но это все еще будет впереди, а пока что в копилке у ленты «всего» полтора десятка призов с различных фестивалей, восторги критиков и очередная успешная работа талантливого человека и режиссера.
Кстати, в прошлом 2019 году, спустя 13 лет после выхода фильма на экраны, полиция объявила, что наконец-то нашла убийцу, который, по словам детективов, признался в убийствах. К этому времени он уже отбывал пожизненный срок за изнасилование и убийство сводной сестры.
Это лишь немногие картины про серийных убийц, вышедшие в Южной Корее, при желании можно найти еще десяток другой аналогичных лент, причем в различных жанрах, от триллера до черной комедии. Что-то снято с явным подражанием Голливуду, что-то напротив – самобытно, что-то плохо, что-то хорошо – однако, это уже совсем другая история.
Немного пишу про кино на дзене, кому интересно — присоединяйтесь. Всегда рад новым читателям и мнениям.