Я обожаю всю серию игр Max Payne. Пожалуй, одна из любимых франшиз, каждую часть которой я люблю больше предыдущей. Ещё в раннем детстве играл в первые и проникался особым настроением. Но, вопреки, расхожему фанатскому мнению, мой фаворит в этой трилогии — финальная часть. Так что в этом посте я буду отстаивать её честь.
Вот знаете то чувство, когда что-то настолько гениально, что ты даже боишься как-то об этом высказаться, чтобы не оскорбить шедевральность произведения своим плебейским криво сформулированным мнением, ведь оно достойно большего. Это — именно тот случай. Я прошёл игру раза 4: в момент выхода, несколько лет спустя уже в стиме и вот перепрошёл её вновь, а затем ещё раз на самой высокой сложности. Но так и не удосужился написать обзор. Потому что… нет слов. Ругать — всегда намного проще. А в случае с этой игрой — хочется восхвалять и защищать от любых нападок, подобно тому как Макс встал на роль телохранителя.
ХДЕ НУАР?
Сказать честно, прошлые части я воспринимаю больше как некий мета-нуар (особенно 1). То есть, игра позиционирует себя как нуар, но при этом одновременно очень тонко сама себя и стебёт, показывая череду самых заезженных клише жанра и разбавляя это юмором. Эта же часть — самый настоящий нуар, коим я в полной мере проникся без всякой (мета)иронии, где характерное серии настроение всё ещё сохранилось, пусть частично и трансформировалось.
По началу, в общем масштабе, история кажется гораздо менее значимой в жизни Макса, но, парадоксально, она потому и цепляет — отсутствием свойственного для драм некоего пафоса. На замену театральному трагизму пришла приземлённость. Макс больше не тот же бравый герой, каким мы привыкли его видеть. Он разбитый, апатичный, рефлексирующий. Он — человечный и живой. Сложно было вообще не измениться после всего, что с ним случилось, но при этом остаться самим собой. Да, в этой части он больше не теряет очень близких ему людей, но он пытается окончательно не потерять себя: найти какой-то смысл, предназначение. И в этой с первого взгляда проходной истории он, спасая вроде бы ничего не значащие для него жизни, хочет в первую очередь хоть сколько-то искупиться за прошлое, найти в себе стержень и гармонию. Залечить свои раны и буквально выплеснуть на очередной толпе ублюдков всё что в нём накипело, всю свою боль. Макс нисколько не позиционирует себя как героя, он трезво оценивает себя как потерявшего всякие ориентиры убийцу, но он искренне пробует сделать хоть что-то хорошее. Именно поэтому он вновь лезет на амбразуру ради каких-то зажравшихся детишек, которые не должны иметь для него никакой ценности. И, знаете, в этом как минимум не меньше драмы и глубины, нежели в уже приевшемся тропе: смерти семьи или девушки. А то и больше.
Rockstar могли пойти по протоптанной всеми тропе и подсунуть Максу какого-нибудь сынишку (от пьяных гулянок) или новичка-напарника, к которому он бы привязался и защищал. Ну, знаете, этот заезженный приём, когда главный герой на пенсии, и в основу сюжета закладывают его взаимодействие с сынишкой/новичком. Как в том же God of War и куче фильмов. Пожалуй, такой шаблон сюжета даже лучше бы сработал на массы, но это не путь развития характера. Макс уже пытался оберегать близкого человека в прошлой части.
И если 1 часть: поиск смысла в мести, возмездии.
2 часть: поиск смысла в другом человеке (Мона).
То 3 часть: поиск смысла в самом себе.
Макс наконец не пытается найти нить жизни во внешнем: в мести всем и вся или в роковой киллерше, с которой, в общем-то, у него на самом деле не было так много взаимодействия, чтобы полюбить по-настоящему — он лишь пытался перекрыть пустоту в себе страстной влюблённостью. Он наконец заглядывает вглубь себя, а не ищет опоры снаружи. Осознавая, во что он превращается, — в пьяное нечто, неспособное отличить добро от зла — он наконец делает решительные шаги к тому, чтобы измениться и нащупать себя настоящего, себя прежнего — того Макса ещё до 1 части, который был благородным крутым копом и помогал людям. Именно поэтому в переломный момент он символически бреется налысо, как бы начиная новую главу (а не чтобы закосплеить Крепкого орешка) и перестаёт бухать (по этой же причине чем дальше, тем меньше визуальных глитчей).
