Мафия уже не та, что раньше: обзор «Ирландца» Мартина Скорсезе

Эпический долгострой и, возможно, последний великий фильм о мафии.

Мартин Скорсезе задумал «Ирландца» — экранизацию документальной книги «Я слышал, ты красишь дома» — ещё 2007 году, но смог реализовать лишь спустя десятилетие. Долгое время все студии отказывались давать именитому режиссёру необходимый бюджет — серьёзные даже по меркам блокбастеров и совсем уж неприличные для авторского 150 миллионов долларов. Да и от идеи 3,5-часовой драмы о гангстерах (жанра, прямо скажем, сейчас не сильно популярного) продюсеры были не в восторге.

Но Скорсезе категорически отказывался сбавлять амбиции и ни в какую не соглашался ни на меньшие деньги, ни на более приемлемый хронометраж. И в 2015 его упорство наконец дало плоды: фильм, то ли от большой веры в режиссёра, то ли ради репутационной выгоды, подобрал Netflix и дал творцу полный карт-бланш на осуществление его самых смелых идей.

Мафия уже не та, что раньше: обзор «Ирландца» Мартина Скорсезе

Сейчас, когда «Ирландец» вышел, стало понятно, почему для Скорсезе так важно было сохранить своё оригинальное видение. Это фильм, который попросту не мог бы существовать в меньших масштабах: ведь история Фрэнка Ширана, простирающаяся от Второй мировой до (почти что) наших дней — не просто очередная биография запутавшегося гангстера. Это эпитафия всему криминальному жанру, приговор самому явлению мафии и всем фильмам, что эксплуатировали тему «коза-ностры» и славных парней в широкополых шляпах.

И не так уж важно, насколько история Ширана — повязанного с итальянской мафией убийцы, известного в кругу своих как Ирландец — соотносится с реальностью.

О его дружбе с известным в США профсоюзным дельцом Джимми Хоффой (между прочим, некогда одним из главных подозреваемых в деле об убийстве Кеннеди) и связью с его исчезновением автор книги «Я слышал, ты красишь дома» писал со слов самого Фрэнка, уже старого и немощного. Легко способного переврать, забыть или просто придумать события из своей жизни.

Собственно, фильм Скорсезе и строится как рассказ пожилого гангстера, который зритель не обязан принимать за чистую монету. Он скачет между эпохами и событиями, временами отвлекается на вроде бы неважные детали — семейные неурядицы, забавные случаи, биографии не сильно ключевых в истории персонажей. Так о прошлом рассказывают старики своим внукам, пытаясь научить тех жизни: и этот способ повествования идеально подходит «Ирландцу».

Только тут сам режиссёр и есть тот самый старик, который вспоминает своё прошлое, рефлексирует и переосмысляет его.

Скорсезе — человек, который во многом и создал современное гангстерское кино — вдруг начинает спорить с собой: «Ирландца» легко представить такими отзеркаленными «Славными парнями». Но оба фильма, работая в том же пространстве, с почти теми же героями (некоторые имена реальных гангстеров встречаются в обеих картинах) и, временами, даже заимствующие целые диалоги (и там, и там есть рассуждение о том, как итальянцы не умеют придумывать детям имена и называют всех одинаково), приходят к совершенно противоположным выводам.

В «Славных парнях» или, скажем, дебютных «Злых улицах» Скорсезе показывал криминальный мир местом, как ни крути, романтизированным, и даже обязательные неприятности героев оправдывал тем, что жить так, мол, всё равно веселее (в финале «Парней» Лиотта, чуть не потерявший жизнь из-за мафии, по-прежнему скучает по прошлой разбойной жизни). Это мир гротескных квартир и тёмных баров, где жён возбуждает опасность, а абстрактный «кодекс чести» ценится выше дурацких государственных законов.

«Ирландец» же помещает героев в чистенькие кабинеты и залитые светом магазины, показывает, что зло никогда не уходило в тень от дешёвых барных абажуров, а находилось на самом виду. Скорсезе не покинуло ни чувство юмора, ни чувство ритма — фильм часто бывает очень смешным и, несмотря на исполинский хронометраж, никогда не теряет динамики — но в его портрете мафии больше не осталось былой симпатии.

Да, есть отдельные симпатичные персонажи, но систему в целом, помешанную на мнимых ценностях и заставляющую людей общаться какими-то несуразными речевыми оборотами (в одной из сцен герои Джо Пеши и Аль Пачино банально не могут поговорить, потому что каждое предложение вынуждены начинать с осторожного «ну это не я так думаю, но по-мнению некоторых…») он показывает абсолютно бесчеловечной. А насилие больше не способно никого привлечь — лишь оттолкнуть от героя даже самых близких людей.

Очень интересно, как сильно у Скорсезе с возрастом сменилась оптика. Может, дело всё в сложных отношениях режиссёра с верой, которые он наконец осмыслил в своём предыдущем фильме, «Молчании». На него «Ирландец» в чём-то похож даже больше, чем на своих криминальных собратьев: оба фильма — очень вдумчивые, по-хорошему эстетские, о героях, что временами молча вглядываются в пустоту и пытаются найти себя в общении с богом.

Оба, в конце концов, о людях, которые жертвовали всем, чем могли, ради сомнительной цели: в случае с «Молчанием» — оправданной верой, в случае с «Ирландцем» — оправданной спорными «понятиями» и потому абсолютно деструктивной.

Там, где большинство фильмов о мафии заканчивается, у Скорсезе начинается самая мощная часть: разрывающий эпилог, почти буквально показывающий процесс разложения устаревшей мафии. Бойкие рассказы о былых подвигах сменяются гнетущими сценами, в которых безобидные теперь уже старички из последних сил цепляются за жизнь и ценности, которые не имеют больше никакого смысла.

Мысль о том, что насилие всегда порождает насилие и не приводит ни к чему хорошему, разумеется, не нова и очень банальна. Но никто, кажется, не демонстрировал это настолько проникновенно, как «Ирландец».

И понятно, почему для этого фильма Мартину так необходимо было собирать всю «старую гвардию»: Роберта Де Ниро, Аль Пачино, Джо Пеши и Харви Кейтеля, играющих тут, простите за банальность, как в последний раз (кроме Кейтеля, которого просто очень мало). И ясно, зачем Скорсезе понадобились сложные технологии омоложения — чьи результаты выглядят здесь, кстати, порой сильно лучше, чем в диснеевских блокбастерах.

Только с этими лицами, интуитивно ассоциируемых зрителем с кино о гангстерах и мафии, он смог бы донести свой посыл. Устроить масштабную деконструкцию криминального кино, подвергнуть сомнению всё то, что сам культивировал многие годы.

«Ирландец» — это, скорее всего, последний гангстерский фильм Скорсезе. И — вместе с вышедшим в этом же году «Предателем» итальянского классика Марко Белоккьо, говорящем на ту же, в общем, тему — это фильм, после которого про мафию лучше ничего больше не снимать.

 

Источник

Читайте также