Manhunt — гениальное высказывание Rockstar через призму насилия

Manhunt — гениальное высказывание Rockstar через призму насилия

В 2003 году ребята из Rockstar Games вновь оказались в центре скандала. Сначала «пропаганда» криминального образа жизни в революционной Grand Theft Auto III, а теперь «рок-звёзды» выпустили на потеху игру, где основной целью является жестокое устранение противников — Manhunt. Бывалый игрок, услышав это наименование, сразу вспомнит о расчленёнке и разного рода психопатах — в конце концов, игра была запрещена во многих странах и недоступна к покупке в России.

Казалось бы, что кровавая баня, происходящая на фоне городских развалин и мусорных полигонов не несёт в себе глубокого посыла, но на самом деле разработчики подкинули несколько вопросов для рассуждения и утаили в игре глубокое социальное высказывание, показанное через призму насилия и жестокости.

Прежде чем приступать к разбору, предлагаю освежить память (либо же узнать, зависит от тебя, дорогой читатель) о том, что же происходит в этой игре. Главный герой — Джеймс Эрл Кэш приговорён к казни посредством ввода умертвляющей инъекции. Последняя попытка избежать наказания Фемиды, вырвавшись из оков закреплённых на операционной койке кожаных браслетов, заканчивается неудачей и тумаками от крепких надзирателей.

К счастью главного героя, санитарам также прописали «инъекцию», но в этот раз денежную — сделал это режиссёр-неудачник Лайонель Старквеззер, который изначально обладая «необычными» наклонностями, совсем слетел с катушек после череды поражений на поприще кинематографа. Кэш остался жив-здоров, но в благородство режиссёр играть не собирается — герой либо становится участником жестокого шоу, за которое платят богатые извращенцы, либо ему отрезают голову и скармливают останки предыдущей звезде — сумасшедшему толстяку Пиггси, который возомнил себя свиньёй и носит одежду из кожи. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, принадлежит эта кожа свинье или другому актёру…

С точки зрения дизайна, игровой процесс нетипичен. Игрока вынуждают действовать скрытно: территорию патрулирует множество противников, которые к тому же имеют вооружение от биты до огнестрела. Зато на нашей стороне будут тени и потаённые уголки улиц. Подгадать нужный момент, проскользнуть за спину к отморозку и устроить показательную казнь, дабы запугать других — вот наша тактика. Момент кровавого наказания обретает аутентичный вид благодаря эффекту VHS-кассеты и жуткому эмбиенту, звучащему на протяжении всей игры и больше напоминающему звуки ночных улиц.

Пришла пора выяснить, какие же темы для размышления игрокам подкинули разработчики из Rockstar Games.

ШАНС НА ИСКУПЛЕНИЕ

Мало что мы знаем о прошлом Джеймса Кэша. Очевидно одно — человек он не совсем законопослушный, а учитывая происходящее в игре — характером обладает бунтарским. Убивает он хладнокровно и, как говорится, на выдумку хитро. В конце концов, не просто так ведь его приговорили к смертной казни?

Но давайте вспомним другие проекты Rockstar, в том числе и Manhunt 2. Какие в них главные герои? Среди них нет закоренелых ублюдков, это люди которые в силу закалённого характера целенаправленно нарушают правила для достижения своих целей, либо же, как в случае серии Manhunt, жертвы обстоятельств. Вполне возможно, что Джеймс расправился с группой мафиози, за что в суде ему и вынесли высшую меру наказания.

Джеймс не получает садистское удовольствие от убийств, не является извращенцем или насильником. В ходе игры ему вечно наступают на пятки настоящие душегубы и пытаются загнать в угол. Сдаться в надежде на пощаду? Это не в стиле Кэша… Поэтому игра и называется «Manhunt» — охота на человека, ведь охота ведётся именно на него. Он является загнанным зверем, а остальные лишь жадные до крови шакалы с нестабильной психикой.

Вспомним репортёршу и семью Джеймса (которая, увы, не хотела иметь ничего общего с родственником) — это одни из немногих мирных гражданских в Карцер-Сити. Девушку-журналиста Кэш защищал — во первых он, конечно же, джентльмен и не мог дать её в обиду, а во вторых хотел, чтобы она донесла общественности правду об этом ужасном городе. А что касается семьи, то он без раздумий пошёл выручать родственников из беды, а когда узнал об их гибели, его охватил неописуемый гнев и стойкое желание отомстить Старквеззеру.

В конце игры Джеймса ждёт искупление за все грехи. Он прошёл кровавый путь длиною в ночь, освободился от оков и совершил возмездие, сделав мир чуточку лучше. Музыкальное сопровождение из конца игры ознаменует солнечный рассвет, и рассвет в жизни Кэша.

МОРАЛЬНОЕ ДНО

Ещё один аспект, на который разработчики хотят обратить внимание игрока и заставить его рассуждать — порог морального дна, на которое способно опуститься человеческое создание ради удовлетворения своих прихотей.

На пути Джеймса повстречается множество разношёрстных маргиналов: садисты, наркоманы, каннибалы — лишь малая часть ублюдков, рано или поздно получающая осколок стекла в глаз или молоток в черепную коробку. Некоторые из них переступили тонкую грань и назвать «человеком» их трудно. Скорее, у них осталась лишь человеческая оболочка, да и то, испорченная химической отравой, шрамами и сатанинскими татуировками.

Конечно, более широко эту тему раскрывает Manhunt 2 — в ней есть клубы извращенцев, полицейский произвол, а сам сюжет крутится вокруг бесчеловечных экспериментов с человеческой психикой (некоторые кадры оттуда напоминают даже «заводной апельсин» Кубрика) . Но и в первой части есть интересные моменты, например военная преступность — главарь наёмников является ветераном армии, да и его подчинённые уж точно не взяты с улиц. Они готовы выполнять любые цели ради получения финансовой награды.

Rockstar хотят снять розовые очки со среднестатистического игрока и показать ему, что подобные «персонажи» вовсе не выдумка произведений массовой культуры и городских легенд — даже твой сосед может уподобиться Старквеззеру и мастурбировать на жестокие пытки (а именно этим зачастую и занимается режиссёр на протяжении игры, не скрывая стонов). Раскрыта ли разработчиками эта тема достаточно подробно? Увы, нет, но оно и не надо — глупый не поймёт, умный допрёт сам. Главное, что к этому размышлению они плавно подвели. В конце концов стоит просто понимать, что по улицам может свободно ходить жестокий маньяк, а любимый актёр может болеть сексуальными отклонениями.

Чаще всего игры Rockstar Games показывают реальный мир и высмеивают общество, которое далеко от идеала, рассказанного во второсортных книжках или о котором нам говорят по телевизору. Подобная участь не обошла и Manhunt, но на сей раз это не шутки, а жестокий и кровавый чёрный юмор, проливающий свет на степень человеческой аморальности также, как игрок в лице главного героя проливает кровь отморозков.

 

Источник

Читайте также