Игра пробивает буквально с самой первой открывающей сцены под шедевральную заглавную музыкальную тему. Эта музыка ещё никогда не была так кстати и не ложилась на речь героя настолько филигранно. Уже даже в интро наш старый-недобрый Макс показывается нам намного более живым, чем в прошлых частях, — измождённый, терзающий себя, бросившийся в пучину алкоголизма как самый обычный человек. И при этом, как бы Макс в себе не застрял, он наконец вышел из своего вечного буллет-тайма — застывшего времени, где он навсегда обреченный герой-полицейский под дождём в тесных улицах Нью-Йорка, ищущий возмездия. В этой истории он пытается двигаться дальше, переступая через себя. Поэтому именно в этой части ты сильнее всего ощущаешь боль и пустоту Макса, ибо он перестал быть заложником карикатурного образа, пусть и остался тем же персонажем.
После всех событий, игра смогла не скатиться в фарс. Более того, по восприятию, это самая серьёзная и мрачная история. С тем же, однако, почерком: Макс всё тот же циник-философ, но уже изрядно уставший от этого дерьма. То есть, авторам удалось удержать баланс между тем, чтобы дать герою развитие, но при этом оставить его самим собой. Да, фразы Макса теперь более броские и экспрессивные, но ведь не менее цепляющие. Стреляет крутыми цитатами он не хуже, чем из обычного оружия. И в целом монологам веришь даже сильнее. Меньше нарочитой литературности, больше живости.
Вместе с Максом сменилось и окружение. Кто-то отмечает это как явный минус, а я в этом проблемы не вижу от слова совсем. Даже наоборот. Кардинальная смена обстановки символизирует попытку Макса сбежать из темных коридоров прошлого, вырваться в «светлый и тёплый мир». Вот только так выходит, что он сам продолжает тащить тьму за собой.
Новому Максу не нужен заснеженный Нью-Йорк чтобы примитивнейшим образом отразить мрачность произведения. Новый Макс — сам по себе ходячий нуар. Самый максимальный Макс, и самый правильный Макс, — таким, каким он должен быть. Примечательно, что даже одежда и образ героя меняется под окружение, растворяя его в пространстве. Это один из классических тропов нуарных фильмов. И гавайская рубашка на нём не просто так, а, опять же, чтобы растворить героя на фоне фавелл и джунглей.
Нуарных приёмов в игре ещё много: и нелинейное повествование, и роковая женщина как точка отсчета истории (из-за которой Макс развязал перестрелку в баре), и цветокор, и «герой-одиночка против всех», и заговоры, и даже такие классические мелочи как свет падающий на героя через жалюзи… Всё перечислять не буду.
Поэтому я абсолютно не разделяю претензии о том, что 3 глава не каноничная или не нуарная. Ведь она наоборот шагнула вперёд. Я не отрицаю, что дилогия тоже в своём роде и особенно для своего времени шедевральна, но если так посмотреть с высоты полёта, то ничего сверх-выдающегося в плане сюжета там не было, напротив, где-то эти части более клишированные. А мрачная атмосфера сюжета и трагедии ГГ в оригинале просто убивается:
1. Этой идиoтской ухмылкой Макса. У чувака убили жену и дочь, а он давит лыбу;
2. Наркотрипами с неуместными пробитиями четвертой стены, выбивающиеся из мрачной атмосферы, которой якобы окутан сюжет, и не даёт сопереживать герою;
3. Синдромом золотой рыбки Макса. Вроде как он идёт расследовать, кто же и зачем убил его жену, но он забывает о том, что случилось буквально через 5 минут игры, и фактически никак не рефлексирует на эту тему.
Потому во многом Макс выглядел больше как мета-пародия, деконструирующая жанр нуара, сделанная студентами для курсовой работы. При этом я нисколько не умаляю достоинств этих игр, я их искренне люблю и ценю.
Но авторам третьего Макса Пэйна буквально пришлось разгребать все проблемы франшизы и штопать те сюжетные дыры, которые оставили за собой авторы первых частей. Макс в 3 части наконец-то обратил внимание, что как бы вокруг у него умерли близкие люди. Теперь он не просто отпускает хитровыебaные монологи про рождественскую ёлку на то, что видит вокруг — нет, теперь он смотрит на вещь, потом внутрь себя и рефлексирует по поводу СЕБЯ — как и должен, блин, персонаж НУАРНОГО произведения. Наконец-то людям показали, что Нуар — это не только дождливые переулки спального района мегаполиса. Можно заметить, что даже в финальной сцене, где светит солнышко, цвета всё равно приглушённые и как бы лишённые радости и красок. Это то, как видит мир человек с деперсонализацией в следствии затяжной депрессии.
Весь смысл его поездки в солнечную Бразилию — это не спастись от мафии, а уйти от прежней жизни, но нихрена у него не выходит, и мрачная атмосфера преследует его везде.
Как говорится, можно вывезти Макса из нуара, но нуар из Макса не вывести…
Можно, наверное! Частично, хотя бы. На что намекает концовка. Где ему таки удаётся простить себя и уйти на покой (уже без бухла). А значит, что всё было не зря, и что герой наконец обретает надежду на более светлые тона. На мир в себе.
