Мальчик и смерть: обзор фильма «Тайна Коко»

23 ноября в прокат РФ вышел очередной фильм студии Pixar — на этот раз несомненно хороший.

В последние годы со студией Pixar происходит что-то странное. В поисках тем для исследования её сценаристы забрели на тёмную территорию, с которой пока явно не собираются уходить.

Если внезапное появление «игрушечного холокоста» в «Истории игрушек 3» ещё могло показаться неким интересным отступлением, то теперь идею бренности человеческого бытия можно считать в творчестве студии центральной.

Та же «Головоломка» — по сути, игриво поданная хроника подростковой депрессии, а «Тачки 3» — кино про кризис среднего возраста и старость, в котором Молния Маккуин после череды неудач признаёт, что ему пора уступить дорогу молодым.

И «Тайна Коко» представляет собой определённую черту в творчестве Pixar. Это семейное кино про смерть. В нём находят своё завершение идеи сразу нескольких фильмов студии, включая незабвенный «Вверх!», который тоже намекал на то, что кончина и старость могут быть началом, а не концом.

С первых минут «Коко» напоминает «Сто лет одиночества». Зрителя погружают в жизнь одной большой мексиканской семьи, у которой, конечно же, есть своё проклятье. Прабабушку Мигеля, главного героя, давным давно бросил муж, решивший посвятить свою жизнь гитаре и публике, а не жене с ребёнком. С тех пор музыка в клане Ривера превратилась в символ безответственности.

Но 12-летний Мигель — не такой, как все. Он не хочет делать башмаки, как его родственники. Он хочет играть на гитаре и петь, как его кумир — знаменитый певец Эрнесто де ла Крус. И так уж выходит, что у мальчика появляется шанс встретиться со звездой — Мигель попадает в загробный мир, где рискует остаться навсегда, если к утру не выполнит одно непростое для него условие.

С попаданием в царство мёртвых «Коко» сильно напоминает по своему характеру «Головоломку». Здесь тоже есть вымышленный мир, который живёт по жёстким законам, связанным с реальной жизнью.

Сценаристы фильма взяли поверья и традиции мексиканцев и превратили в красивую утопию. После смерти в мире «Коко» люди превращаются в симпатичных скелетов и живут в большом разноцветном городе — но только до тех пор, пока о них помнят на другой стороне. Потом наступает вторая смерть — окончательная. А раз в год повидаться с родными на День мёртвых разрешают только тем покойникам, чью фотографию родственники ставят на специальный алтарь.

Не мудрено, что «Коко» сразу же стал самым кассовым фильмом в истории Мексики. Отдавая дань местным традициям, картина осовременивает их — например, показывает грань между мирами как обычный пограничный контроль. И в то же время здесь всё дышит Мексикой — в озвучке задействованы только испаноязычные актёры, а местная музыка вообще занимает в сюжете центральное место.

«Коко» в очередной раз доказывает, что Pixar способна раскрыть любую узкую тему так, что она будет понятна во всём мире.

История Мигеля — возможно, самый важный фильм про Мексику в истории. И снят он прежде всего с любовью к теме, а не в целях продвижения расового разнообразия в кино.

И самое главное, «Коко» — это не очередной анимационный фильм с песнями и концепцией ради концепции. Поверх всех интересных задумок это просто хорошее кино с интересным сюжетом.

Когда главный герой приближается к своей мечте, разрешив множество противоречий внутри своей огромной семьи, история сбивает зрителя с ног, выводя на самые мощные и искренние эмоции, которые возможно получить от анимационного фильма.

К финалу главный герой не только признаёт смертность — свою и своих близких — но и спокойно принимает тот факт, что кончина является неотъемлемой частью жизни.

И, что ещё важнее, Мигель понимает, что самый короткий путь в вечность — это не слава, которой можно лишиться в миг, а семья, которая тебя никогда не забудет.

Возможно, кому-то концепция «Родная кровь прежде всего» покажется чуждой, но в историю «Коко» она вписывается идеально. Уж очень это… по-мексикански.

 
Источник: DTF

Читайте также