Это ли не то самое закономерное развитие и закрытие арки героя, которого так не хватало? Которое заслужил наш настрадавшийся старик.
ГЕЙМПЛЕЙ
Однако больше всего, конечно, жалко спину главного героя. Вот она-то за все акробатические номера натерпелась больше всех… Хотя, может, в этом и секрет энергии боевого старичка.
«в день два раза вот это упражнение делай позвоночник не будет болеть».
К слову, прыжки тут действительно отменные, как и залипательное слоу-мо. Что я только гениальность задумки и атмосферы всё хвалю? Пора похвалить и без преуменьшения гениальную шутерную часть, ведь, на минуточку, это основа геймплея. А смертоносно скакать, я вам скажу, тут даже кайфовее, чем в жизни с размаху прыгнуть спиной на самый мягкий диван. Полетел — в замедлении смачно разрядил обойму по тупым бошкам — прилёг отдохнуть и перезарядиться. Что может быть лучше.
Не, без шуток, стрельба в игре по истине восхитительная. Несмотря на то, что на протяжении всех часов ты только и делаешь, что палишь по головам, — это вообще не успевает надоесть. И хотя разнообразие оружий в игре не сказать, что совсем великое, но каждое ты по-настоящему ощущаешь в руках героя, причем по-разному. Каждый хедшотик на ходу или в слоумо вызывает микро-оргазм, ибо каждое попадание реализовано максимально сочно. А противники, помимо того, что являются прекрасной мишенью, реалистично реагируя на каждое попадания в разные части тела, вместе с этим умеют и создать вызов (особенно на высокой сложности), в зависимости от ситуации окружая, прячась или кидая гранаты. В свою очередь, игрока намеренно лишают грен, дабы не сбить динамику геймплея, обделяя возможностью только прятаться за укрытием (которое часто разрушается). Потому в какой-то момент ты входишь в кураж и ощущаешь камикадзе-вайб, несясь в толпу напролом и прыгая в неё как рок-звезда со сцены (при том что это полностью коррелирует с фаталистичным состоянием Макса, готового умереть в любую секунду). Ни в одной игре я такого не ощущал. Перестрелки в этой игре, без иронии — искусство. Я могу с уверенностью сказать, что даже на 2023 год: Max Payne 3 — лучший шутер от 3 лица.
А кат-сцены не только не сбивают волну страсти, но и дополняют происходящее. Геймплей максимально плавно перетекает в эпичнейшие кат-сцены и обратно, без единого загрузочного экрана, заставляя тебя быть погруженным в движуху без остановки и чувствовать, будто ты находишься буквально внутри кино-боевика.
НЕМНОГО ПРО СЮЖЕТ
Пару слов скажу в защиту этого аспекта. Да, не выдающийся и не величайший со сценарной точки зрения, если рассматривать в вакууме. Но абсолютно соответствующий настроению и атмосфере игры. Честно, для меня конкретно сам сюжет в Max payne никогда не казался чем-то супер-крутым. Что в 1 части клише, что во 2. Однако в 3 части сюжет хорош тем, что сосредоточен именно вокруг Макса и не распыляется на кучу всего другого. Свои повороты в игре есть. Я, например, при 1 прохождении действительно не понимал: предатель Пасос или друг? И что за чертовщину развернули вокруг Макса.
К слову, насчёт персонажей. Да, могу согласиться, что ярких образов, ну, маловато. Однако тот же Пасос мне запомнился куда больше, чем любой второстепенный персонаж 1 части, он не такой плоский, имеет свои мотивы и некую серость (где-то он наговнил герою, где-то помог, но в итоге он не представляется ни злодейским злодеем, ни однозначно другом). Его жена раскрыта как милая девушка, которая несмотря на статус действительно хочет помогать нищим не ради социальных очков, а потому что вот такая душа добро-наивная. А тот же придурок (Марселло) по своей дебильности не особо уступает Винни Гоньитти как образ. Колоритный коп, который проливает свет на правду Максу, тоже норм перс. Злодеи же, ну, по канону раскрыты примерно на уровне прошлых частей.
Ещё хочу отметить некий символизм с линией Пасоса и его спасенной женой. Для Макса это и есть некое символическое искупление за прошлое. Не даром Пасос — тоже бывший коп с семьей, но который смог (благодаря Максу) выйти из этой истории не потеряв близких и себя. Красиво.
ИТОГ
Если же подытожить, то игра не только смогла не потерять свой дух, но и смогла развить его в нужном направлении. Подарив нам взрывную шипучку, наполненную не только фирменным сарказмом и цинизмом, но и глубиной. Не говоря о том, что это самый мощный сингл-шутер от 3 лица.